Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Социально-психологический потенциал личного влияния. Погольша, Валентина Михайловна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
20:07
Скачать Социально-психологический потенциал личного влияния. Погольша, Валентина Михайловна бесплатно

Социально-психологический потенциал личного влияния

Диссертация

Автор: Погольша, Валентина Михайловна

Название: Социально-психологический потенциал личного влияния

Справка: Погольша, Валентина Михайловна. Социально-психологический потенциал личного влияния : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Санкт-Петербург, 1998 176 c. : 61 98-19/222-2

Объем: 176 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 1998


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
11 Психологическое воздействие и влияние как предмет психологических исследований
111 Понятие психологического воздействия и влияния
112 Соотношение манипуляции и влияния
113 Основные стратегии воздействия на человека
114 Реализация творческого потенциала в человеке и личное влияние
12 Проблема личного влияния в свете современных теорий лидерства и власти
121 Влияние как проявление власти
122 Лидерство как способность влияния
13 Факторы влияния меньшинства
14 Экспериментальные исследования тактик влияния
ГЛАВА 2 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ПИЛОТАЖНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
21 Организация исследования
22 Особенности выборки
23 Методы исследования
24 Пилотажное исследование
241 Понятие «личное влияние» в бытийном контексте
242 Адаптация теста «Профильный Анализ Личности»
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОГО ВЛИЯНИЯ КАК
СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
31 Результаты корреляционного анализа
32 Результаты факторного анализа
33 Сравнительный анализ типов личного влияния
34 Женское и мужское влияние
35 Особенности проявления личного влияния в различной профессиональной среде
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность темы. Тему влияния и воздействия можно назвать проблемой повседневности, поскольку с влиянием на других людей мы имеем дело в самых разнообразных областях нашей жизни: от воспитания детей и лечения больных до торговой сделки, политической пропаганды или религиозной проповеди. В научной психологии данная проблема получила свое обоснование в конце прошлого - начале нынешнего века в трудах В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, К.Д.Ушинского, Г.Мюнстерберга, других ученых. Тогда эта тема была на гребне популярности, особенно в психотехнике - прикладной отрасли психологии, представителями которой являлись Г.Мюнстерберг, В.Аткинсон, Т.Майнгардт, В.Торнболь и другие.
В наши дни проблема личного влияния приобрела особую актуальность. Новые экономические отношения требуют и новых межличностных отношений: более эффективной работы с персоналом, умения вести переговоры, прогнозировать социальные события и предвидеть различные ситуации повседневной жизни. Современная средняя и высшая школа также требует увеличения числа преподавателей, способных к диалогическому, партнерскому общению, а не к монологическому и авторитарному. Несмотря на появление большого количества научно-популярной литературы по теме влияния на поведение других людей, оптимизация межличностного взаимодействия с помощью психологических знаний происходит не столь быстро и не на самом высоком профессиональном уровне, как хотелось бы. Растет число руководителей, чьи карьеры терпят неудачу или стоят на грани краха из-за неспособности эффективно управлять персоналом. Все больше преподавателей, с появлением школ с альтернативной формой обучения, вынуждены менять свою работу ввиду отсутствия у них навыков эффективного общения и способов преподнесения учебного материала современным, предпочитающим свободное общение, школьникам и студентам.
Эти и многие другие факты нашей, переходной к новому тысячелетию эпохи настоятельно диктуют психологической науке подробнее изучать вопросы, касающиеся эффективного управления, воздействия и обучения. Проблема личного влияния в психологии, как и в политологии и философии, востребована духом нашего времени, и ее изучение имеет решающее значение для множества практических задач повседневной жизни.
Необходимо также отметить, что трудно осветить проблему влияния, не затронув вопросов этики, морали и нравственности. Как отличить влияние от манипуляции, как определить «дозволенные» методы воздействия от «недозволенных» и, как научить человека эффективному общению, чтобы он не стал при этом манипулятором. Мы переживаем сейчас такой период, когда почти у всех на устах слова «эффективность», «стремительный успех», «незамедлительное признание». Эти понятия стали девизом и даже жизненной целью многих людей; и существует опасность, что они вытеснят из нашего сознания такие важные человеческие ценности как «радость», «умиротворенность» и «непосредственность общения». В восточной, например, даосской, культуре, ученик постигал тайны человеческой психологии и способы воздействия на чужое сознание под руководством своего учителя и духовного наставника и знал, как и когда пользоваться своим даром, чтобы помочь и при этом ни в коем случае не навредить своему ближнему. То же самое можно сказать и о роли духовного наставника в православии. В настоящее время такая роль отводится в некоторой степени психологу, что увеличивает его ответственность за то, как будут использоваться, преподнесенные им знания. Здесь особую значимость приобретает проблема взаимовлияния.
Личное влияние представляет собой важный и сложный психологический феномен, пока еще недостаточно изученный теоретической психологией и, соответственно, требующий проработки в различных аспектах и направлениях. Направлений в современной отечественной и зарубежной психологии можно выделить несколько. Назовем те, которые так или иначе затрагивают тему влияния: власть и социальное влияние (Д.Френч и Б.Рэйвен, МакКлеланд, Х.Хекхаузен, С.Московичи, Дж.Тедески, М.Неслер, Р.Чалдини, М.Шнайдер и др.), руководство, лидерство и его эффективность (А.И.Донцов, А.Г.Ковалев, Р.Л.Кричевский, Д.МакГрегор, Р.Стогдилл, М.Шоу, Блэйк Д.Тьосвольд, Д.Хоган, Дж.Керфи, Д.Хоббс, А.Игли и др.), тактики влияния и манипулирования (Д.Басс, Б.Гурин, Г.Юкл, Б.Трэйси, Д.Страттон, Л.Пелтон и др.), индивидуальный стиль общения и метаинди-видуальность (В.С.Мерлин, Е.А.Климов, Г.Олпорт и др.), обучение и воспитание, включая семейное, (Л.С.Выготский, М.И.Лисина,А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, И.М.Царегородцева, D.Baumrind, K.Dodge, L.Rose-Krasnor).
Следует отметить многоплановость личного влияния. Оно может проявляться как свойство личности, индивидуальная способность, с одной стороны, и как процесс взаимодействия, взаимовлияния, с другой стороны. Первый в большей степени изучен в рамках теорий лидерства и власти, второй - более в рамках групповых процессов и методов психотерапии. Исследований, посвященных проблеме личного влияния как социально-психологического феномена пока не было проведено. Изучались только отдельные его проявления: лидерские качества, тактики и условия влияния.
Предметом исследования является потенциальная способность личного влияния и комплекс личностных черт, ее определяющих.
Цель настоящей работы состоит в изучении психологической сущности феномена личного влияния как индивидуальной способности, формируемой комплексом личностных черт и занимающей определенное положение в социально-психологической структуре личности.
Объектом исследования выступают работающие взрослые различных профессий и студенты Санкт-Петербургского государственного и электротехнического университетов. Общее число обследуемых составляет 600 человек в возрасте от 18 до 58 лет.
Основные гипотезы исследования:
1. Личное влияние, как способность действовать побуждающим или сдерживающим образом на других, представляет собой неоднозначный, многоуровневый комплекс коммуникативно-личностных черт, определяемый особенностями индивидуального биосоциального развития человека.
2. Существуют различные, относительно устойчивые, типы влияния, связанные с основными чертами личности влияющего.
3. Уровень развития самосознания и саморегуляции личности определяют ее индивидуальный уровень влияния.
4. Личное влияние может быть представлено в компенсаторной форме.
5. Женское и мужское влияние качественно отличаются друг от друга.
6. Особенности профессиональной деятельности, соответствующая ей специфика общения будут определять преобладание работников с теми или иными типами влияния.
Цель и гипотезы исследования определяют следующие его задачи:
• Уточнить понятие личного влияния в теоретическом и практическом аспекте и обсудить трудности, возникающие при попытках дать этому явлению научное определение; разработать понятийный аппарат, позволяющий отразить сложность изучаемого феномена.
• Определить и проанализировать основные направления в отечественной и зарубежной психологии, в русле которых ведется изучение проблемы влияния и воздействия.
• Разработать и апробировать методические средства изучения личного влияния. Используя эмпирический материал, выявить базисный комплекс коммуникативно-личностных черт личного влияния.
• Разработать классификацию типов личного влияния, включая компенсаторные проявления. Выявить особенности мужского и женского влияния.
• Сравнить две основные профессиональные выборки, сформированные по типу «человек-человек» и «человек-техника» по степени выраженности у них тех или иных типов влияния.
В задачи исследования не входило измерение и изучение различных эффектов личного влияния. Это может быть включено в программу следующего этапа изучения феномена личного влияния, после того как будут разработаны критерии оценки результативности влияния.
Методы исследования.
В исследовании использовались как известные, так и новейшие в отечественной психологии методы и опросники: методика Кеттела, личностный опросник Г.Айзенка в модификации М.Кубышкиной, опросник СУМО (Саморегуляция и успешность общения) В.Н.Кунициной, методика исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена, методика самооценки личностных свойств социального интеллекта и новая методика «Профильный анализ личности», адаптация которой описывается в работе.
Надежность первичных данных обеспечивалась проверкой методик на валидность, использованием различных тестов для измерения одной личностной характеристики, репрезентативностью выборки и применением адекватных методов математической обработки.
Эмпирический материал систематизировался в базе данных персональной ЭВМ. Для статистической обработки данных использовался пакет прикладной программы Статистика (Ststistica for Windows). Тест-показатели изучались методами корреляционного, факторного и кластерного анализа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личное влияние представляет собой сложный психологический феномен, который выступает, с одной стороны, как разноплановая и разноуровневая способность, а с другой стороны, как многокачественный творческий процесс.
2. В основе способности личного влияния лежит симптомокомплекс личностных черт, таких как, уверенность в себе, адаптивность, активная позиция во взаимодействии, легкость и навыки общения и социальный интеллект в целом. Этот симптомокомплекс можно обозначить как базовый коммуникативно-личностный потенциал влияния.
3. «Личный магнетизм» и «надличностное влияние» представляют высший уровень способности личного влияния, и характеризуются развитым самосознанием, мотивационно-волевой системой и творческим подходом к процессу взаимодействия.
4. Личное влияние многопланово, у одних людей оно проявляется как гармоничное, уравновешенное, альтруистически направленное, у/других - как эмоционально неустойчивое, фрустрационное, импульсивное, ориентированное на достижения, у третьих - как максимально эмпатийное, интимно-доверительное влияние.
5. Женское и мужское влияние имеют свои особенности, а при сильной выраженности этой способности у мужчин и женщин наблюдается тенденция к андрогинности.
6. В каждой профессии наблюдается своя частота встречаемости разных типов влияния, в зависимости от особенностей профессиональной деятельности и общения.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• уточняется психологическое содержание категории «личное влияние», дополняются имеющиеся в социальной психологии факты о взаимосвязи влияния с другими коммуникативно-личностными и нравственными свойствам;
• предпринята попытка комплексного исследования социально-психологических характеристик личного влияния, экспериментально определено его положение в структуре личности;
• выявлены факторы, определяющие многоплановость влияния как личностного свойства, и изучены особенности мужского и женского влияния;
• предложена типология личного влияния, и рассмотрена взаимосвязь выявленных типов влияния с различными профессиями;
• для целей исследования переведена и адаптирована новая методика профильного анализа личности, позволяющая измерить четыре личностные характеристики, включая влияние.
Практическая значимость работы:
• результаты настоящего исследования могут быть использованы при профотборе и профориентации, они будут полезны при работе с персоналом, для эффективного управления и руководства;
• материалы данной работы могут учитываться в работе тренинговых курсов по развитию уверенности и влияния, в воспитательном процессе;
• возможно использование результатов в психодиагностике личности, в психологических консультационных службах для помощи индивидам в саморазвитии и самореализации;
• на материалах теоретического анализа литературы и результатах экспериментального исследования может быть создан самостоятельный лекционный курс по социальной или политической психологии.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были доложены и обсуждены на заседаниях кафедры социальной психологии СПбГУ, на научных конференциях (г.Санкт-Петербург,1994 -1998г.) и практических семинарах. Основное содержание диссертации отражено в пяти публикациях (тезисы и статьи).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Объем работы - 176 страниц, 23 таблицы, 13 рисунков. Список литературы включает 161 наименование, из них 56 на английском языке.
Просмотров: 167 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz