Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка. Александрова, Галина Владимировна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:28
Скачать Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка. Александрова, Галина Владимировна бесплатно

Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка

Диссертация

Автор: Александрова, Галина Владимировна

Название: Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка

Справка: Александрова, Галина Владимировна. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Александрова Галина Владимировна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"] Москва, 2009 238 c. :

Объем: 238 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1
Анализ теории и практики совершенствования общеучебных умений
11 Место и роль термина «общеучебные умения» среди понятий «способности», «навыки», «умения»
12 Анализ оснований для выделения общеучебных умений и классификация общеучебных умений
13 Роль интеграции в развитии общеучебных умений
14 Проектный метод как способ реализации интеграции в учебном процессе
15 Роль риторики в совершенствовании общеучебных умений школьников
Глава II
Цели, организация, ход и результаты констатирующего эксперимента
21 Цели констатирующего эксперимента
22 Исследование особенностей формирования общеучебных умений в школьном обучении
23 Определение уровня готовности учащихся 5-х классов к овладению общеучебными умениями
Глава III
Цели, задачи, программа, основные положения, ход и итоги опытного обучения
31 Программа опытного обучения
32 Ход опытного обучения
321 Общие положения организации опытного обучения
322 Совершенствование интеллектуально-речевых умений
323 Совершенствование логических умений
324 Совершенствование рефлексивных умений
325 Совершенствование организационных умений171 '
326 Совершенствование информационных умений
33 Результаты опытного обучения

Введение:

Актуальность темы исследования. Актуальность данного исследования определяется целым рядом взаимообусловленных причин социального, педагогического, психологического и лингвистического характера. Современное общество предъявляет к системе образования принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования. Выпускники школ должны не только обладать определенными знаниями, но и гибко реагировать на изменения в окружающем мире, а для этого школа обязана научить детей самостоятельно принимать решения, прогнозировать и предупреждать последствия своей деятельности, сотрудничать, постоянно совершенствовать свои знания в различных областях. Данный подход нашел отражение в Государственной концепции модернизации образования на период до 2010 года, Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.
В связи с этим одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей, от получения разобщенных сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентация на практическую составляющую образования, привлечение учащихся к исследовательской деятельности. Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующему межличностные и социальные отношения. В связи с этим особое значение приобретает формирование и развитие общеучебных умений учащихся.
Ученик основной школы должен овладеть всеми общеучебными умениями, необходимыми для самообразования и самосовершенствования в старшей школе. Проблемы и трудности обучения в 10-11 классах вызваны недостаточной работой по совершенствованию общеучебных умений в основной школе. Провести ученика через все опасности подросткового возраста, развить индивидуальность ребенка и сформировать у него систему умений и прочных знаний - задачи учителя основной школы.
Решение этих задач основано на теоретических положениях психологии учебной и исследовательской деятельности, на представлениях об образовательных технологиях и учении об общении.
Изучение теории привело нас к вопросу о причинах основных затруднений учащихся в освоении школьной программы не только курса русского языка, но и других школьных предметов. Одной из возможных причин школьной неуспеваемости до сих пор остается недостаточное развитие общеучебных умений у учащихся. В разное время к пониманию самого термина «общеучебные умения» и проблеме формирования общеучебных умений обращались Ю.К. Бабанский, С.Г. Воровщиков, И.Ю. Кулагина, H.A. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, К.Д. Ушинский, JIM. Фридман, Т.И. Шамова и др. Однако в настоящее время в педагогической науке понятие «общеучебные умения» не имеет единого толкования. Неоднозначно трактуются учеными и термины «навык» и «умение», часто подменяемые понятием «врожденные или приобретенные способности». Для уточнения терминологии было необходимо исследовать содержание понятий «умения», «способности», «навыки» и «общеучебные умения».
Так как все общеучебные умения развиваются' в теснейшей взаимосвязи, нами была осознана актуальность введения в практику интегрированного обучения. Вопросы интегрированного обучения нашли свое отражение в работах А .Я. Данилюка, Г.К. Селевко, Е.Ю. Сухаревской, Ю.С. Тюнниковой и др. Мы выяснили, что ученые выдвигают различные точки зрения. Таким образом, возникла необходимость исследовать понятие «интеграция», найти пути реализации интегрированного обучения, направленного на работу над общеучебными умениями учащихся. Требовалось исследовать особенности совершенствования общеучебных умений и предложить обучение, способствующее развитию общеучебных умений.
Основой для формирования всех составляющих личности ребенка, для совершенствования всех общеучебных умений должен стать родной язык. Именно на уроках русского языка формируются интеллектуально-речевые умения, которые становятся базой для развития речи, мышления, рефлексии. Изучение языка способствует пониманию учеником собственной личности, формирует картину мира, дает возможность ребенку осознать свое место в этом мире.
Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется объективной необходимостью уточнения теоретических основ формирования общеучебных умений и разработки практической методики совершенствования общеучебных умений учащихся на уроках русского языка.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке и экспериментальной проверке методики совершенствования общеучебных умений на интегрированных уроках русского языка.
Объектом диссертационного исследования является система общеучебных умений учащихся основной школы.
Предмет исследования - теоретические основы и методические условия совершенствования общеучебных умений на уроках русского языка.
При изучении русского языка в школе мы отталкиваемся от современных положений лингвистики: понимание языка как деятельности, внимание к связям языка с окружающей действительностью и обусловленность языка этой действительностью, антропоцентрический подход. Данные положения требуют коммуникативно-деятельностного подхода к методической организации уроков русского языка. Роль основной школы - создать необходимую базу для преподавания родного языка в старшей школе на исследовательской основе. Нами рассматривается начальный этап формирования необходимых общеучебных умений (5-ый класс).
Анализ научных исследований и обобщение собственного методического опыта работы в школе позволили нам сформулировать гипотезу исследования: совершенствование общеучебных умений на уроках русского языка в 5-ом классе будет более эффективным, если педагогический процесс строится в системе интегрированного обучения, интегрированное обучение реализуется посредством метода проектной деятельности.
Для достижения поставленных целей и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи.
• Исследовать соотношение понятий «умения», «способности», «навыки», «общеучебные умения».
• Дать классификацию общеучебных умений.
• Выявить специфику формирования общеучебных умений.
• Уточнить значение интеллектуально-речевых умений при работе над другими общеучебными умениями.
• Установить роль риторики в совершенствовании общеучебных умений.
• Уточнить понятие «интеграция» в педагогическом процессе.
• Исследовать возможности проектной деятельности на уроках русского языка в формировании общеучебных умений.
• Определить уровень развития общеучебных умений у современных школьников.
• Установить степень готовности учителей к работе по совершенствованию общеучебных умений.
• Отобрать задания, направленные на совершенствование интеллектуально-речевых, логических, организационных, рефлексивных, информационных умений.
• Создать и проверить экспериментальным путем программу совершенствования общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка.
Методы исследования. Для решения задач исследования нами использовался комплекс взаимодополняющих теоретических и практических методов: изучение и теоретический анализ педагогической, философской и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение; анкетирование; беседа; изучение творческих работ учащихся; констатирующий педагогический эксперимент и опытное обучение. Использовавшиеся в процессе исследования методы определялись его общими методологическими основаниями, а также спецификой изучаемого явления (общеучебные умения) и объективными исследовательскими возможностями разработки данной проблемы.
Методологической основой исследования являются:
• теория психологии учебной и исследовательской деятельности (Г.М. Андреева, Д.Н. Богоявленский, И.А. Зимняя, E.H. Кабанова-Меллер, H.A. Менчинская, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);
• теория учебной деятельности (Ю.К. Бабанский, С.Г. Воровщиков, И.Ю. Кулагина, H.A. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова, К.Д. Ушинский, JI.M. Фридман, Т.И. Шамова и др.);
• теория речевой деятельности (J1.C. Выготский, И.А. Зимняя, A.A. Леонтьев);
• исследования образовательных технологий (В.В. Гузеев, Е.С. Полат, Г.К. Селевко и др.);
• теория проектной деятельности (Дж. Дьюи, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, М.Б. Романовская и др.);
• теория общения (Т.А. Ладыженская, С.А. Минеева и др.);
• теория интегрированного обучения (А.Я. Данилюк, Г.К. Селевко, Е.Ю. Сухаревская, Ю.С. Тюнникова, Г.Ф. Федорец и др.);
• идеи гуманизации образования (С.И. Гессен, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.);
• методические концепции речевого развития учащихся (JI.B. Ассуирова, М.Т. Баранов, Н.Г. Грудцына, Т.К. Донская, H.A. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, В.Ю. Липатова, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик и др.).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлены и раскрыты философские и психолого-педагогические предпосылки интегрированного обучения;
• уточнены понятия «общеучебные умения», «интеграция», «проект»;
• дана классификация общеучебных умений, обоснованы этапы работы по их совершенствованию на уроках русского языка;
• раскрыты сущность и особенности применения технологии интегрированного обучения в системе уроков русского языка;
• выделены общеучебные умения, которые могут стать базой для интеграции различных школьных дисциплин;
• разработана технология организации проектной деятельности на уроках русского языка;
• получены данные об уровне владения общеучебными умениями современными школьниками 5-ых и 11-ых классов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:
• уточнена классификация общеучебных умений применительно к учащимся основной школы;
• дано «рабочее» определение понятия «интеграция»;
• выявлены возможности и особенности применения технологии проектного обучения на уроках русского языка.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что: содержащиеся в работе теоретические положения и выводы обеспечивают существенное повышение эффективности уроков русского языка по формированию общеучебных умений; разработанные в диссертации научно-методические рекомендации по применению проектного метода на уроках русского языка могут быть использованы не только на уроках в 5 классе, но и с учащимися других возрастов; предложена программа совершенствования общеучебных умений, представляющая собой соотнесение изучаемых тем русского языка с проектной деятельностью, интегрируемыми областями школьных дисциплин и указанием совершенствуемых общеучебных умений; определены принципы и методы реализации разработанной программы; отобран дидактический материал, соответствующий задачам обучения.
Опытно-экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе Центра образования №109 г.Москвы. Педагогическим экспериментом также были охвачены учителя и учащиеся школ г. Москвы (ГОУ СОШ № 1003, ГОУ СОШ № 1007, ГОУ СОШ № 254, ГОУ СОШ с углубленным изучением иностранного языка № 1347) и г. Чебоксары (лицей № 4, ГОУ СОШ № 45).
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2000-2008 гг.
Начальный этап (2000-2005 гг.). Поисково-теоретический этап. Теоретическое осмысление проблемы исследования, изучение и анализ опыта совершенствования общеучебных умений на уроках русского языка. На первом этапе использовались такие методы, как анализ, сравнение, сопоставление и обобщение.
Этап констатирующий (2005-2006 гг.) . На втором этапе исследования разрабатывались концептуальные основы исследования, осуществлялась опытная проверка гипотезы, шел поиск оптимальных путей формирования общеучебных умений. На данном этапе был проведен констатирующий эксперимент . и разработана программа опытного обучения. Нами использовались методы диагностики, анкетирования, беседы; анализа, обобщения, тестирования.
Этап .опытного обучения (2006-2008 гг.). На третьем .этапе систематизировались и> обобщались результаты исследования, проводилось^ опытное обучение, проверялись результаты, обучения,, осуществлялось, диссертационное оформление исследования;. ;
Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов; сформулированных в диссертации, подтверждается-данными; анализа, лингвистической психолого-педагогической, философской; и- учебно-методической литературы; комплексным, применением методов, исследования, данными; констатирующего' эксперимента;. в котором-приняли участие 342 учащихся; 11-х классов школ г. Москвы и г. Чебоксары, 175 учителей, преподающих в выпускных классах этих же школ, анкетированием 290- учащихся 5-х классов, данными, опытного обучения 90 учащихся,., анкетированием- 19 учителей;: работавших в экспериментальных классах, личным участием автора в опытной работе. . : ?
Апробация работы, а также результатов.исследования осуществлялась в ходе констатирующего эксперимента и опытного обучения в Центре образования №109 г. Москвы. Результаты исследования, докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры риторики и культуры речи- (2006, 2008), на семинарах,.аспирантов (2006, 2007), на . IV и. V Всероссийских конференциях молодых ученых «Филологическая наука в. XXI веке:, взгляд молодых» (г. Москва, МПГУ, 2005, 2006), на X Международной' конференции по риторике «Риторика и культура речи в современном обществе:, и образовании» (г. Москва, Государственный институт русского языка им. A.C. Пушкина, 2006), на семинарах для руководителей образовательных учреждений России, на педагогических советах и заседаниях методического объединения ЦО № 109 (2004-2008). Результаты исследования отражены в лекциях, прочитанных студентам художественно-графического факультета МПГУ (2007), филологического и математического факультетов МПГУ (2008), магистрантам факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ (2008). Результаты исследования отражены в 5 публикациях автора.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Общеучебные умения - это сложные умения, включающие в себя знания и навыки.
2. Общеучебные умения - это умения универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности.
3. Для успешного совершенствования общеучебных умений необходимо выделить следующие группы общеучебных умений:
• интеллектуально-речевые умения,
• организационные умения,
• логические умения,
• информационные умения,
• рефлексивные умения.
4. Все общеучебные умения формируются в комплексе, их совершенствование невозможно без интеграции. Интеграция — это педагогическая система, в рамках которой ученик под руководством учителя овладевает способами перевода информации с одного учебного языка на другой, в результате чего формирует собственную картину мира.
5. Уроки русского языка выступают базой для развития всех общеучебных умений. Все приобретаемые в школе общеучебные умения возникают на языковой основе.
6. Проектный метод становится одним из способов внедрения интеграции в учебный процесс. Проектный метод позволяет совершенствовать все необходимые в 5 классе общеучебные умения.
7. Введение элементов риторики в изучение русского языка позволяет успешнее совершенствовать различные общеучебные умения.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
Просмотров: 152 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz