Становление глобального сознания : Философский анализ
Диссертация
Автор: Номеровская, Галина Вениаминовна
Название: Становление глобального сознания : Философский анализ
Справка: Номеровская, Галина Вениаминовна. Становление глобального сознания : Философский анализ : диссертация кандидата философских наук : 09.00.08 Москва, 2006 166 c. : 61 06-9/560
Объем: 166 стр.
Информация: Москва, 2006
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Глава
IСНЕЦИФИКА ГЛОБАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
11Феномен сознания: философские проблемы генезиса и развития
12 Сознание, мышление, деятельность: опыт целостного подхода
13 «Экологическая революция» в сознании и концепция устойчивого ГЛАВ
II ГЛОБАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ —R
21 Особенности отражения процессов глобализации в сознании
22 Роль современных информационных технологий в развитии глобального сознания 2,
3 Глобальное сознание и новая культура
ЗАКЛЮЧЕНИЕ——— TTMT17PATVPA 1Л
Введение:
Актуальность темы исследования. Человечество переживает эпоху формирования нового мировоззрения, нового способа мышления, содержательную основу которых составляют глобальные идеи, становящееся глобальное сознание. Этот сложный, многогранный процесс определяется целым рядом факторов, к числу которых, по меньшей мере, относятся: консолидирующие человечество интегративные тенденции в социальноэкономической, политической, духовной, научной и технологической сфере; синтез естественнонаучных универсального и гуманитарных эволюционизма, знаний, определивший единую системноконцепцию синергетическую картину действительности; беспрецедентное развитие информационных, коммуникативных технологий, изменившие образ жизни людей, характер их мировосприятия. Следует особо подчеркнуть инициирующую роль в формировании глобального сознания осмысления истоков и путей решения экологических проблем современности моделирования перспектив глобального развития, впервые осуществленных в докладах Римскому клубу, а также других научно обоснованных прогнозов будущего биосферы, человека и общества. См. об этом: Арский Ю. М. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать? М.,1997; Мамедов Н. М. Основы социальной экологии. М.,2003 и др. См.: Римский клуб. М.,1997; Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М.,2005 и др. Моисеев Н. Н. Быть или не бытьчеловечеству? М.,1999;Урсул А. Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.1993 и др.Эти прогнозы содействовали разработке различных подходов к гармонизации социоприродных систем, программ опережающих практических действий; они во многом определили понимание того, что причины, породившие экологический кризис, обусловлены деятельностью и поведением человека и, в конечном итоге, его сознанием; что только техническими средствами невозможно их преодолеть, хотя обоснованно применяемые достижения научно-технического прогресса могут в значительной мере снизить уровень загрязнения окружающей среды и улучшить экологическую обстановку.* Наметившаяся необходимость глобальная всей экологическая системы опасность определяет систем пересмотра основополагающих ценностей человечества (этических норм, отношения к природе, характера производства и потребностей и др.). Мировоззренческая ориентация современного общества на концепцию устойчивого развития, одобренной на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. и поддержанной на Всемирном саммите в 2002 г. в Йоханнесбурге, непосредственно связана именно с задачей гармонизации социальноэкономического и экологического развития. Концепция устойчивого развития (sustainable development), с одной стороны, отражает обострение социальных, экономических и экологических проблем на нашей планете, с другой, характеризует уровень современной цивилизации, степень интеллектуальный научно-теоретического освоения человечеством природной и социальной действительности. Она См.: Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.1990; Печчеи А. Человеческие качества. М. 1986 и др. См.: Введение в теорию устойчивого развития. М.,2002, с. 4-5; Урсул А.Д. Стратегия устойчивого развития и новый этап в учении о ноосфере. Безопасность Евразии. 2001, №3 и др.предстает как квинтэссенция целого ряда философских и социологических учений, естественнонаучных и математических теорий. Смысл перехода к устойчивому развитию заключается в выживании человечества и сохранении биосферы. Для этого необходимо кардинальным образом трансформировать все сферы деятельности человека в направлении уменьшения давления на биосферу. Устойчивое развитие должно характеризоваться биосферосовместимостью экономической эффективностью, при общем и социальной справедливостью снижении антропогенного пресса на биосферу. Таким образом, устойчивое развитие не только экологобезопасное развитие. Это также стабильность в социальной и политической сферах жизни общества, которая человека, принципов должна основываться демократии, правового на соблюдении прав государства, норм международного права. В таком случае концепция устойчивого развития объединяет в единую систему экологические, экономические и социальнополитические связи и отношения. Более того, она диктует необходимость взаимосвязи разума с нравственностью. Достижения разума, оторванные от нравственных начал, исторически зачастую приобретали разрушительный, антигуманный характер. Для ограничения спонтанного развития общества становятся востребованными духовные ценности и нормы высокой морали. Переход к устойчивому развитию означает изменение содержания и формы материальной и духовной культуры цивилизации. Этот переход не может быть реализован исходя из традиционных представлений и ценностей, стереотипов мышления. Он требует выработки новых научных и См.: Устойчивое развитие: мнение ученых. М.,2002.. См.: Данилов Данильян В. И., Лосев К. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.,2000; Гирусов Э. В. Основы социальной ЭКОЛОГИИ.М.1998 и др. См.: Введение в теорию устойчивого развития. М., 2002.