Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 1 » Скачать Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях : На материале сельских школ Республики бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
15:28
Скачать Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях : На материале сельских школ Республики бесплатно

Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях : На материале сельских школ Республики Саха (Якутия

Диссертация

Автор: Баишев, Афанасий Афанасьевич

Название: Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях : На материале сельских школ Республики Саха (Якутия

Справка: Баишев, Афанасий Афанасьевич. Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях : На материале сельских школ Республики Саха (Якутия : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Якутск, 2001 138 c. : 61 02-13/700-3

Объем: 138 стр.

Информация: Якутск, 2001


Содержание:

ГЛАВА
I Теоретико-методологические основы совершенствования технолого-трудовых умений учащихся школ
11 Ретроспектива и современное состояние теории трудового воспитания школьников
12 Анализ опыта воспитания личности средствами труда в сельских школах ^ ^ 13 Сущность понятия трудовых умений старшеклассников
14 Особенности совершенствования технолого-трудовых умений старшеклассников в условиях Крайнего Севера
ГЛАВА
II Пути и условия совершенствования технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях
21 Моделирование процесса совершенствования технолого -трудовых умений учащихся старших классов сельских - школ
22 Формы и методы реализации возможностей учебного процесса в совершенствовании технолого-трудовых умений сельских старшеклассников
221 Использование возможностей учебных предметов в совершенствовании технолого-трудовых умений учащихся старших классов
222 Роль предметной области «Технология» в совершенствовании технолого-трудовых умений сельских стар-^ шеклассников <
23 Профессионально-ценностная среда как фактор развитии агропрофессий региона
24 Результаты опытно-экспериментальной работы

Введение:

т в современных условиях в связи с нестабильностью экономической жизни, политической ситуации, с безработицей создается сложная обстановка для молодых людей в деле их вхождения в профессиональную жизнь. Все это требует по-новому подойти к проблеме социализации молодого человека. Нет сомнения в том, что в создавшейся общественной ситуации многое будет зависеть от образовательных учреждений, одной из главных функций которых всегда выступала подготовка учащейся молодежи к труду и самостоятельной гражданской жизни.Следует отметить, что решение данной задачи имеет свою региональную специфику. Одни проблемы стоят в больших городах, другие - в малых и тем более свои трудности характерны для трудового взросления молодого поколения, рожденного в сельских районах. Так, за последнее десятилетие число работников, занятых в сельском хозяйстве в Якутии, сократилось более чем на 40 тыс. человек. Желающих остаться на сельской земле из числа молодежи становится все меньше. Отсюда уже в течение продолжительного времени весьма остро стоит проблема хронического не восполнения уходящего дееспособного члена в сельском хозяйстве Якутии. (ф Основные профессии сельского хозяйства сегодня у молодежи мало престижны. Определенную роль в этом процессе сыграло и снижение внимания к обеспечению специальных условий в педагогическом процессе сельской школы, стимулирующих интерес учащихся к труду земледельца. В частности, из учебных планов общеобразовательных учреждений были исключены предметы сельскохозяйственного профиля, что повлекло за собой отсутствие технолого-трудовых умений у детей. Ухудшились связи школ с профессиональными учебными заведениями агропромышленного профиля.Из отмеченного вытекает, что сельские школы в их общей массе к концу т 90-х годов оказались неприспособленными к новым социально-экономическим отношениям, создавшимся на рынке труда.К тому же серьезный урон выполнению школой миссии привлечения своих выпускников к труду на родной земле нанесло необоснованное забвение всего того лучшего, что содержалось в опыте трудового воспитания в 70-80-е годы: деятельность ученических производственных бригад, организация сельскохозяйственного образования школьников, сотрудничество школ с сельскохозяйственными предприятиями и др.В отечественной педагогической теории вопросы трудового воспитания подрастающего поколения изучались с разных точек зрения и тесно увязыва^W лись с практическим опытом становления общеобразовательной трудовой политехнической школы. Вопросы трудового воспитания, трудовой школы рассматривались в трудах А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, П.П. Блонского, СТ. Шацкого и др. Проблемы трудового воспитания были проанализированы в историко-педагогических работах Ф.Ф. Королева, З.И. Равкина, М.Н. Скаткина, М.Г. Хитаряна и др.На протяжении всего последующего периода развития российской школы внимание исследователей к проблеме трудовой подготовки школьников не ослабевало. Так, теоретические предпосылки связи трудового воспитания школь( j^ пиков и принципа политехнизма, общепедагогические основы трудового воспитания в общеобразовательных школах, содержание, формы и методы работы с учащимися по их трудовому становлению были рассмотрены в исследованиях П.Р. Атутова, К.Ш. Ахиярова, Я. Батышева, Ю.К. Васильева, Г. И. Гордиенко, Ф.И. Иващенко, В.А. Полякова, В.Г. Разумовского, П.И. Ставского, В.Д. Симоненко, И.Д. Чернышенко, Г. Шаповаленко, А.А. Шибанова, П.Я. Ярмоленко и др.Психологические аспекты взаимосвязей обучения, трудовой подготовки и закономерностей общего процесса формирования личности нашли отражение ф в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна.Потребностно-мотивационный аспект совершенствования трудовых yuQний учащихся школ нашел свое осмысление и интерпретацию в трудах О.С. Гребенюка, Л.Г. Здравомыслова, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, В.Л. Оссовского, Е.М. Павлютенкова, В.А. Ядова и др.Вопросы теории и практики трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи в сельской школе, в частности, деятельность ученических производственных бригад изучались П.Г. Годиным, А.Ф. Ивановым, Э.Г. Костяшкиным, Н.П. Семыкиным, А.Д. Сазоновым, О. Черник.1^ Следует особо выделить докторское исследование А.Д. Копытова, обращенное к разработке педагогических основ подготовки выпусьсников общеобразовательной школы к труду в современных условиях. В нем проанализирована социально-экономическая обусловленность трудоустройства молодежи; разработаны педагогические условия, обеспечивающие необходимый уровень трудоустройства выпускников общеобразовательной школы; определены содержание, методы и организационные формы допрофессионального образования школьников в соответствии с требованиями рынка труда; выявлены условия, повышающие качество технологической подготовки школьников и другие 1ф актуальные аспекты решения поставленной проблемы.Интерес для нас представляют и исследования местных авторов в области проблем регионализации системы образования и обоснования путей реализации в образовательном процессе школы регионально-национального компонента (Е.П. Жирков, Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, П.П. Кондратьев, Н.Д. Неустроев, Т.Т. Саввинов, П.А. Степанов, В.В. Акимов).Оценивая в целом уровень теоретических разработок в области трудового становления старшеклассников, нужно отметить и следующее. Представляет определенный интерес зарубежный опыт в подготовке молодежи к будущим 0 трудовым реалиям. Они, как известно, связываются с совершенствованием трудовых умений, соответствующих требованиям новых и новейших технологий труда. Этим, в частности, обусловлено введение учебного предмета "Технология" вместо прежнего "Трудовое обучение". Первое понятие шире и глубже второго. В частности, в рамках предмета «Технология» рекомендуется использовать народные средства и методы приобщения детей к труду, привития трудовых умений.Однако, при такой постановке вопроса есть также опасность превалирования "технологичности" в трудовой подготовке молодежи, имея в виду большее внимание к качествам общей трудоспособности, мобильности, подвижно. ^ сти профессиональных возможностей. Это весьма положительные качества, но не менее важным является и высокий зфовень мотивированности выбора сферы труда, обусловленной желанием профессиональной самореализации при сохранении силы и социально значимой мотивации будущей трудовой деятельности.Несомненно, достижение высокого уровня развития трудовых умений требует целостного подхода к процессу трудового воспитания.Таким образом, анализ достаточно большого массива научных источников, содержащих плодотворные идеи и разработки по подготовке подрастающей личности к трудовой деятельности, показал неизученность многих вопроeffk сов, которые имеют тенденцию к возрастанию их значимости в сложных условиях российского рынка труда. И в современных условиях назрела необходимость разработки проблем подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни в новых социально-экономических условиях.Отсюда проблема исследования: научно-педагогические основы и технология подготовки сельских школьников Крайнего Севера к труду в современных условиях.Объект исследования: процесс трудового обучения и воспитания учащихся старших классов. f Предмет исследования - пути и средства совершенствования технологотрудовых умений учащихся старших классов сельской школы Крайнего Севера.Цель исследования: определение педагогических условий совершенствования технолого-трудовых умений старших подростков сельской школы.В основу исследования положена гипотеза о том, что эффективность совершенствования технолого-трудовых умений старших подростков сельской школы достигается при условии: 1. Привлечения внимания учителей предметников политехнической направленности образования и реализация возможностей учебного процесса в трудовом обучении в контексте регионально-культуроведчес^ кого подхода.2. Создание профессионально-ценностной среды как фактор формирования интереса к профессиям, востребованным в сельской местности.3. Привлечение к хозяйственной деятельности во внеурочное время.В соответствии с целью, предметом и гипотезой в исследовании были намечены следующие задачи: 1. Раскрыть воспитательные возможности общеобразовательных учебных предметов для совершенствования технолого-трудовых умений учащихся старших классов. «'Л 2. Разработать технологию создания профессионально-ценностной среды как результат совместной деятельности учителей и представителей общественности во внеурочное время, что выступает фактором формирования положительных установок старших подростков по отношении к профессиям сельской местности. 3. Разработать модель совершенствования технолого-трудовых умений старших подростков в сельском социуме на региональнокультуроведческом подходе.4. Реализовать модель в опытно-экспериментальной работе сельской шко# лы.Методологической основой исследования явились философские, психолого-педагогические концепции личности, где ее развитие рассматривается сквозь призму деятельностного подхода; положения классиков отечественной и зарубежной педагогики о роли труда в развитии личности; идеи А.С. Макаренко, СТ. Шацкого и др. о неограниченных возможностях трудового воспитания как главного условия становления будущего гражданина.В исследовании использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблемам подготовки учащиеся молодежи к труду; метод моделирования; изучение и обобщение массового и передового педаго^^ф гического опыта; педагогическое наблюдение; анкетирование, тестирование; изучение учебно-программной документации; педагогический эксперимент.База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в сельских школах Горного улуса с 1995 по 2001 г.г. Это - Бердигестяхская, Магараская, Мытахская, Октябрьская, Шологонская и Маганинская школы.На первом этапе (1995-1996 гг.) осуществлялось эмпирическое изучение массовой школьной практики в области подготовки учащейся молодежи к труду в аграрном и агропромышленном секторе. Одновременно проведен теоретический анализ философской, социологической, историко-педагогической, соriH временных педагогических разработок в области трудового воспитания.На втором этапе (1997-1999 гг.) проверялись идеи и положения разработанной модели педагогического обеспечения совершенствования технологотрудовых умений школьников в сельских школах Горного улуса Республики Саха (Якутия). Опытной работой охвачено свыше 500 учащихся 8-11 классов 7-ми школ одного из сельских улусов республики. В проведении опытной работы непосредственно принимаии участие учителя-технологии, организаторы воспитательной работы, социальные педагоги, психологи экспериментальных площадок. ( # ^ На третьем этапе (2000-2001 гг.) проведено обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, подготовлены научно-методические рекомендации для сельских школ, откорректированы теоретические позиции, внедрены результаты работы в практику других школ.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем: 1. Раскрыты воспитательные возможности общеобразовательных учебных предметов для совершенствования технолого-трудовых умений учащихся старших классов.2. Разработана технология создания профессионально-ценностной среды как условия внеурочной деятельности учителей и представителей общественности во внеурочное время.3. Разработана модель совершенствования технолого-трудовых умений старших подростков в сельском социуме, основанная на региональнокультуроведческом подходе.Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и практические рекомендации помогут учителям трудового воспитания и преподавателям других учебных дисциплин сельской школы в эффективном решении задач формирования готовности учаi^ щихся-старшеклассников к труду в агросекторе в современных социальноэкономических условиях.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются комплексностью методов исследования, адекватных его задачам и логике, многократной проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы, показавшей правомерность разработанной гипотезы.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: а) на аспирантских семинарах, проводимых в Якутском государственном унит и верситете им. М.К. Аммосова; б) на научно-практических конференциях, проводимых Министерством образования Республики Саха (Якутия), Управлением образования г. Якутска, ЯГУ; в) в форме публикаций в сборниках, периодической печати; г) в ходе организации опытно-экспериментальной работы в школах Горного улуса Якутии.На защиту выносится следуюище основные положения диссертационной работы, эффективным условием совершенствования технолого-трудовых умений старших подростков является: • Создание профессионально-ценностной среды, реализуемое на основе разработанной модели совершенствования технолого-трудовых умений ^ т старших подростков в сельском социуме. • Использование учащимися приобретенных знаний, умений и навыков по общеобразовательным предметам в трудовом обучении. • Привлечение старшеклассников к хозяйственной деятельности во внеурочное время.Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.Во введении обоснована актуальность, определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, охарактеризованы его этапы, вы' ^ делена научная новизна и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.В первой главе «Теоретико-методологические основы совершенствования технолого-трудовых умений учащихся школ» проведен анализ педагогического наследия, связанного с разработкой проблемы технолого-трудового умения школьников, а также ее состояние в современной педагогической теории; изучен и обобщен передовой российский опыт воспитания школьников средствами труда в сельской школе; выявлена сущность понятия «Трудовое умение» # школьника и определены особенности формирования трудовых навыков старшеклассников в условиях агропромышленного региона.Во второй главе «Пути и условия совершенствования технологотрудовых умений старших подростков в современных условиях» представлена характеристика модели процесса совершенствования трудовых навыков учащихся 8-10 классов сельских школ; подробно раскрыты формы и методы реализации возможностей учебного процесса (естественнонаучных и гуманитарных предметов и предметной области «Технология») в совершенствовании трудовых умений старшеклассников сельской ппсолы; технология создания профессионально-ценностной среды, а также изложены результаты проведенного формирующего эксперимента.В заключении содержатся основные положения и выводы диссертационного исследования. т < #
Просмотров: 132 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz