Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей : На материале Республики Дагестан. Газимагомедова, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:37
Скачать Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей : На материале Республики Дагестан. Газимагомедова, бесплатно

Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей : На материале Республики Дагестан

Диссертация

Автор: Газимагомедова, Патина Казимовна

Название: Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей : На материале Республики Дагестан

Справка: Газимагомедова, Патина Казимовна. Социально-педагогические условия сохранения жизненной активности пожилых людей : На материале Республики Дагестан : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Махачкала, 2006 149 c. : 61 06-13/1374

Объем: 149 стр.

Информация: Махачкала, 2006


Содержание:

ГЛАВА 1 ЖИЗНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ НОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙКАКСОЦИАЛЬИО-НЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 НОЖИЛЫЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ
12 АКТУАЛИЗАЦИЯ ИРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ИОЖИЛОГО ВОЗРАСТАВ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЕРЕМЕН
13 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИпожилых ЛЮДЕЙ
ГЛАВА 2 ПОЛОЖЕИИЕ НОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В СИСТЕМЕСЛОЖИВШИХСЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХВЛИЯНИЕ НА СОХРАНЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ
21 ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ПОЖИЛОМУ НАСЕЛЕНИЮ ВРЕСНУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
22 СОЦНАЛБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАНМОДЕЙСТВИЯп о ж и л ы х ЛЮДЕЙ с ОКРУЖЕПИЕМ, СПОСОБСТВУЮЩИХСОХРАПЕПИЮ ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ
23 ОТНОШЕНИЕ БЛИЗКИХ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙКАК СОЦИАЛЬНО-НЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ СОХРАИЕНИЯЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ

Введение:

Радикальные преобразования всех сфер жизнедеятельности российского общества, переход страны на новые экономические основы, социальныереформы, осуществляемые в сложных социально-экономических и нолитических условиях, обуславливают возникновение новых проблем, связанных сформированием общества и положением в нем пожилого населения. Общеизвестно, что в России численность пожилого населения увеличивается, апроблемы, связаниые с пожилым возрастом, решаются медленно и неэффективно.Общественные демографические и социальные измеиения, произошедшие в большинстве стран мира в первой половипе XX столетия, привелик стремительному развитию геронтологии, науки о старении и старости. Ужек концу 50-х гг. XX века в странах Западной Европы, США, Кападе, Япониии ряде других стран сформировалась специальная область науки - социальная геронтология. Одной из задач социальной геронтологии стало обучениеснециалистов, имеющих право на профессиональную социальную работу снаселением ножилого и старческого возраста. А это уже область социальнопсихологических и социально-недагогических исследований.Актуализация проблем пожилых людей связапа с гуманизацией общества и начавшимся возрождением и активиым развитием акмеологии (заявлениом еще в работах Б.Г. Ананьева) как науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных снл. Все этозначительно изменило сегодня самосознание взрослого человека, открыв длянего новое прострапство, определив главные моменты его творческого саморазвития. Но и эти важные и перспективные нанравления еще ие решают проблемы пожилого населения в развитии, где этап старости является моментоминдивидуального пути.Выделение расцвета как этапа развития личности - это значимый мо4мент в характеристике взрослого человека, который структурно, содержательно и активно рассматривается в настоящее время. По расцвет бывает в40, в 60 и даже в 80 лет. А может, таких «взрывов - иодъемов» бывает несколько у одного и того же человека? Пожилые люди могут сохранить жизне1Н1ую активность. Процесс сохранения жизненной активности личности вножилом возрасте во многом зависит от социального статуса человека, егороли и места в обществе, которые неносредственно влияют на воснриятие иоценку происходящих изменений, а, следовательно, и на жизненный укладчеловека (Д.И. Фелг^дштейн).Разработанная в России федеральная целевая нрограмма «Старшее ноколение» на 2002 - 2004 годы основывалась на мероприятиях, проведениекоторых направлено на стимулирование и поддержку активной жизненнойпозиции пожилых людей в целях их интеграции в современное общество,улучшения семейных отношений, участня в общественных объединениях иносильной трудовой деятельности.Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер но возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи - пожилой человек.Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилыелюди, так же, как и дети, нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы. ВРоссии около 23 % паселения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населення сохраняются. Поэтому очевидно, что проблема социальной работы с ножилымилюдьми имеет общегосударственное значение.Социально-педагогическая работа с пожилыми и престарелыми людьмилишь в последние годы стала особенно актуальной для нашего государства.Проблемы пожилых людей изучаются социальной геронтологией и социальнойнедагогикой, которые нуждаются в теоретической систематизации. Пеобходимооемысленне феномена старения во всех его аспектах.Наиболее известными исследователями в этой области являются: в Рос5СИИ - М.Д. Александрова, Б.Г. Ананьев, А.Н. Рубакин, Т.В. Карсаевская, А.А. Дыскин; на Украине - Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженская, Д.Ф. Чеботарев, В.В. Фролькис; во Франции - Л. Бине, Ф. Бурльер, Р. Югоно, П. Пайя; в Великобритании - А.Комфорт, Б. Стрелер; в США - К. Тиббитс, Н. Шок, В. Коренчевский; в Швеции - Л. Торнстам и др.Обоснование степени влияния социальной среды на процесс адантациипожилых людей к новым условиям жизпи приводится в трудах А.А. Дыскина, В.Д. Дмитриева, Т.Н. Докучаевой, В.И. Жукова, Н.Г. Ковалевой, О.В. Красновой, О.Б. Осколовой, Б.И. Холостовой, В.Д. Шапиро и др.В 90-х годах появились исследования, посвященные профессиональнойдеятельности социального недагога и социальных работников, их работе сножилыми людьми. В публикациях Н.Ф. Дементьевой, М.И. Крупенко, Н.П. Ш,укиной, Э.В. Устииовой, Н.Б. Шмелевой и др. рассматриваются различныемодели подготовки социальных педагогов и медико-социальных работниковдля работы с пожилыми людьми.Для каждого человека социальная адаптация в пожилом возрасте —процесс неизбежный, являющийся результатом активного приспособленияиндивида к новым условиям жизни, к изменяющимся или уже изменивнгимсяусловиям социальной среды. Положение в обществе, в семье, ближайщем окружении и сами условия жизии пожилого человека с завершением трудовойдеятельности по возрасту меняются. В связи с выходом на пенсию, состоянием здоровья, снижением физической активноети, социальным статусом приходится корректировать, а норой и кардииальио менять все сферы своей жизнедеятельности (профессиональную, бытовую, социально-психологическую).Многие особенности э.\юциональной сферы ножилых людей обусловлены изменением их социальной роли в обществе в связи с прекращениемтрудовой деятельности, с необходимостью адаптации к новым условиямжизни. У одних это вызывает негативные эмоциональные переживания, удругих - позитивные, когда человек радуется тому, что с выходом на ненсиюон может распоряжаться своим временем и посвятить себя делам, которые6его интересуют.Знак эмоциональных переживаний в значительной мере определяетсявыбираемой пожилыми людьми стратегией своего приснособления к новойжизни: сохранение себя как личности с социальными связями, с обществомили как индивида, замкнувшегося в рамках своей семьи и в самом себе.Стиль жизни каждого человека уникален и неповторим. В значительной степепи этот стиль мотивируется социальными побуждениями, потребностьюнайти свое место в жизни в этом обществе. Пройдя больи1ую часть своегожизненного пути, человек с полной мерой ответствеппости может оценитьсвои социальные достижения н успехи, почувствовать радость от исполпивнн1хся желаний или разочарование от несбывшихся надежд, попять, какуюсоциальиую роль он играл и продолжает играть в обществе.Ведущая идея исследования нами была определена следующим образом: разработать социально-педагогические осиовы действующей системысохранения пожилыми людьми жизпеппой активности, увлечь их простыми,иа первый взгляд, но очень важными в повседпевпой жизни делами, заложить основные компоненты социального благополучия в процессе продолжающейся самореализации пожилых людей.Оспопную целевую уста1ювку на сохранение жизненной активности мыобозначили как подготовку пожилых людей к разпообразной деятельности,чтобы они знали и владели различной степени сложности техиологиями жизнедеятельности, которые позволят им не доживать свою жизнь, а плодотворпо жить, овладевать гювыми знаниями, умениями и навыками, актуализировать и формировать новые иителлектуальиые и социальные программы.И глав1юе - относиться к жизненной активностн как к капиталу, которыйбудет реализовываться пожилыми людьми в последующем в жизии. Поэтомумы и выбрали тему нашего исследования: «Социальио-педагогические условия сохранепия жизненной активности пожилых людей (на материале Республики Дагестан)».Цель нсследовання: онределить социально-педагогические условия.7способствующие сохранению жизненной активности ножилых людей.Объект исследования: жизнедеятельность людей в ножилом возрасте.Предмет исследования: сохранение жизненной активьюсти пожилыхлюдей.Гипотеза исследования: сохранение жизненной активности пожилыхлюдей будет уснешным, если:- настроить ножилых людей на эмоционально насыщенную, наполнепHyjo смыслом, нродуктивную, осмысливаемую, свободную жизнь, рассматриваемую ими как множество разнообразных возможностей, открытых дляних;- в содержании, формах и методах организации деятельности ножнлыхлюдей учитываются особенности их бывшей профессии, интересы и возможности, способствующие сохранению трудолюбия, ответственности, деловитости, расчетливости и др.;- участие пожилых людей в трудовой деятельности сочетается с моральным и материальным вознаграждением;- жизнедеятельность пожилых людей учитывает региональные и этнопсихологические особеиности;- окружение ножилых людей способно использовать ииновационньтеформы и методы для сохранения их жизненной активности, включения их вразнообразную деятельность.Задачи исследования:1. Дать характеристику пожилым людям как объекту междисциплинарного изучения.2. Определить особенности влияния социально-экономических неременна жизненную активность пожилых людей.3. Разработать критерии и показатели оценки жизненной активностиножилых людей, осуществить анализ ее состояния и выявить условия,влияющие на ее сохранение и развитие.4. Провести анализ объективного ноложения пожилых людей в системе8социальных отношений с их окружением (работа, семья, пансионаты и др.) ивлияние этого положения на сохранение жизненной активности5. Определить социально-педагогические условия сохранения жизненной активности у пожилых людей.Методологической основой исследования явились общие теоретические положения современных отечественных и зарубежных педагогических,психологических и социальных теорий, связанные с проблемами социальнойсферы, социальных процессов и социальных институтов, теория развития ивзаимосвязи по Эриксону, принцип развития (Л.С. Выготский, Б.А. Ананьев,В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), деятельностная теория личности (Дж.Г. Мид,А.Н. Леонтьев, Н.Н. Козлов и др.), фундаментальные труды в области педагогики и психологии личности и межличностных отношений в социальнойгеронтологии (М.Д. Александров, Б,Г. Ананьев, B.C. Ачаркин, B.C. Барулин,З.А. Бутуева, Н.Ф. Дементьева, А.В. Дмитриев, А.А. Дыскин, В.И. Жуков,B.C. Коган, Т.З. Козлова, О.В. Краснова, Н.В. Панина, Л.И. Пронина, Н.Н. Пыжов, М.Б. Рамазанов, В.Д. Шапиро, Н.Б. Шмелева и др.).Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплексный анализ, включающий статистико-эко1юмический, социо;юп1ческий, нсихолого-педагогический и социальные подходы, что позволило повысить объективность результатов работы, и определило совокупностьметодов исследования.Для накопления педагогических фактов и констатации использовалисьследующие методы: изучение и анализ документов, анкетирование, интервьюирование и беседы, метод наблюдения, опытно-экспериментальная работа.Экспериментальной базой исследования явились Республиканскийгериатрический центр, в котором работает соискатель, пансионат «Ветеран»,социальный факультет Дагестанского государственного университета. Исследованием было охвачено около 500 пожилых людей и 150 студентов. Общий объем выборочной совокупности (для анкетирования) составил 360 человек. В 2003 году - 260 человек, в 2004 году - 100 человек.9Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по2005 гг.На нервом этапе (2000 - 2001 гг.) проводились первые наблюдения,изучение и анализ психолого-педагогической литературы, постаповка иобоснование проблемы, выявление уровня ее разработанноети в теоретическом плане и практической актуальности, изучалось состояние данной проблемы в теоретических исследованиях и недагогической практике, устанавливались исходные теоретические позиции, обосиовывалась проблема исследования.На втором этапе (2002 - 2004 гг.) проводилась экспериментальпая работа, осуществлялись наблюдение, сбор эмпирического материала, его теоретическое осмысление, определялась роль социального работника в решениинроблем ножилых людей.На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) оценивалась эффективность нроведенной работы, были обобщены и обработаны полученные результаты, былсделан научный анализ и проведена систематизация материалов. К третьемуэтану относится оформление диссертации, публикация результатов исследования, подготовка рекомеидаций, внедрение их в практику работы Республиканского гериатрического центра, нансионата «Ветеран», социального факультета ДГУ. Научная повпзна иеследовапия:- обоснована социально-недагогическая сущность нроцесса сохраненияжизненной активности ножи;н11х людей, уточнены нонятня «coxpaFiernie жизненной активности», «социальное благополучие»;- разработан комплекс социально-педагогических технологий, сиособствующих осуи1ествлению стремлений ножилых к социальному благонолучию;- определены критерии и показатели оценки сохранности жизненнойактивности пожилых (понимание сущности жизненной активиости, осмысленне полученных в ножилом возрасте новых знаний, умений и навыков каккапитала социального благополучия, с которым необходимо продолжать10жить; понимание особенностей продолжения жизни, желание участвовать вней; способность проявлять творческую инициативу в различных видах деятельности; снособность принимать самостоятельные решения в обычных инестандартных ситуациях; способность идти на риск при осуществлениц новаторских идей; умение работать в коллективе);- онределены социально-педагогические условия приобщения пожилыхлюдей к разнообразной деятельности с учетом региональных особенностей ииодготовки студентов и социальных работников к использованию инновационных форм и методов для сохранения жизненной активности пожилых людей.Теоретическая значимость исследования. Обоенована возможностьсохранения жизненной активности пожилых людей. Раскрыта зависимостьуровня социального благополучия от степени сохранения жизненной активности. Разработана система критериев и показателей для оценки сохраненияжизненной активности, стремления к самореализации и ее основного результата - социального благополучия.Практическая зиачимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в семьях и родах, а такжедля совершенствования рабогы органов социального управлепия и социальпых служб по оказанию социальной, недагогической, нсихологонедагогической, медико-социальной помощи пожилым людям, вышедшим наненсию, живущим в условиях пансионата, при разработке региональных и местных нрограмм, призванных способствовать сохранению и новышению жизненной активности пожилых людей и привлечению пожилых людей к активной деятельности.Материалы диссертации могут служить основой для подготовки соответствующих разделов учебных спецкурсов по педагогическим и психологическим дисциплинам, а также для проведения лекционно-просветительскойработы.На защиту выиосятся следующие иоложеиия:1. Сохранение жизненной активности пожилых людей рассматривается11нами как необходимый фактор социального благонолучия, состоящего из ностоянного интереса пожилых к жизни, посильпого интеллектуального и физического труда, ноиска новых объектов для нриложения своих сил и оныта,творчества, стремления создавать материальные ценности, ухода за собой исвоим здоровьем, интеллектуального и духовного развития, участия в воспитаппи подрастающего поколения и др.2. Эффективность сохранения жизненной активности пожилых в своюочередь зависит от социального благонолучия (материальные и духовные потребности совпадают с возможпостями пожилых, физическим здоровьем,достаточным размером ненсии, онлатой коммунальных услуг, стоимостьюнродовольствепной корзииы, запасом денег на фиииш жизни, моральнопсихологическим комфортом в ближайшем окружении, состоянием здоровья,возможностью получать эффективпое, в том числе саиаторно-курортное, лечение и др.). Это также возможность в старости заниматься любимой работойно своей профессии, наличие донолнительного дохода с нриусадебного участка, дачи, ощущение заботы и номощи со стороны детей и внуков, возможность оказывать помощь другим.3. К условиям, обеспечивающим сохранение ножилыми людьми жизненной активности, относятся: использование комплекса разнообразных педагогическнх приемов, подходов, способов, путей включения пожилых людей в жизнедеятельность; материально-техническая и методическая базыиредоставленного им жизненного нространства (в собственном доме, квартире, в семье проживания, на работе, пансионате, социальных центрах и т. д.);возможность реализовать себя в различных делах, получать материальиое иморальное вознаграждение; нодготовка снециалистов по социальной работе,снособных внедрять инновационные методы и формы, оказывать содействиепожилым людям в сохранении жизненной активности и повышении уровнясоциального благонолучия.Достоверность и обоснованность научных результатов и выводов исследования обеснечивается:12- ЛОГИКОЙ исходных методологических позиций, иснользованием системного нодхода, опорой на данные современной психолого-педагогическойнауки, разнообразными источ1Н1ками педагогической, социальной, психологической, экономической информации;- сравнительным анализом данных, полученных с помощью различныхи независимых методов педагогических исследований, их ренрсзентативностыо, целесообразным сочетанием комплекса теоретических иэмпирических методов исследования, адекватных его предмету, целенаправленным анализом реальной социально-педагогической практики и положительного опыта;- комплексным характером ноэтапного социальио-педагогическогоэксиеримента, подтверждением концептуальной ненротиворечивости использоваиия методов, соответствующих задачам и сиецифике этапа исследовательской работы;- подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами, достижением позитивных изменений в стремленииножилых людей сохранить жизненную активность и улучшить социальноеблагополучие;- одобрением основных положений исследоваиия иа конфереициях исеминарах различного уровня, положительными отзывами о педагогическойдеятельиости диссертанта.Апробация и внедрение результатов исследования.Материалы диссертационного исследоваиия освещались и обсуждалисьиа научно-методических семинарах и заседаниях кафедры социальной педагогики ДГУ (2001-2005); на Республиканской научно-практической конференции 12,05.03 г., в г. Махачкале «Проблемы самореализации современной молодежи: ноиски и пути решения», на международной научно-практическойконференции 14-16 октября 2003 г., Махачкала, «Подготовка снециалистовдля работы в социальной сфере: проблемы, опыт, решение», на международной научно-практической копферепции 21-23 апреля 2005 г., в г. Махачкале13«Этнопсихологические парадигмы Северного Кавказа: опыт, проблемы, решение».Результаты исследования внедрены в деятельность Республиканскогогериатрического центра, пансионата «Ветеран». Основные положения, сформулированные в диссертации, и фактический материал использованы в организации учебно-воснитательного процесса на социальном факультете ДГУ,при чтении лекций и проведении практических занятий по курсам «Технологии социальной работы», «Социальная педагогика», при подготовке курсовых и дипломных работ.Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 126 страницах текста и содержит 40 таблиц.
Просмотров: 209 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz