Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Май » 31 » Скачать Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:52
Скачать Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных бесплатно

Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных вузов

Диссертация

Автор: Акулова, Лариса Алексеевна

Название: Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных вузов

Справка: Акулова, Лариса Алексеевна. Социально-философские основания реализации эстетической функции языка в формировании духовной культуры военнослужащих военных вузов : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Москва, 2003 210 c. : 61 04-9/316

Объем: 210 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
§ I Понятийно-котегориальный аппарат формирования законодательство" в сфере культуры
§ 2 Системный подход к законодательству в сфере культуры
§ 3 Концептуализация законодательства в сфере культуры
Глава II АКТУАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СОВРЕМЕННОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
§ I Либерально-просвещенский подход к регуляции культурной жизни общества
§ 2 Традиционные методы нормирования актуальной культурной практики
§ 3 Культурная политика как инструмент применения законов в сфере культуры

Введение:

Актуальность исследования в целом связана со сложной российской ситуацией смены государственной идеологии, мировоззрения и идеалов, культурных запросов существенной части населения, в том числе и его представлений о новом либерально-демократическом законодательстве в сфере культуры.
Рассмотрение отечественной законодательной базы в сфере культуры в контексте мировоззрения XX века, раскрытие множественности уровней самого понятия "законодательство в сфере культуры" требует глубокой концептуализации самого принципа взаимного согласования процессуальных норм регуляции общественных отношений и правовых основ культуры. Сложный феномен законодательства в сфере культуры нуждается в точном определении сущности, границ, философских оснований.
Непосредственная актуальность проблемы обусловлена целой цепью противоречий между потребностью общества в целостной концепции законодательства в сфере культуры; осмыслении культурной политики во всей полноте специфики целей и технологий управления динамикой культурных процессов и ценностных ориентаций с учетом социокультурной стратификации населения; согласовании всего этого с национальными традициями, обычаями и нравами; выявлении специфики законотворчества в сфере культуры по сравнению с иными отраслями общественной жизни и т.п., с одной стороны, и реализации всего этого в социальной практике государства, с другой. Внедрение соответствующих культурных установок в жизнь детерминирует поведение человека в конкретном типе учреждения культуры или социокультурной коллизии, уровень его рефлексии собственной деятельности.
Сопоставление различных мировоззренческих позиций по проблеме законодательства в сфере культуры показывает, что недостаточная четкость позиций государства в данном вопросе, реализуемая как в принципах, так и в реальной практике российской культурной политики, оказывает негативное воздействие на всю инфраструктуру культуры, ее психологическое состояние и практическое функционирование.
Осмысление генезиса и основного содержания законодательства в сфере культуры, переживаемого российским обществом в контексте конфликта ценностей, рассматриваемого как атрибут переходного периода, порождает необходимость данного исследования. Отсюда актуальность поднимаемой нами проблемы вытекает из противоречия между состоянием законодательной базы культуры в России на данном этапе и объективными социокультурными потребностями общества в культурной политике, отвечающей современному этапу исторического развития.
Степень разработанности проблемы. Культурно-философская мысль всех времен и народов всегда уделяла повышенное внимание проблемам нормативных аспектов культуры, высшей формой реализации которых является государственное законодательство в сфере культуры. К примеру, вся китайская классическая философия (Конфуций, Мо Ди, Лао Цзы и др.) практически целиком сводилась к этико-нормативным аспектам социокультурного бытия общества. Большинство религиозных текстов древности, как и утопических проектов идеального социального устройства времен Средневековья, Возрождения и Просвещения, так или иначе были посвящены проблемам социокультурного упорядочения и регуляции социальной и культурной жизни людей. Этот вопрос был в числе основных в ходе петровских реформ в России и многих преобразовательных замыслов Екатерины II. Однако лишь в китайской традиции нормативные акты в сфере культуры со времен ранней древности получили выраженную институциональную форму. В Европе же только со второй половины XVIII - начала XIX вв. в трудах "отцов американской демократии", в Гражданском кодексе Наполеона, во взглядах русских декабристов и последующей дискуссии между славянофилами и западниками проблема придания культурным нормам институциональных форм, их подъема с уровня этнических обычаев и традиций на уровень специального государственного законодательства в сфере культуры встал на подлинно научную основу.
В отечественной философии нормативность культуры и обеспечивающее ее законодательство традиционно рассматриваются через соотнесение с категорией развития сознания личности в процессе становления ее деятельностных сил, в ракурсе зависимости законодательства от социальной детерминации познания (А.И.Арнольдов, Н.Ф.Бучило, Г.Н.Волков, И.В.Демидов, Э.В.Ильенков, Б.И.Каверин, В.А.Лекторский, В.П.Малахов, В.С.Степин, А.Н.Чумаков, В.Г. Юдин и ДР-)
Одним из важнейших в разработке понятия "законодательство" является всестороннее осмысление ценностного аспекта общественного бытия, реализуемого в законах, чем занимались С.Ф.Анисимов, В.М.Демин, Д.И.Дубровский, А.Г.Здравомыслов, В.В.Тугаринов, А.К.Уледов, Н.З.Чавчавадзе, А.И.Яценко и др. Общее в исследованиях этих авторов -признание морально-нравственных ценностей важнейшими регуляторами структуры и функций духовной жизни общества.
Проблема системности и упорядоченности в динамике культурного бытия общества (формирующейся как стихийно, так и средствами законодательства) находится в центре исследовательского внимания и крупнейших теоретиков культуры - Л.Н.Буевой, В.Д.Диденко, С.Н.Иконниковой, М.С.Кагана, Т.Ф.Кузнецовой,
И.К.Кучмаевой, Д.С.Лихачева, Э.С.Маркаряна, В.М.Межуева, Э.А.Орловой, К.Э.Разлогова, В.И. Толстых, В.Г.Федотовой, А.Я.Флиера и др.
Однако проведенные исследования по законодательству в сфере культуры носят в основном поисковый, а не концептуализирующий характер. В связи с этим можно констатировать, что обобщение современных знаний и представлений об этом феномене на философском уровне фактически еще не предпринималось.
Теоретические обобщения тесно связаны с реальной, духовно-практической деятельностью людей. Поэтому отдельные проблемы законодательства в сфере культуры изучаются представителями многих специальных наук.
Социологические аспекты законодательства в сфере культуры раскрыты в работах И.В.Бестужева-Лады, А.В.Дмитриева, Т.И.Заславской, И.Г.Ионина, В.П.Лященко, Б.Д.Парыгина, В.А.Ядова и др.
Правовые аспекты культуры рассматривались с точки зрения законодательной техники Д.А.Каримовым, А.Е.Козловым, Р.З.Лифшицем, Б.М. Лазаревым, В.С.Нерсесянц, С.В.Полевановой.
Конкретно-практическому решению проблемы законодательства в сфере культуры способствуют труды Н.Н.Губенко, В.И.Ерёменко, В.Б. Исакова, Ю.М.Новолодского, В.Т.Пуляева, В.П.Чурбанова, М.М.Щеглова И др.
Совершенно очевидно, что вопросы законодательства в сфере культуры неотрывны от теории и практики культурной политики. Крупнейшими зарубежными мыслителями, в трудах которых рассматривались принципиальные идейно-нравственные основания культурной политики, являлись Б.Кроче, Г.Маркузе, Б.Рассел, И.Берлин и ряд других.
Своеобразные теоретические разработки и практические достижения в сфере культурной политики имели место в нашей стране в годы Советской власти. В этой связи следует отметить, что если в трудах первых советских теоретиков в этой области (В.И.Ленина, А.А.Богданова, Н.К.Крупской, А.В.Луначарского и др.) имело место серьезное конструктивное начало, связанное с развитием всеобщего образования и просвещения, библиотечного и клубного дела, этнографического изучения и создания национальной письменности многих отсталых народов и т.п., то второе и третье поколения советских идеологов в области культуры (И.В.Сталин, А.А.Жданов, Н.С.Хрущёв, Е.А.Фурцева, М.А.Суслов) ориентировались в основном на принципы циничного геополитического прагматизма и социальной демагогии. Культурная политика 1930-х - 1980-х гг. и обеспечивавшее ее законодательство стояли на откровенно "фундаменталистских" позициях развития исторических национальных традиций и огульного отвержения достижений мировой культуры в XX в.
Другую сторону отечественной мысли в области культурной политики представляет собой собирательная концепция правового обеспечения личности в сфере культуры, идея "соборности", разработанная в трудах русских мыслителей Н.А.Бердяева, С.П.Булгакова, Л.Н.Карсавина, Б.В.Розанова, В.С.Соловьева, П.А.Флоренского и др.
Среди гуманитарных подходов особо выделим концепцию диалогической природы культуры и ее взаимодействия с властью и законом, разработанную М.М.Бахтиным и развитую в исследованиях С.С.Аверинцева, Г.С.Батищева, В.С.Библера, Э.В.Соколова.
В настоящее время многие работники культуры, обеспокоенные кризисным состоянием законодательства, пытаются обобщить исторический опыт, осмыслить современные проблемы законотворчества с позиций гуманистических идеалов, общечеловеческих и демократических ценностей1. Необходимость выявления и формулирования философских оснований формирования законодательной базы в сфере культуры и определяет выбор темы данной диссертации.
Объектом исследования является законодательство в сфере культуры как институциональная нормативная система, обеспечивающая ее функционирование.
Предметом исследования стали мировоззренческие основания формирования законодательной базы в сфере культуры.
Цель исследования заключается в научном осмыслении процесса развития законодательной базы в сфере культуры и анализе концептуальных подходов в историческом контексте.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:
• рассмотреть понятие "законодательство в сфере культуры" как научный концепт;
• выявить системный и либерально-просвещенческий подходы к законодательству в сфере культуры;
• проанализировать традиционный подход к законодательному нормированию культурной практики;
• раскрыть принципы концептуализации законодательства в сфере культуры;
• изучить механизмы культурной политики как средства практической реализации законодательства в сфере культуры.
В ходе диссертационного исследования проверялась гипотеза, согласно которой совершенствование законодательства в сфере культуры
1 См.: Гуманитарная культура как фактор преобразования России. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 мая 1995 г.). СПб., 1995. может быть эффективным при условии, если будет разработана и внедрена целостная система мировоззренческих концептуальных оснований этого законодательства, реализуемых средствами национальной культурной политики и ориентированных на формирование определенного социокультурного типа личности, актуального для данного государства, его геополитических и идеологических целей. В конечном счете, культурная политика и обеспечивающее ее законодательство - это наиболее концентрированная и последовательная форма внедрения государственной идеологии в сознание населения страны. Но для этого, как минимум, страна должна обладать такого рода идеологией и ее мировоззренческими основаниями.
Методологию и методы исследования составляют классические концепции и способы познания бытия, рассмотренные сквозь призму их влияния на проблему законодательно-правового обеспечения и защиты конституционных свобод личности в сфере культуры.
Это, прежде всего, парадигма классического эволюционизма второй половины XIX в., основанная на философских разработках Г. Спенсера и Ф.Энгельса, где проблема социокультурной упорядоченности и нормирования культурных процессов традиционно являлась одной из основ философской трактовки бытия культуры. Разумеется, методология эволюционизма неотделима от принципов историзма в рассмотрении любых проблем.
Одним из наиболее влиятельных течений, развивающих основания классического эволюционизма на современном этапе, являются теории модернизации и перехода к постиндустриальному обществу, представленные Д.Беллом, Э.Тоффлером, С.Хантингтоном и др. В их работах также уделяется специальное внимание вопросам государственного регулирования культурных процессов. К названным авторам тесно примыкает школа современного "постпозитивизма"
К.Поппер, Т.Кун, С.Тулмин, К.Файрабенд и др.), на которую мы также постоянно ориентировались в ходе наших изысканий.
Другим методологическим основанием нашей работы является структурный функционализм и, прежде всего, его Гарвардская школа середины - второй половины XX в. (Т.Парсонс, Р.Мертон, Э.Шилз, Р.Карнейро и др.), уделившая много внимания институциональной стороне культурного регулирования, и в частности культурной политике, как одной из важнейших универсалий культурной жизни развитого общества.
В числе методов исследования нами активно использовались генетический анализ, контент-анализ, факторный анализ, а также системно-исторический подход.
Основной эмпирической базой исследования являются материалы Государственной Думы, которая обеспечивает законодательными актами всю систему культурных учреждений и организаций Российской Федерации, а также Московской областной Думы, создающей законодательные акты на уровне региона.
Организация и методика исследования.
Исследование проводилось в три этапа с 1997 по 2002 годы.
Первый этап (1997-1998 гг.) предусматривал изучение теоретических аспектов проблемы, анализ документации Государственной Думы, Совета Федерации, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства РФ, Решений Министерства культуры РФ и Министерства юстиции РФ, материалов периодической печати, статей, монографий. На этом этапе проходила разработка программы исследования-выбор инструментария и методики исследования.
На втором этапе (1998-1999 гг.), носившем констатирующий характер, изучались особенности, структура, механизм поступления информации к субъектам сферы культуры и населению страны.
Были разработаны анкеты, опросные листы, велось включённое и невключённое наблюдение. Это позволило выявить, с одной стороны, потребность субъектов сферы культуры в развитии законодательства, обеспечивающего функционирование их профессиональных прав и обязанностей, и потребность населения в знании законов, создающих организационно-педагогические условия для создания, сохранения и трансформации духовных и материальных ценностей. И с другой, -удалось увидеть подлинное отношение людей к культуре в целом и её законодательной базе в частности.
На третьем этапе (2000-2002 гг.), носившем аналитико-формирующий характер, на основе собранного эмпирического материала совершенствования законодательства в сфере культуры, делались теоретические выводы и практические рекомендации, вносились предложения в различные инстанции, обсуждались инициативы субъектов сферы культуры на парламентских слушаниях, совещаниях в подкомитете по культуре Государственной Думы, проверялось соответствие исходной гипотезы и конкретных результатов от внедряемых в практику методических рекомендаций.
Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования воплощены в выявлении роли идейно-мировоззренческих оснований в ходе разработки законов для сферы культуры, а также в построении целостной концептуальной модели процесса подготовки, прохождения, принятия законов, их тиражирования и транслирования в культурную практику. При этом конкретно:
• 12- впервые раскрыты структура и динамика процесса идейного созревания, а также особенности самой технологии принятия законов о культуре, представляющих собой целостную и высоко специфичную нормативную систему, ограниченную конституционными рамками;
• впервые проанализирован либерально-просвещенческий подход к законодательству применительно к культуре; впервые проведен статистический анализ различных процедурных казусов, возникающих при принятии законодательных актов, касающихся регуляции культурной жизни в стране, выявлена специфика подхода к документации подобного рода в законодательных инстанциях разного уровня;
• доказано, что принятие того или иного закона в области культуры обусловлено, во-первых, степенью совпадения мотивации законодателей, исполнительной власти, а также субъектов Федерации, с одной стороны, и интересов самих деятелей культуры - с другой, и, во-вторых, ориентацией властей на прогнозируемую реакцию социально активных масс населения на любую законодательную акцию, затрагивающую "больные" темы национально-культурного самосознания;
• впервые систематизирован вопрос о сложном взаимодействии-противодействии государственного законодательства и культурной политики, с одной стороны, и национально-исторических традиций и обычаев населения, с другой;
• выявлены и систематизированы основные концептуальные подходы властей сегодняшней России к формированию законодательной базы в сфере культуры, процессы выстраивания собственно культурной политики как средства реализации законодательства в культуре, а также преобладание традиционного подхода к нормированию культурной практики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и предложении к внедрению в практику всех законодательных структур России единого, концептуально целостного и системно-упорядочивающего подхода к построению и развитию законодательства в сфере культуры, как в содержательном, так и в процессуальном аспектах.
Разработаны предложения по совершенствованию самих принципов законодательства в сфере культуры. Предложена система эмпирических показателей, позволяющих диагностировать развитие процесса отраслевого законодательства. На стадии систематизирующего этапа исследования, в ходе которого проверялась эффективность разработанной программы, показана возможность оптимизации подходов к принятию законодательных документов при условии тесного взаимодействия двух встречных потоков: интереса со стороны законодателей и активного стремления деятелей культуры обеспечить высокоэффективной законодательной базой сферу культуры как саморегулирующуюся, самоуправляющуюся открытую систему - в соответствии с нормами современной цивилизации. Особую, инициативную роль в этом процессе призваны сыграть кадровые работники Министерства культуры, острее других чувствующие все недоработки по линии нормативной базы отрасли.
Помимо сказанного, полученные результаты исследования могут быть использованы в вузах культуры и искусств в процессе преподавания курсов "Культурная политика", "Охрана культурного наследия", "Прикладные аспекты культурной работы", "Социально-культурная деятельность".
На защиту выносятся следующие положения:
1. Философские основания всякой законодательной деятельности являются результатом социального опыта многовекового совместного существования людей в различных природных условиях и исторических обстоятельствах. Законодательство в сфере культуры в демократическом обществе является "открытой системой", которая впитывает в себя и перерабатывает в недрах собственных традиций и нормативных оснований социальный и духовный опыт своего и других народов. Философские основания представляют собой синтез и квинтэссенцию исторически отобранных элементов законодательного опыта истории, способов адаптации к складывающимся обстоятельствам и самостоятельного законодательного творчества, выражаемых в материальных, интеллектуальных формах.
2. Проведенная систематизация типов мировоззренческих оснований, на базе которых разрабатывается законодательство в сфере культуры в том или ином обществе и осуществляется реальная культурная политика государства, выявляет три основных типа:
• либерально-просвещенческий тип оснований, реализующий концепцию открытого гражданского общества на основе идей прогрессизма и модернизации и преследующий цель формирования свободной, социально и культурно самореализующейся личности человека в современном индустриальном или постиндустриальном социуме;
• традиционалистский тип оснований, отстаивающий чисто "оборонческие" этно-фундаменталистские принципы опоры на историческое культурное наследие как главную национальную ценность и нацеленный на формирование личности с "мемориальной" культурной ориентацией; этатистский тип оснований, возводящий на вершину аксиологической иерархии государство как высшую самоценность истории данного общества и формирующий человеческую личность как лояльного приверженца существующих социальных порядков.
• 153. Аккумуляция и трансляция мировоззренческого опыта в сфере культуры базируется на множестве институтов: воспитания, просвещения, образования, искусства, политики и пр. В этом перечне совершенно особую роль играет философия как аккумулятор и транслятор актуальных онтологических, гносеологических и аксиологических ориентиров, практически регулирующих обыденное сознание личности в ее социальной реальности.
4. Государство и его органы призваны определить социально-культурные приоритеты, характерные для процесса интеграции и индивидуализации личности в духовно-насыщенной и нормативно урегулированной социальной среде. Эта роль государства собственно и выражается в направленности его культурной политики и обосновывающего ее законотворчества в сфере культуры. Нормативное регулирование культурной политики опирается на культурно-историческую преемственность, закрепление и передачу последующими поколениями духовного опыта народа, воспитание уважения личности к отечественной культуре, ее истории, традициям, национальным языкам, формирование национальной культуры в контексте всего духовного наследия человечества.
5. Государство непосредственно участвует в формировании правосознания и правовой культуры личности, которая обладает своим собственным инновационным, адаптационным, интеллектуальным, духовным потенциалом. Поэтому каждая личность несет моральные и юридические обязательства перед обществом за сохранение и развитие духовного потенциала нации. Недостатки современной культурной политики в отношении личности проявляются в неполном использовании ее огромного духовного и интеллектуального потенциала.
Апробация работы была осуществлена:
•161. В выступлениях на: Международной научно-практической конференции «Человек в современной социокультурной среде (СПб., 2000); Международной научно-практической конференции "Социально-культурная деятельность в процессе формирования культуры мира" (М., 2002); заседании "круглого стола" «Актуальные проблемы менеджмента социально-культурной деятельности» (29 марта 2002, МГУКИ); заседании "круглого стола" "Социально-культурные аспекты преподавания дисциплин специального цикла на кафедре культурно-досуговой деятельности" (19 апреля 2002, МГУКИ); на научно -практической конференции преподавателей; аспирантов и студентов кафедры культурно-досуговой деятельности.
2. В публикации 4 статей общим объемом в 3,5 п.л. (см. список авторских публикаций в конце автореферата).
3. На основании материалов исследования был подготовлен спецкурс «Законодательство в сфере культуры», читаемый на кафедре культурно-досуговой деятельности в Московском государственном университете культуры и искусств.
4. Диссертационная работа прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры культурологии и антропологии МГУКИ 9 сентября 2002 (Протокол № 1).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Просмотров: 132 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz