Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.. Ожегова, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
04:35
Скачать Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.. Ожегова, бесплатно

Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.

Диссертация

Автор: Ожегова, Екатерина Юрьевна

Название: Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.

Справка: Ожегова, Екатерина Юрьевна. Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв. : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ожегова Екатерина Юрьевна; [Место защиты: Пенз. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского] Пенза, 2007 187 c. : 61 07-13/2327

Объем: 187 стр.

Информация: Пенза, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ
РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ГУБЕРНСКИХ ГОРОДАХ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
В XIX-НАЧАЛЕ XX ВВ
11 Историографический обзор изучения проблемы развития частных школьных учебных заведений Среднего Поволжья
12 Предпосылки становления частных школьных учебных заведений в Среднем Поволжье до начала XIX века
13 Влияние исторических, социально-экономических и педагогических факторов на процесс развития частных школьных учебных заведений Среднего Поволжья XIX - начала XX вв
Выводы по главе 1
ГЛАВА II ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
ЧАСТНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕМ
ПОВОЛЖЬЕ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ (НА ПРИМЕРЕ ГУБЕРНСКИХ
ГОРОДОВ ПЕНЗЫ, САРАТОВА)
21 Состояние педагогических кадров и учащихся в частных школьных учебных заведениях в губернских городах Среднего Поволжья
22 Особенности организации и содержания обучения в частных школах, пансионах и гимназиях Пензы и Саратова
23 Воспитательная работа в частных школьных учебных заведениях Среднего Поволжья XIX - начала XX вв
24 Частное школьное образование: актуализация опыта в современных условиях
Выводы по главе II

Введение:

Актуальность исследования. В соответствии с национальным проектом «Образование» одним из направлений реформирования целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства явилось активное внедрение инноваций. Их проявлением стало возрождение негосударственных образовательных учреждений, в том числе и школьных. На протяжении исторического развития частная школа, будучи уникальной по содержанию и форме деятельности организацией так же, как и другие социальные институты, подвергалась существенным трансформациям. Функциональная и организационная модель частной школы не оставалась неизменной (церковная, государственно-ориентированная), а преобразовывалась в соответствии с требованиями внешней социально-экономической среды.
Понимание современного состояния и перспектив развития данного социально-педагогического явления актуализирует проблему изучения векового опыта функционирования и организации частных школьных учебных заведений, зарождение которых своими корнями уходит в историю развития народного просвещения России.
В период XIX - начала XX вв. данное социально-педагогическое явление прошло тернистый путь: от резко отрицательного отношения правительства к первым частным образовательным учреждениям (1804 г.), подавления частной инициативы в сфере народного просвещения (1828 г., 1835 г.) до признания частных учебных заведений (1868 г.). Особенно сложно проходил процесс развития частных школьных учебных заведений в губернских городах России. В этом смысле показательным является опыт губернских городов Среднего Поволжья.
К настоящему времени опыт деятельности частных школьных учебных заведений в губернских городах России XIX - начала XX вв. в той или иной мере исследовался в двух кандидатских (Н.В. Литарова, 1994; М.О. Чеков, 1994) и одной докторской (С.В. Сергеева, 2004) работах.
В историко-педагогическом исследовании Н.В. Литаровой раскрывается специфика организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в частных средних учебных заведениях России конца XIX - начала XX вв.
В исторической работе М.О. Чекова основной акцент ставится на изучении места и роли частных и общественных учебных заведений Поволжья в образовательной структуре России середины XIX -начала XX вв.
В историко-педагогической работе С.В. Сергеевой исследован опыт частного школьного образования в России в последней четверти XVIII -первой половины XIX вв. Дана оценка государственной политике в отношении частного школьного образования, представленного школами, училищами, пансионами, гимназиями и домашним обучением и воспитанием. Исследователем определены основные этапы развития частного школьного образования в России со времени его зарождения до настоящего времени, вскрыты и обоснованы ведущие тенденции его развития в хронологических рамках исследования.
Анализ научной историко-педагогической литературы показал, что частные школьные учебные заведения в поволжских губернских городах Пензе и Саратове - это малоизученный пласт истории образования страны. Поэтому рассматриваемая проблема имеет не только теоретическую и практическую значимость, но и историко-познавательную.
Актуальность проблемы, с одной стороны, и необходимость упорядочения фрагментарных данных о социально-педагогическом явлении в социокультурном контексте интересующего нас времени, с другой, обусловили выбор темы исследования: «Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы предпосылки становления, основные этапы и специфика развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.?
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования,- система школьного образования в России.
Предмет исследования - процесс развития частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья XIX -начала XX вв.
Цель, объект, предмет исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить предпосылки становления, определить этапы и факторы развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.
2. Определить особенности развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья в хронологических рамках исследования.
3. Осуществить анализ специфики содержания и организации частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в хронологических рамках исследования.
4. Охарактеризовать контингент педагогов и учащихся частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья.
5. Выявить возможности творческого использования педагогического опыта частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья XIX - начала XX вв. в современных условиях.
Хронологические рамки обусловлены предметом исследования и охватывают период XIX - начала XX вв., когда происходило становление и развитие системы народного просвещения России, и на фоне законодательного оформления государственных школ частные учебно-воспитательные заведения приобрели широкую популярность не только в столичных, но и в губернских городах России.
Территориальные рамки исследования обусловлены целесообразностью рассмотрения означенной проблемы в рамках отдельно взятых регионов. Особый интерес в этом плане представляет имеющий богатые и своеобразные социокультурные традиции многонациональный регион - Среднее Поволжье, в частности губернские города Пенза и Саратов, - уникальное образование, отдельные территории которого «оказались включены в единое общественно-политическое целое, стянутых хозяйственными связями, соединены общностью совместной жизни и исторических судеб, подчинены общему самостоятельному типу цивилизационного процесса»
Общая методология исследования определяется концептуальными идеями современной философии образования: идеи человека как субъекта деятельности в процессе своего развития (Б.М. Бим-Бад, П.С. Гуревич, В.Н. Губин, В.В. Краевский, З.И.Равкин, Ю.М. Резник, В.А. Сластенин, Е.С. Федоров), положениями современной науки о диалогических отношениях к культурному наследию прошлого (М.М.Бахтин, Ю.М. Лотман, В.И. Коротаев, А.В. Кузнецов) и др.
Специальную методологическую основу исследования составляют:
• аксиологический подход, применяемый в связи с исследованием педагогических ценностей, реализуемых педагогами в процессе организации содержания частного образования (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.);
• аспектный подход, используемый в связи с анализом понятийно-категориального аппарата и терминологии, применяемой в работе (Б.С. Гершунский и др.);
• герменевтический подход, применяемый в связи с интерпретацией исторических нормативно-правовых законодательных актов, архивных
1 Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования / М.Н.Кузьмин, А.А. Сусуколов, В.К. Бацын, М.Б. Ешич. - М., 1994. - С. 10. источников исследуемого хронологического периода (В. Дильтей, А.В. Кузнецов и др.).
Для решения поставленных задач используются следующие методы исследования: методы анализа, синтеза, обобщения, помогающие интерпретировать и объединять информацию по исследуемой теме; сравнительно-исторический и историко-логический методы, направленные на критическое осмысление и обобщение историко-педагогических источников; историко-ретроспективный метод, требующий синтетического осмысления прошлого, раскрытия сложности социального процесса; конструктивно-генетический метод, позволяющий проследить исследуемые процессы от более ранних к поздним; статистический метод обработки исследуемых материалов; метод исторической актуализации проблемы, выделяющей те события прошлого, которые имеют наибольшую практическую значимость для организации деятельности частных учебных заведений на современном этапе.
Теоретическая база исследования опирается на:
• исторические исследования, определяющие особенности социокультурного развития и государственности (М.В. Бабич,
A.Б. Каменский, В.О. Ключевский, П.Н.Милюков, М.А. Острогорский,
B.Н. Татищев, Н.А. Троицкий и др.);
• педагогические концепции, раскрывающие основные методологические характеристики педагогического исследования (Б.М. Бим-Бад, И.Ф. Исаев, В.В.Краевский, В.А. Сластенин и др.);
• историко-педагогические исследования, характеризующие основные педагогические идеи отечественной школы (И.А. Алешинцев, А.С. Воронов, М.И.Демков, А.Н. Джуринский, П.Ф. Каптерев, А.Г. Кармаев, О.А. Кармакаева, Н.А.Константинов, Е.Н. Медынский, А.С. Ососков, А.И. Пискунов, С.В.Рождественский, Д.А. Толстой, Н.В. Флит, М.О. Чеков и др.);
• историко-статистические работы, отражающие роль и место исследуемого педагогического явления в системе народного просвещения России (А.С. Воронов, С.В. Рождественский и др.).
Источниковую базу исследования составляют опубликованные источники: документы, исходящие от правительственных учреждений (своды законов, распоряжения Министерства народного просвещения (МНП)), уставы и отчеты учебных заведений; инструкции и циркуляры правительственных органов управления образованием (МНП, Св. Синода, канцелярии Ведомства учреждений императрицы Марии); дидактические материалы XIX - начала XX вв., научная историко-педагогическая литература; справочная и библиографическая литература; периодическая печать.
Неопубликованные источники: фонды государственного архива Пензенской области (ГАПО): дирекции народных училищ Пензенской губернии (1818-1917 гг.), Пензенской частной женской гимназии Е.А. Сердобольской (1904-1917 гг.), Пензенской частной мужской гимназии С.А. Пономарева (1907-1917 гг.), Пензенской частной женской гимназии общества преподавателей, учрежденных Е.П.Шор и М.Ф. Мансыревой (1906-1918 гг.); фонды государственного архива Саратовской области (ГАСО): дирекции народных училищ Саратовской губернии (1803-1918 гг.), Саратовской частной мужской гимназии, Саратовского городского общества по открытию среднего образования (1910-1918 гг.), Саратовской частной женской гимназии С.Н. Штокфиш (1903-1918 гг.), Саратовской городской частной женской гимназии А.И.Воротниковой (1907-1908 гг.) и др.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
Первый этап (2004 - 2005 гг.) - определялись предмет и задачи исследования, выявлялся уровень разработанности вопросов, освещавших практику частного школьного образования в губернских городах Среднего
Поволжья в историко-педагогической литературе, определялись методология и методы исследования.
Второй этап (2005 - 2006 гг.) - изучались архивные материалы (ГАПО, ГАСО); историко-педагогические источники по проблеме исследования с целью выявления предпосылок становления, этапов и факторов развития исследуемого историко-педагогического явления, определялись особенности содержания и организации учебно-воспитательного процесса в разных типах частных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья XIX - начала XX вв.
Третий этап (2006 - 2007 гг.) - выявлялись возможности творческого использования педагогического опыта частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья XIX - начала XX вв. в современных условиях, проводились анализ результатов исследования, их обобщение, систематизация, апробация и оформление текста кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования:
• выявлены предпосылки становления, определены факторы развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья;
• осуществлен анализ и определена специфика организации и содержания образования в частных школьных учебных заведениях Пензенской и Саратовской губерниях в XIX - начале XX вв.;
• дана характеристика контингента педагогов и учащихся частных школьных учебных заведений Пензенской и Саратовской губерний в хронологических рамках исследования;
• впервые введены в научный оборот новые малоизвестные документы и материалы, расширяющие научные представления о развитии частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья XIX - начала XX вв. и
Теоретическая значимость исследования:
• выделены основные этапы развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.;
• выявлены ведущие тенденции развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы направлены на совершенствование общепедагогической подготовки студентов педагогических учебных заведений в области освоения ими содержания учебных курсов и спецкурсов по истории педагогики, философии и истории образования, краеведению. Выявленные возможности использования педагогического опыта деятельности частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья XIX - начала XX вв. могут найти применение в практике организации современного государственного и негосударственного школьного образования.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных положений работы; соответствием комплекса методов историко-педагогического исследования целям и задачам последнего, анализом значительного объема документальных архивных источников и важнейших публикаций по исследуемой проблеме.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в научных статьях, докладах и тезисах. Они обсуждались и получили одобрение на всероссийских, региональных, межвузовских научно-практических конференциях в Саранске (2005-2006 гг.), Пензе (2005-2007 гг.), на методологических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры педагогики Пензенского государственного педагогического университета (ПГПУ) им. В.Г.Белинского (2005 - 2007 гг.). Внедрение результатов исследования осуществлялось в педагогическом процессе Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского и Пензенской государственной технологической академии.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основными предпосылками становления частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья - Пензе и Саратове - являлись: исторические (административно-территориальное устройство губерний как аграрных центров Поволжского региона, их социально-экономическое развитие) и педагогические (отсутствие государственной системы образования в России на рубеже конца XVIII - начала XIX вв.; недостаточно развитая сеть государственных школьных учебных заведений; сословный характер обучения; малодоступность и низкое качество домашнего образования).
2. Развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв. обусловили следующие факторы: исторические (реакционная внутренняя и насыщенная внешняя политика царского правительства в первой половине XIX века; отмена крепостного права (1861 г.) и политические реформы второй половины XIX века); социально-экономические (аграрный характер развития Среднего Поволжья, относительно низкий уровень развития промышленности в Пензе и Саратове по сравнению с крупными городами России; многонациональный состав населения; заметное увеличение численности городского населения); педагогические (реформы в системе народного просвещения; сословное обучение; введение в действие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность частных школьных учебных заведений; становление казенных школьных учебных заведений, недоверие к ним привилегированных слоев населения; рост числа частных школьных учебных заведений и разнообразие их типов во второй половине XIX - начале XX вв.).
3. Частные школьные учебные заведения губернских городов Среднего Поволжья XIX - начала XX вв. прошли следующие этапы в своем развитии: I этап (1804-1857 гг.) - этап самостоятельного развития частных школьных учебных заведений с последующей жёсткой регламентацией их деятельности; II этап (1857г. - начало XX вв.) - этап официального признания частных школьных учебных заведений, их численного роста и регулярного контроля со стороны МНП.
4. Особенностями развития частных школьных учебных заведений в губернских городах Среднего Поволжья - Пензе и Саратове - явились:
• в отношении типов частных учебных заведений - преобладание национальных частных школ и пансионов в первой половине XIX в. и учебных заведений 1-го, 2-го, 3-го разрядов во второй половине XIX -начале XX вв.;
• в отношении их роли в системе государственных учебных заведений Среднего Поволжья - выполнение компенсаторной функции в первой половине XIX в. и альтернативной функции во второй половине XIX -начале XX вв.;
• в отношении содержания обучения - отсутствие четко разработанных и общепринятых учебных планов и программ, акцент на изучение национального языка (татарского, мордовского, чувашского и др.), веры и культуры в частных школах и пансионах в первой половине XIX в.; максимальное сближение содержания обучения с учебными планами и программами в государственных учебных заведениях, вариативность в выборе учебных дисциплин и учебной литературы, акцент на обучение русскому языку и новым иностранным языкам (французскому и немецкому) во второй половине XIX - начале XX вв.;
• в отношении организации обучения - отсутствие жёстких требований к применению форм и методов обучения в частных школах и пансионах в первой половине XIX в. и активное внедрение в учебный процесс словесных, наглядных методов, методов организации самостоятельной работы, индивидуальных и групповых форм работы во всех типах частных учебных заведений; деятельность педагогических и попечительских советов в частных гимназиях, а также обязательное ношение форменной одежды для учащихся частных гимназий и прогимназий во второй половине XIX - начале XX вв.;
• в отношении педагогических кадров - преобладание священнослужителей и учителей-иностранцев в первой половине XIX в. и преимущество педагогов из числа выпускников российских средних учебных заведений и вузов во второй половине XIX-начале XX вв.;
• в отношении контингента учащихся - преобладание детей, имеющих дворянское происхождение (до 90 %), в первой половине XIX в., и увеличение доли учащихся, родители которых являлись выходцами из «городских сословий» (купцов - 25%, мещан - 15 %, чиновников - 15 %), во второй половине XIX - начале XX вв.
5. Положительный опыт частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв. выражался в обеспечении родителям и их детям адекватной свободы выбора типов учебно-воспитательных учреждений; во внимательном отношении к изучению национального языка и культурных традиций; в привлечении учителей-иностранцев к преподаванию иностранных языков и возможности стажировок учащихся за границей; в использовании широкого спектра форм, методов и приемов обучения и воспитания; в создании особой благоприятной среды для успешной реализации педагогического процесса в учебно-воспитательном учреждении; в умелом сочетании раздельного и совместного обучения мальчиков и девочек; в придании особого значения процессу воспитания, направленного на формирование нравственных качеств и когнитивных процессов личности.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 175 наименований использованных источников, в том числе материалы архивных фондов
Просмотров: 158 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz