Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Социальные и лингвистические свойства современного русского молодежного жаргона. Никитина, Юлия Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
15:32
Скачать Социальные и лингвистические свойства современного русского молодежного жаргона. Никитина, Юлия Николаевна бесплатно

Социальные и лингвистические свойства современного русского молодежного жаргона

Диссертация

Автор: Никитина, Юлия Николаевна

Название: Социальные и лингвистические свойства современного русского молодежного жаргона

Справка: Никитина, Юлия Николаевна. Социальные и лингвистические свойства современного русского молодежного жаргона : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Москва, 2005 426 c. : 61 05-10/1402

Объем: 426 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Проблемы изучения некодифицированных сфер языка в современной русистике
11 Социальный жаргон как форма существования языка
12 Понятия жаргона и сленга
13 Просторечие и молодежный жаргон
14 Социальные жаргоны и общелитературный язык
15 Социальный жаргон и норма
16 Лексикографический аспект изучения русского молодежного жаргона
ВЫВОДЫ
Глава 2 Молодежный жаргон среди других социальных диалектов
21 Молодежный жаргон и жаргоны других социальных групп
22 Молодежный жаргон и молодежная культура
23 Лексика и фразеология молодежного жаргона/сленга
24 Школьный жаргон как разновидность молодежного жаргона
25 Лексико-семантические и грамматические характеристики молодежного жаргона :
26 Молодежный жаргон и языковая система
ВЫВОДЫ
Глава 3 Функционирование молодежного жаргона в современном коммуникативном пространстве
31 Молодежный жаргон и языковой вкус эпохи
32 Функциональные характеристики молодежного жаргона
34 Тематические группы лексики и фразеологии молодежного жаргона
ВЫВОДЫ

Введение:

Одна из отличительных черт современной языковедческой науки — это последовательное перемещение внимания лингвистов с изучения языка как системы на изучение его реального функционирования в разных коммуникативных сферах и ситуациях общения, обращение к явлениям живой, непосредственно звучащей речи носителей языка.
Отечественная русистика, отмечая процессы так называемой либерализации/демократизации современного русского языка, широкое проникновение в него разговорной и просторечной лексики, обращает пристальное внимание на те сферы функционирования, которые традиционно квалифицируются как области ненормативного, некодифицированного, нелитературного употребления языковых средств, на социально ограниченные языковые образования вроде молодежного и других корпоративных жаргонов, уголовного арго и пр. Несмотря на то, что сегодня много пишут и говорят о языковых изменениях в современном русском языке, о влиянии социальных жаргонов и арго на эти изменения, исследование и описание самих некодифицированных форм существования языка, в том числе молодежного жаргона, следует признать явно недостаточными. Кроме того, появившаяся в последние десятилетия возможность накопления свежего языкового материала и его всестороннего научного анализа позволяет по-иному взглянуть на проблематику, связанную с социальной дифференциацией языка, выявить новые тенденции языкового развития в данной сфере.
Внимание к молодежному жаргону зафиксировано ещё в конце XIX — начале XX веков. Языковеды (Б.А. Ларин, В.В. Виноградов, A.M. Селищев и др.) обращали своё внимание к этому фрагменту языковой жизни общества с изучения жаргонов вообще и просторечия в частности. Позже к изучению просторечия, жаргонов и их влияния на русский литературный язык обращались Л.И. Скворцов, Б.А. Серебренников, Л.П. Крысин, В.Г. Костомаров и др. Создавались описания отдельных жаргонов, прежде всего
• профессиональных (В.Д. Бондалетов, В.А. Хомяков, Н.З. Котелова, В. Козловский и др.), воровского жаргона (А.Г. Баранников, И.П. Воривода, Б.А. Ларин, B.C. Елистратов, Д.С. Лихачев, А.Н. Сергеев и др.). Проблемы молодежного жаргона так или иначе затрагивались в трудах В.Г. Костомарова (1959, 1995, 1999), Л.И. Скворцова (1964, 1977, 1980, 1986, 1994), Л.Т. Лошмановой (1979), М.М. Копыленко (1976), Р.И. Розиной (1999), М.А. Грачева (1989, 1990, 1993), В.М. Мокиенко (1992, 1996, 2003), О.П. Ермаковой (1994, 1999), Э.М. Береговской (1996), Е.А. Земской (1996, 1999), А.И. Марочкина (1998), А.Н. Баранова, Д.О. Добровольского (1999), Т.Г. Никитиной (1998, 2003) и мн. др.
Предметом внимания исследователей оказывались вопросы определения терминов («молодежный жаргон», «молодежный сленг», «общий жаргон» и под.), критерии их разграничения и сфера применения, семантическая природа жаргонизмов, состав лексических и фразеологических жанризмов, словообразовательные модели жаргонной лексики и мн. др. Однако и на сегодняшний день многие из указанных направлений нуждаются в дальнейшей разработке, поскольку недостаточно изученными остаются проблемы источников пополнения молодежного жаргона, его взаимодействия с другими социальными диалектами и влияния его на общенародный язык, подходы к этому фрагменту лексической системы русского языка в аспекте речевой культуры современного общества и его отдельных социальных слоев и целый ряд других аспектов возможного рассмотрения и описания.
Целью нашего исследования является характеристика социального состава носителей современного русского молодежного жаргона, упорядоченное описание совокупности языковых средств, квалифицируемой как молодежный жаргон, выявление источников пополнения этого жаргона, определение путей возможной классификации его лексики и фразеологии, установление границ их функционирования и параметров отграничения от других подсистем русского национального языка.
Заявленная исследовательская цель предполагает решение ряда связанных с нею задач:
1) охарактеризовать молодежный жаргон как особую подсистему национального русского языка;
2) определить место этой подсистемы в системе других форм существования современного русского языка;
3) установить корпус лексических и фразеологических единиц, свойственных речи современной молодежи;
4) предложить структурно-семантическую характеристику выявленных единиц молодежного жаргона;
5) указать пути формирования молодежного жаргона и источники его пополнения;
6) охарактеризовать социальный состав носителей современного молодежного жаргона.
Демократизация современного речевого употребления дала возможность познакомить с лексикой и фразеологией различных социальных жаргонов значительную часть общества. Экспансия этого лексико-фразеологического пласта в различные коммуникативные сферы, в том числе и в молодежную среду, привлекли к этим процессам внимание лингвистов. Такие проблемы, как соотношение исконного и заимствованного (приобретенного) в том или ином социальном жаргоне, взаимодействие молодежного жаргона с другими социальными подсистемами национального языка, выявление причин динамичности и изменчивости молодежного жаргона, нуждаются в изучении.
Сказанное определяет актуальность предпринятого нами исследования.
Объектом изучения является современный молодежный жаргон, квалифицируемый как один из социальных диалектов и относимый лингвистами к некодифицированным формам существования современного русского языка, употребительность молодежных жаргонизмов в различных сферах общения как молодежи, так и других групп, составляющих современное русскоязычное общество, обусловленная этим возможная тематическая классификация лексики и фразеологии молодежного жаргона.
Предметом исследования является лексика и фразеология, функционирующая в молодежной среде при общении на приоритетные для молодых людей темы, способы переосмысления и трансформации языковых единиц в процессе их жаргонизации, качественно-количественный состав лексических единиц в структуре молодежного жаргона, а также социальный состав носителей современного русского молодежного жаргона.
Положения, выносимые на защиту:
1. Молодежный жаргон, находясь на периферии национального языка, образует особую подсистему, занимающую промежуточное положение между социальными и профессиональными жаргонами, с одной стороны, и литературным языком — с другой; отражая возрастное и социальное обособление людей, он взаимодействует с другими групповыми жаргонами, приобретает некоторые общие с ними социолингвистические характеристики. Заметным проявлением этого взаимодействия оказывается так называемая межподсистемная омонимия, когда лексема, заимствованная из другого социального жаргона, приобретает в молодежной речи иное значение, иную сочетаемость, вплоть до особых грамматических характеристик.
2. Молодежный жаргон, обслуживая общение определенных групп носителей русского языка, тяготея к внутренней социофункциональной дифференциации (ср., например, жаргоны наркоманов, скинхедов, рокеров и др.), обладает своеобразной экспрессивностью и образностью.
Одновременно он обнаруживает тенденцию к расширению сферы своего употребления, т.е. к переходу из ограниченных, обособленных подсфер общения в пространство других сфер общения, вплоть до общелитературного языка, благодаря чему он своим существованием и функционированием влияет на речевую культуру современных носителей русского языка.
3. Молодежный жаргон, как и другие социальные образования, активно пополняется иноязычными заимствованиями и переосмысленными или трансформированными лексическими единицами общелитературного языка и сам, в свою очередь, выступает источником пополнения просторечия, влияя своим существованием и функционированием на речь современных носителей русского языка.
4. Руководствуясь тезисом о том, что «в настоящее время некоторые типы жаргонов функционально угасли, другие расширили свою социальную базу и, конечно, появились новые жаргонно-арготические образования» (Крысин 1989, 73), в лексико-семантическом пространстве молодежного жаргона мы выделяем ядро и периферию. Ядро составляют так называемые общемолодежные жаргонизмы, а периферию — лексика более или менее замкнутых (в социальном и/или «профессиональном» отношении) молодежных групп: рокеров, скинхедов, наркоманов и др.
5. Лексика и фразеология молодежного жаргона отличается повышенной (сравнительно с общелитературным стандартом) экспрессивностью, стремлением именовать реалии и понятия, недавно возникшие или актуальные в данном социуме и не актуальные за его пределами, детализировать то, что не имеет отдельных обозначений в литературном языке.
Источником материала исследования послужили картотека зафиксированных нами употреблений языковых единиц в речи молодежи (4700 единиц), словари современного русского языка и социальных диалектов, словари арго, жаргонов и просторечия, изданные в последние десятилетия, а также уже опубликованные научные статьи, монографии и диссертации. Дополнительным источником информации явились сведения о молодежной речи, почерпнутые из Интернета, и личные записи устной речи, сделанные автором в процессе общения с молодежью, анкетные опросы, выдержки из периодической печати, публицистики.
Кроме различных словарей молодежного жаргона для исследования привлекались словари, словарные материалы и публикации, касающиеся других социальных диалектов (армейского, спортивного, воровского, музыкального, шоферского и др.)
Методы исследования: основные результаты исследования получены методами описательного, функционального и системного анализа, методами опроса и анкетирования, а также приемами сравнительного и статистического методов.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложено описание молодежного жаргона как особого социолекта, охарактеризованы особенности его бытования, состав носителей, обрисован речевой портрет представителя современной молодежи - носителя изучаемого жаргона, выявлена специфика его лексики и фразеологии, отмечены потенциальные возможности молодежного жаргона для развития лексической системы современного русского языка.
Теоретическая ценность исследования заключается в уточнении ряда положений, касающихся социальной дифференциации современного русского языка, статуса молодежного жаргона как особой социально-речевой разновидности, в акцентировании проблем внутриподсистемного и межподсистемного анализа языковых единиц, объединяемых понятием «молодежный жаргон», в определении границ молодежного жаргона и дальнейших направлений его исследования и описания.
Практическая значимость исследования Материалы и основные результаты данного исследования представляют интерес как в учебных, так и в научных целях с точки зрения социальной дифференциации современного русского языка. Описанный в диссертации фактический материал может быть использован при составлении общих и специальных словарей русского языка. Результаты наблюдений могут быть полезны лексикологам и при чтении лекций, спецкурсов, проведения семинаров, подготовке учебников и учебных пособий.
Апробация работы
Основные положения диссертационного исследования изложены (р автором на ежегодных Международных конференциях «Виноградовские чтения», на конференциях молодых ученых МГПУ (2001-2004 гг). Апробация результатов отражена также в работе автора со студентами 1-4 курсов МГПУ в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи». Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и общего языкознания Московского городского педагогического университета.
Содержание диссертации отражено в 12 публикациях.
Структура диссертации: диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии и Приложения, содержащего алфавитный список зафиксированных нами лексических и фразеологических единиц ^ молодежного жаргона с краткими толкованиями их значений.
Просмотров: 144 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz