Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Май » 31 » Скачать Сопоставление качества жизни населения субъектов Российской Федерации на основе интегрального показателя. Андрианова, Елена бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:52
Скачать Сопоставление качества жизни населения субъектов Российской Федерации на основе интегрального показателя. Андрианова, Елена бесплатно

Сопоставление качества жизни населения субъектов Российской Федерации на основе интегрального показателя

Диссертация

Автор: Андрианова, Елена Петровна

Название: Сопоставление качества жизни населения субъектов Российской Федерации на основе интегрального показателя

Справка: Андрианова, Елена Петровна. Сопоставление качества жизни населения субъектов Российской Федерации на основе интегрального показателя : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 / Андрианова Елена Петровна; [Место защиты: Всерос. центр уровня жизни] Москва, 2008 178 c. : 61 08-8/414

Объем: 178 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Моделирование языковой темпоральности в аспекте общего характера взаимоотношений между потенцией и актуализацией в языке и речи
11 Понятие грамматичности как аспекта языковых явлений
12 Грамматичность в потенциальной сфере мыслимого и реальной сфере обдуманного
121 Уравнение Ф Де Соссюра сточки зрения психосистематики
122 Процесс формирования новых языковых структур в аспекте интеграла речевой деятельности
13 Понятие поля как структуры реализации языкового значения
131 Анализ периферии поля темпоральности в английском языке в связи с метафорическими темпоральными актуализаторами
14 Проблема неграмматических способов выражения темпоральности с позиций теории психосистематики и когнитивной теории метафоры
141 Представление времени в языке с точки зрения теории психосистематики
1411 Базовые операции морфогенеза
1412 Особенности процесса хроногенеза
1413 Роль понятия оперативного времени в психосистематике языка
1414 Место неграмматических темпоральных конструкций на оси формирования образа грамматического времени в английском языке
1415 Особенности структурного аспекта метафорических темпоральных актуализаторов в английском языке
142 Когнитивное моделирование языковой темпоральности
1421 Концептуальные метафоры времени
Выводы по Главе 1
ГЛАВА 2 Моделирование языковой темпоральности в неграмматических языковых структурах неграмматического выражения категориального значения Само по себе это исключает как единый подход, так и единое определение этих явлений
При изучении неграмматических темпоральных актуализаторов, являющихся, к тому же, неграмматичными с точки зрения языковой нормы, проблема определения вышеуказанных явлений оказывается в несколько менее приоритетном положении по отношению к главной цели исследования и выступает как естественное следствие разрешения вопросов первостепенного порядка
Основной целью данного диссертационного исследования является определение условий, при которых единицы, системно не связанные с полем темпоралъности (в том виде, в котором это поле определено в разделе 132 Главы 1), приобретают темпоральное значение в рамках определенных конструктивных построений Цель исследования определяет ряд задач, главные из которых состоят в:
1) установлении сущности понятия "грамматичность" в русле когнитивного подхода к изучению языка;
2) определении концептивных особенностей единиц, помещаемых в неграмматические конструкции темпорального значения, и факторов, определяющих их концептивную конгруэнтность темпоральным единицам неграмматических темпоральных структур;
3) выявлении видов когнитивных моделей, обусловливающих соположение единиц денотативно нетемпоральной семантики и темпоральных лексем в пределах неграмматических темпоральных конструкций;
4) описании роли и места неграмматических структур темпорального значения типа D-N-Adv/Prp; Prp-D-N в процессе концептуализации объективного времени;
5) уяснении характера зависимости некатегориальных структур темпорального значения от когнитивной деятельности отдельного индивида и моделей языкового представления его опыта

Введение:

Новизна реализованного в работе подхода заключается, во-первых, в том, что в настоящем диссертационном исследовании некатегориальным формам выражения темпорального значения предоставляется статус отдельного объекта, за которым признается важная роль в формировании языкового представления времени. Кроме того, в исследовании в качестве исходных положений интегрируются постулаты двух теорий когнитивного направления: теории психосистематики языка и когнитивной теории метафоры, каждая из которых позволяет раскрыть сущность разных сторон объекта. Впервые в работе на основании когнитивной теории метафоры предпринята попытка обоснования функциональной семантической сочетаемости лексических компонентов, входящих в состав неграмматических конструкций темпорального значения, а также предложен вариант классификации соответствующего языкового материала по принципу лежащих в основании этих структур метафор-концептуализаторов.
Особенности объекта исследования определили выбор и специфику применяемых методов. Общеметодологической основой исследования явилось 8 сочетание приемов и процедур анализа, включающих: анализ по компонентам значения, трансформационный, пресуппозиционный и концептивный анализ.
Анализ по компонентам значения или, точнее, комбинаторно-семантический анализ, по М.В. Никитину [Золина 1977; Никитин 1988; 1974], как метод, специально разработанный для изучения "полуотмеченных", полуграмматичных структур, применяется нами с целью идентификации конкретных темпоральных сем в неграмматических структурах более эксплицитного темпорального характера. Он имеет основой анализ словарных дефиниций с их последующей трансформацией и развертыванием, и состоит в выявлении в значении слова таких компонентов (сем), которые в нем непосредственно не выражены, а существуют и выявляются реляционно в парадигматических соотношениях значений.
Пресуппозиционный анализ является инструментом определения характера темпорального значения в неграмматических структурах времени (длительности, соотношения с определенными точками отсчета на виртуальной временной оси и др.). Он состоит в создании ряда пресуппозиций в отношении смысла неграмматической структуры темпорального значения и способствует восстановлению логики и последовательности мыслительных операций, участвующих в формировании смысла этой структуры.
Концептивный анализ состоит в выяснении особенностей формирования концепта времени в неграмматических темпоральных конструкциях посредством исследования его взаимодействия с концептами других когнитивных сфер, представленных денотативно нетемпоральными лексическими единицами изучаемых нами конструкций. Он реализуется в моделировании когнитивных образных схем высказываний, содержащих неграмматические темпоральные структуры. Моделирование позволяет визуально представить возможные процессы образования языковых структур на концептуальном уровне и является неотъемлемой частью применяемого в исследовании концептивного анализа. Концептивный анализ помогает 9 раскрыть причины самого наличия темпоральной семантики в эксплицитно нетемпоральных лексемах, а также определить роль и место эмпирического содержания познания в концептуализации объективного времени и его последующем языковом моделировании. В данной работе методика концептивного анализа базируется на разработанной в рамках когнитивной лингвистики классификации концептуальных метафор темпоральной сферы [Johnson 1987; Lakoff 1999; Lakoff 1995 а, 1995 b; Lakoff 1993; 1991 ;1989;1987; Lakoff, Johnson 1980] и некоторых положениях теории психосистематики [Гийом 1992; Guillaume 1984].
Трансформационный анализ структур некатегориальной темпоральной актуализации эффективен в отдельных случаях, где необходимо установить наличие концептуализирующего воздействия определенной когнитивной метафоры. Это более явно в конструкциях, содержащих полный набор актантов.
В качестве сопутствующей методики в работе используется контекстуальный анализ, так как он эксплицирует контекстно-фоновое окружение неграмматической темпоральной единицы.
Принимая во внимание характер задач, поставленных в данном диссертационном исследовании, нам представляется необходимым выйти за пределы границ узколингвистического подхода и опереться на методы научных отраслей, стоящих на стыке лингвистики и других областей знания, изучающих человека. Язык, будучи неотъемлемым от человека, должен изучаться теми отраслями науки, которые объединяют усилия психологов, лингвистов, логиков и биологов, и направлены на понимание природы мышления в его взаимосвязи с языком. Двумя из таких направлений лингвистической науки являются теория психосистематики языка, иначе называемая векторной или позиционной лингвистикой (основатель - Гюстав Гийом) и когнитивная лингвистика с ее центральной теорией концептуальной метафоры (Рональд Лангакер, Джордж Лакофф, Марк Джонсон и др.).
Данные два направления стали теоретической основой диссертационного исследования по нескольким причинам:
Во-первых, оба из указанных направлений ставят в ряд своих научных задач проникновение во внутренние структуры мышления, на глубинный мыслительный уровень существующих в языке грамматических моделей, за пределы сложившихся и складывающихся языковых форм. Исходя из этого, представители когнитивных направлений лингвистики постулируют грамматику, заложенную внутри сознания, в отличие от грамматики, рассматриваемой как манипуляция правилами функционирования формальных символов [Guillaume 1984; Lakoff 1999, 1987; Langacker 1987; 1986; 1976].
Во-вторых, вышеуказанный подход к изучению языка подразумевает облечение значения, существующего внутри сознания, в форму "концепта" (когнитивная лингвистика) или "представления" (психосистематика).
В-третьих, представляется вполне логичным включение концепта/представления в поле некого свойственного ему концептуального пространства или сферы [Coulson, Matlock 2001; Fauconnier, Turner 1996; Turner, Fauconnier 1997; Turner, Fauconnier 1995]. Подобные сферы неограниченны по протяженности, могут изменяться и пересекаться, в чем, возможно, и лежит причина появления фигур речи и случаев нестандартной сочетаемости.
В качестве рабочих терминов мы также синхронно оперируем терминами выбранных нами двух направлений. По нашему мнению, это отнюдь не создает путаницы в терминологии, а лишь характеризует грамматическое явление во взаимодействии и взаимодополнении подходов. В тех случаях, где присутствует явное сходство терминологии, мы характеризуем изучаемую конструкцию и все, связанное с ней, двумя терминами разной принадлежности одновременно, ставя их в один ряд. Такими терминами, в частности, являются "представление" (психосистематика) и "концепт/концептуализация" (когнитивная лингвистика).
Таким образом, возвращаясь к проблеме определения неграмматических средств выражения темпоральности, мы полагаем, что подобные структуры представляют собой ненормативные (на определенном синхронном этапе) образования когнитивно-метафорического порядка, окказиональные по функционированию и раскрывающие обширные способности языкотворчества в соответствии с изначально заложенной в языке системой отношений между его элементами. В целях характеристики и классификации неграмматических темпоральных конструкций считаем целесообразным обозначить их термином "метафорические темпоральные актуализаторы" (МТА).
Последовательный анализ языкового материала, основанный на положениях когнитивных лингвистических теорий, позволяет вынести на защиту следующие положения:
1) Грамматичность языкового явления определяется не на уровне сформулированной лингвистом-наблюдателем нормы, а на уровне языковой системы, и взаимоотношения ее элементов.
2) Грамматичность в русле когнитивной грамматики определяется принадлежностью явления к системе динамично развивающихся и концептуально обусловленных внутрисистемных языковых отношений.
3) Неграмматические конструкции темпоральной семантики с денотативно нетемпоральным лексическим наполнением являются одним из этапов на пути формирования целостного языкового образа времени, и относятся, прежде всего, к созданию языкового представления о внутреннем времени как концептуализации продолжительности объективных процессов.
4) Неграмматические темпоральные конструкции типа D-N-Adv/Prp; Prp-D-N имеют когнитивную основу, выявляемую посредством концептуальных метафор.
5) Когнитивно-метафорическая основа этих структур, проявляющаяся на уровне языкового выражения в виде литературной метафоры и метонимии, а также семантическая некогерентность их лексических
12 составляющих, позволяет наиболее адекватно охарактеризовать эти конструкции как "метафорические темпоральные актуализаторы" (МТА).
6) МТА равноправно с категориальными формами и конвенциональными лексическими средствами входят в парадигму средств выражения темпорального значения и образуют подсистему, элементы которой разнообразны и варьируются от собственно конструкций (D-N-Adv/Prp; Prp-D-N и др.) до сверхфразовых единств, содержащих образные средства или другие контекстуальные маркеры темпоральных значений.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: в настоящей диссертации продолжается разработка проблематики темпоральных отношений, в которую входят вопросы определения объема категориальных значений темпоральности, равно как и корреляции акцентируемых в речи значений с соответствующими формами выражения. Это осуществляется посредством обращения к концептуальному, понятийному уровню языка, располагающему обширной парадигмой средств выражения темпоральных значений. Главный акцент в исследовании делается на изучении взаимосвязи концептуальных сфер времени и других концептуальных сфер в процессе образования неграмматических структур темпоральной семантики, на основании чего разрабатывается классификация этих структур. В связи с этим в работе освещаются проблемы концептуализации времени, выдвигаются гипотезы относительно форм взаимодействия базовых когнитивных структур сознания и нового опыта восприятия объективного времени, что, в принципе, выходит на выявление закономерностей формирования окказиональных структур, совмещающих в себе темпоральную и иную семантику.
Практическая ценность работы определяется возможностью применения ее материалов при подготовке лекционных и семинарских занятий по языкознанию, теоретической грамматике английского языка, стилистике и литературоведению, а также при разработке спецкурсов по когнитивной лингвистике и теории метафоры.
Структура работы определяется ее целью и поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. К работе прилагаются библиография, включающая 199 наименований, список источников исследования (19 произведений англоязычной художественной прозы, рекламной и публицистической литературы) и 1 приложение с данными об информантах. Общий объем исследования составляет 195 страниц.
Просмотров: 123 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz