Пятница, 17.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Совершенствование методики разработки учебника : На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
04:56
Скачать Совершенствование методики разработки учебника : На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования. бесплатно

Совершенствование методики разработки учебника : На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования

Диссертация

Автор: Кишкель, Елена Николаевна

Название: Совершенствование методики разработки учебника : На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования

Справка: Кишкель, Елена Николаевна. Совершенствование методики разработки учебника : На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2003 222 c. : 61 03-13/1848-2

Объем: 222 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Введение
Глава I Анализ концепций теории и практики разработки учебника для общеобразовательных и профессиональных учебных заведений
11 Анализ концепций и этапов развития теории учебника
12 Учебник в системе средств обучения в учреждениях среднего профессионального образования
13 Основные направления развития современной концепции учебника для СПО
Выводы
Глава II Исследование способов разработки и оценки качества учебника для среднего профессионального образования
21 Содержание среднего профессионального образования как основа разработки учебника
22 Определение понятия "учебник" для У СПО и построение его модели
23 Обоснование и апробация методики оценки качества учебника
Выводы

Введение:

Модернизация российского образования предполагает переход от индивидуального общества к обществу информационному, в котором процессы порождения и распространения знаний становятся ключевыми. Этот процесс в значительной степени отражается на развитии образовательной системы.
Направления модернизации образования в период с 2000 по 2010 год предусматривают достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; изучение процедур и технологий применения знаний, а не набора фактов; расширение использования различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы в процессе обучения, привязку изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; развитие дистанционного образования. Обновление содержания современного образования, интеграция различных уровней образования, дистанционное обучение требуют разработки нового поколения учебных изданий, центральное место среди которых принадлежит учебнику.
Проблема создания особой теории учебника особенно активно начала изучаться в нашей стране с 60-х годов XX века. Но наиболее заметные достижения в этой области связаны с учебником общеобразовательной школы, особенно начальной. Научно-педагогические основы создания и совершенствования учебных книг изложены в работах В.Г. Бейлинсона, концепция учебника как педагогической системы разработана В.П. Беспалько, теорию школьного учебника исследовал Д.Д. Зуев. В работах отечественных ученых И.Я. Лернера, И.К. Журавлева, В.В. Краевского исследованы методологические проблемы дидактической теории гостроения учебника. Вопросы педагогических функций учебника разработаны в трудах М.Н. Скаткина, В.И. Смирнова.
Проблемы учебника для начального профессионального образования связаны с вопросами теоретических основ подготовки рабочих, которые разработаны С.Я. Батышевым; работы К.Г. Кязимова раскрывают дидактические основы разработки учебника для профтехучилищ; В.М. Монахов исследует инновационные технологии в профессиональном образовании, используемые при разработке учебника. Вопросы, связанные с созданием учебников нового поколения, отражены в работах А.Н. Лейбовича и А.Е. Пядочкина; Н.М. Ро-зенберг исследует пути совершенствования структуры и содержания учебника для профессионально-технических училищ.
Учебнику для высших учебных заведений уделялось особое внимание. В период с 1976 по 1987 год вышли в свет монографии: Н.И. Тупальского «Основные проблемы вузовского учебника»; П.Г. Буги «Вузовский учебник» и «Создание учебных книг для вузов». В 1979 г., 1983 г., 1988 г. были проведены три Всесоюзные и в 1995 г. одна Всероссийская научно-методические конференции по проблемам вузовского учебника. Специально созданные в 80-е годы XX века научные программы по проблемам вузовского учебника не были доведены до конца, но преемственность этих актуальных исследований сохраняется и теперь.
Вопросы теории и практики разработки учебника для среднего профессионального образования (СПО) с учетом обновления его содержания в настоящее время являются практически не раскрытыми.
В целом к настоящему времени теория учебника находится в стадии развития, а основные общепринятые положения теории учебника не сформулированы.
Анализ специальной литературы по теме диссертационного исследования позволил констатировать, что созданные концепции теории учебника не находят достаточно широкого применения на практике, что отрицательно влияет на качество учебной литературы, а сама теория учебника имеет многочисленные проблемы, одной из которых является методика разработки учебника.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание условия обновления содержания образования, переход на сопоставимую с мировой систему показателей его качества и стандартов представляется необходимым использовать предшествующий отечественный и зарубежный опыт теории и практики разработки учебника для общеобразовательной школы, начальной профессиональной и высшей профессиональной школ и на этой основе предложить методику разработки и оценки качества учебника для системы СПО.
При этом под методикой в исследовании мы понимаем выработку способов (приёмов, операций), позволяющих практически реализовать теорию учебника при его разработке с обеспечением высоких показателей качества.
Таким образом, возникают противоречия: во-первых, между необходимостью разработки качественных учебников для учреждений СПО и невостребованностью созданных учеными концепций теории учебника; во-вторых, между функциями, деятельностью специалистов среднего звена в условиях рыночной экономики, содержанием их образования на основе ГОСов нового поколения и отражением этих процессов в учебной литературе для учреждений СПО.
Наличием данных противоречий обусловлен выбор проблемы исследования, направленного на развитие теории учебника и разработку способов практического её применения при разработке учебника для среднего профессионального образования, а также определение показателей качества учебника и их оценку.
В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования: «Совершенствование методики разработки учебника (на примере учебников по управлению для среднего профессионального образования)».
Цель исследования состоит в адаптации концепций теории учебника для общеобразовательных, начальных профессиональных и высших профессиональных учебных заведений к учебнику СПО для обеспечения при его разработке высокого качества научного и дидактического уровней, дающих возможность студенту получить прочные базовые знания и сформировать на их основе самостоятельные практические действия.
Объект исследования: содержание и структура учебника для общеобразовательной и профессиональной школ.
Предмет исследования: отбор содержания и структурирование учебника для учреждений среднего профессионального образования (на примере управленческих дисциплин).
Гипотеза исследования основывается на предположении, что учебник для студентов средней профессиональной школы по конкретной дисциплине будет отвечать необходимым требованиям, если при его разработке:
• адаптировать и применить существующие концепции теории учебника по отбору содержания и структурированию предметного и педагогического материала учебника;
• базироваться на предлагаемом определении понятия «учебник» и сформированной на базе этого определения модели учебника;
• учитывать специфику подготовки и профессиональной деятельности специалиста-выпускника средней профессиональной школы, современные требования к образовательному процессу при отборе содержания и структурировании учебного материала;
• использовать усовершенствованную методику для оценки качества учебника.
Гипотеза и предмет исследования определили содержание и последовательность решения следующих задач:
• проанализировать, обобщить существующий опыт теории учебника и выработать приёмы практической разработки учебника для СПО;
• сформулировать определение, раскрыть объем и содержание понятия «учебник» для СПО;
• разработать модель учебника для СПО;
• реализовать разработанную модель в учебниках по конкретным управленческим дисциплинам;
• усовершенствовать и научно обосновать методику оценки качества учебника для СПО, экспериментально проверить её.
Методологическая основа исследования диссертации базируется на научных трудах ученых, специалистов в области педагогики и профессионального образования. Исследование опиралось на концепцию содержательного и формального подходов к методам анализа учебника (В.Г. Бейлинсон, П.Г. Буга); количественный и качественный подходы к методам измерений в педагогических исследованиях (В.П. Беспалько Н.М. Розенберг, Н.И. Ту-пальский); единство теории и практики при разработке учебника (И.Я. Jlep-нер, И.К. Журавлев, Н.И. Скаткин); прогностический подход к обоснованию целей и содержания профессионального образования (П.Ф. Анисимов, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.М. Зуев, А.Н. Лейбович, A.M. Новиков, П.Н. Новиков, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: а)теоретические
• сравнительно-исторический анализ теории и практики разработки учебника в целях выявления основных тенденций его эволюции;
• теоретический анализ и синтез объекта исследования на базе научных трудов по педагогике, теории и практике разработки учебника, научных публикаций в периодической печати в целях практического использования, выявления конкретных проблем по исследуемой теме, формулирования определения понятия «учебник»;
• абстрагирование с целью построения многомерной модели учебника; б) эмпирические
• метод рейтинга в целях определения качества анализируемого учебника;
• констатирующий эксперимент для уточнения состояния эффективности процесса обучения посредством анализируемого учебника.
Нормативно-правовая база исследования: Закон Российской Федерации «Об образовании»; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Программа развития среднего профессионального образования России на 2000 - 2005 гг.; Нормативные и методические документы по разработке государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения; Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации; Стандарты по издательскому делу.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 12 лет и включало в себя три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (1991 - 1994 гг.) проведено изучение и анализ научной литературы, публикаций, касающихся проблем теории и практики разработки учебников с целью обобщения опыта и использования его при создании экспериментального учебно-методического пособия для преподавателей по вновь введенной в учебные планы ССУЗов по всем специальностям дисциплине «Основы управленческой деятельности».
На втором этапе (1995 - 1998 гг.) проведен теоретический анализ научных трудов по теории и практике разработки учебника с целью использования основных концепций теории учебника при его разработке для студентов ССУЗ по дисциплине «Основы управленческой деятельности». Подготовлено первое издание учебника. Выявлены проблемы по исследуемой теме в отношении определения понятия «учебник» для СПО и оценке его качества. Проведено анкетирование студентов с целью изучения их мнения об учебнике. Проведено тестирование студентов с целью изучения умений учащихся пользоваться учебником и работать с ним.
На третьем этапе (1999 - 2002 гг.) продолжены исследования по совершенствованию дидактического аппарата учебника и аппарата его ориентировки. Подготовлено второе издание учебника «Основы управленческой деятельности: управление персоналом; управленческая психология; управление предприятием». Продолжено проведение анкетирования студентов с целью изучения их мнения об учебнике второго издания и сравнения полученных результатов с результатами анкетирования, проведенного ранее.
Проанализирован накопленный теоретический и практический опыт; выявлены нерешенные проблемы, сформулирована рабочая гипотеза. На основе анализа объекта исследования дано новое определение учебника, с помощью метода абстрагирования разработана его многомерная модель, предложена усовершенствованная методика оценки качества учебника на основе критериев многомерности.
На этой базе продолжена работа над повышением качества вновь создаваемого учебника для студентов средней профессиональной школы по дисциплине «Управленческая психология». Учебник подготовлен к изданию.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с 1991 по 1995 гг. в Ассоциации средних специальных учебных заведений «Специалист», где было осуществлено теоретическое осмысление темы и практическое использование отдельных концепций теории учебника при создании учебно-методического пособия для преподавателей по дисциплине «Основы управленческой деятельности».
С 1995 по 2000 гг. опытно-экспериментальная работа по созданию учебника для студентов ССУЗов по дисциплине «Основы управленческой деятельности» проводилась в ОАО «Специалист» и на кафедре «Менеджмент» Коломенского института Московского государственного открытого университета при содействии издательства «Высшая школа».
В 2001 - 2002 гг. была предложена усовершенствованная методика оценки качества учебника и организован эксперимент по ее практическому применению при оценке качества учебника «Основы управленческой деятельности». В эксперименте принимали участие специалисты по менеджменту Коломенского института Московского государственного открытого университета, студенты и преподаватели Политехнического колледжа, специалисты по эргономике Коломенского военного университета, специалисты издательства «Высшая школа», методисты.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем экспериментальной проверки разработанной диссертантом учебной программы по дисциплине «Основы управленческой деятельности» в 1992 году и созданного учебного пособия для преподавателей по данной дисциплине, а впоследствии учебника для студентов ССУЗ на базе разработанной программы.
Учебное пособие издано в Ассоциации «Специалист» в 1992-1993 гг. двумя тиражами в количестве 10000 экземпляров и апробировано в 160 средних специальных учебных заведениях, входящих в Ассоциацию.
В период с 1995 по 1998 гг. вышло два тиража первого издания учебника «Основы управленческой деятельности» с грифом Госкомвуза России для ССУЗ в издательстве «Высшая школа», в количестве 30000 экземпляров. Учебник распространен по учебным заведениям России, стран ближнего зарубежья и внедрен в учебный процесс.
В период с 1999 по 2001 гг. вышло два тиража второго издания учебника «Основы управленческой деятельности: управление персоналом; управленческая психология; управление предприятием» в издательстве «Высшая школа» в количестве 20000 экземпляров с грифом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. В 2001 году в Институте развития профессионального образования издано и распространено научно-методическое пособие по управлению для директоров УНПО в количестве 1260 экземпляров.
В 2002 году в издательстве «Высшая школа» вышел тираж нового учебника «Управленческая психология» в количестве 5000 экземпляров с грифом Министерства образования Российской Федерации для студентов ССУЗ, обучающихся по экономическим специальностям и менеджменту, который в настоящее время распространяется по учебным заведениям России. Методика оценки качества учебника прошла апробацию также в 2002 году.
Обсуждение хода исследования и его результатов осуществлялось: в Ассоциации «Специалист» (1992-1999 гг.); на кафедре «Менеджмент» Коломенского института Московского государственного открытого университета (2000-2002 гг.); на международной научной конференции «Социально-экономические проблемы российских реформ» (Коломна, 2001 г.); на ежегодных собраниях Академии профессионального образования (2001-2002 гг.); в издательстве «Высшая школа» (1996, 1998, 2000, 2002 гг.); в Институте проблем развития среднего профессионального образования (2002 г.); в Министерстве образования Российской Федерации (1996, 2000, 2002 гг.).
Диссертантом опубликованы также материалы по теме исследования в приложении к журналу «Профессиональное образование», журналах «Новые технологии», «Специалист», в ряде научных сборников. На защиту выносятся:
• обоснование и формирование модели учебника на базе авторского определения понятия «учебник»;
• способы применения основных концепций теории учебника в практике его разработки по управленческим дисциплинам для СПО;
• усовершенствованная методика оценки качества учебника для средней профессиональной школы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:
• в формировании модели учебника, построенной на основе комплексного системного подхода и структурированной на основе показателей оценки качества по критериям предметного содержания (воспитание, дидактическое содержание, аппарат ориентировки), построения (рубрикация, распределение, модели, методы, стили изложения материала, язык учебника);
• в обобщении основных концепций теории учебника (общеобразовательной, начальной и высшей профессиональных школ) и их развитии для системы СПО с учетом современных педагогических технологий, дающих возможность выработать способы применения теории учебника для их практической реализации при создании учебников по управленческим дисциплинам;
• в формулировании научно-обоснованного определения понятия «учебник» для среднего профессионального образования, раскрывающего объем и содержание этого понятия; отражающего явление его многомерности, учитывающего специфику профессионального образования;
Практическая значимость исследования состоит:
• в создании учебников «Основы управленческой деятельности» и «Управленческая психология» на основе предложенных способов разработки, их тиражировании и использовании при обучении студентов средних специальных учебных заведений России и стран ближнего зарубежья;
• в практическом использовании предложенной методики оценки качества учебника для СПО, дающей возможность количественно выразить общую оценку учебника, его предметное и педагогическое содержание, композицию, язык при проведении экспертизы учебника с целью обоснования присвоения ему грифа Министерства образования. Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается сочетанием методов эмпирического и теоретического познания; соответствием использованных методов исследования и его логикой; соотношением полученных результатов с положениями и выводами педагогической науки; экспериментальной проверкой изложенной в диссертации методики оценки качества учебника и практическим использованием разработанных диссертантом и изданных учебников, учебно-методических и научно-методических пособий в учебном процессе государственными и негосударственными учреждениями СПО в России и в странах ближнего зарубежья.
Учебнику «Основы управленческой деятельности» присужден Научный сертификат Академии профессионального образования Российской Федерации на Конкурсе научных сертификатов в 1999 году.
Просмотров: 135 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz