Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога. Суркова, Лариса Михайловна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:57
Скачать Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога. Суркова, Лариса Михайловна бесплатно

Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога

Диссертация

Автор: Суркова, Лариса Михайловна

Название: Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога

Справка: Суркова, Лариса Михайловна. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.03 Москва, 2005 278 c. : 61 05-19/595

Объем: 278 стр.

Информация: Москва, 2005


Содержание:

Введение3
Глава 1 Теоретические и методические основы компетенциального подхода к изучению профессиональной деятельности психологаперинатолога16
11 Предпосылки применения компетенциального подхода к изучению профессиональной деятельности в зарубежной и отечественной психологии17
12 Психологические особенности профессиональной деятельности психолога при родовспоможении40
13 Модель профессиональных компетенций психолога-перинатолога56
Глава 2 Опытно-экспериментальное изучение становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога78
21 Методический замысел изучения содержания и процесса становления профессиональных компетенций78
22 Выявление структуры и психологических особенностей становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога96
23 Динамика становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога124
Глава 3 Психологические технологии оптимизации становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога150
31 Компетенциальные технологии управления и самоуправления профессиональной деятельностью психолога-специалиста родовспоможения150
32 Компетенциальная технология профессионального отбора психологов-перинатологов 168-180 33 Тренинг профессиональных компетенций психолога-перинатолога 181

Введение:

Актуальность проблемы. В современной психологии труда одной из наиболее актуальных проблем является проблема становления профессиональных компетенций специалистов, занимающихся решением стратегической государственной задачей - сохранением и укреплением здоровья нации. Практическая актуальность исследования определяется: необходимостью обоснования введения специализации психолога -специалиста родовспоможения - «психолога-перинатолога», подготавливаемого (переподготавливаемому) по единому государственному стандарту в вузах страны. Введение специализации позволит защитить женщин-рожениц от непрофессионального, а иногда и сектантского воздействия на них со стороны организаций, учреждений, фирм, оказывающих психологическую помощь вне зависимости от их хозяйственно-правовой принадлежности. Анализ результативности работы психологов-перинатологов показывает, что по самооценкам женщин от 92% до 100% из них высоко оценили проводимую психологическую работу, от 68% до 83% из тех, кому такая психологическая помощь не оказывалась, хотели бы получить её (Баженова О.В., 1993; Завьялова Ж.В., 1995; Ланцбург М.Е., 2002 и др.). Профессиональное воздействие психологов позволило снизить у женщин негативные и деструктивные психические состояния (прежде всего предродовые страхи), усилить их адаптивный потенциал, укрепить психическое здоровье. Введение «стандартов профессионального поведения» (профессиональных компетенций) повысит уровень и эффективность профессиональной деятельности психолога-перинатолога, разнообразит применение используемых методов психологического сопровождения родовспоможения. Кроме того, сегодня важно оптимизировать профессионализацию молодых специалистов, ускорить становление их профессиональных компетенций. Необходимо более эффективно использовать психологов, поступающих на рынок труда, после окончания вузов, минимизировать отток молодых специалистов из сферы оказания психологической помощи. Например, только 12% психологов, выпускников 2000-2004 годов МГУ им. М.В. Ломоносова работают в настоящее время по специальности, а из них единицы в сфере оказания психологической помощи женщинам-роженицам.
Теоретическая актуальность исследования определяется необходимостью ускорения процесса развития перинатальной психологии. Перинатальная психология зародилась во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления (А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон, К. Хорни, М.Кляйн, Д.Винникотг, С.Фанти, М.Марконе). Начиная с 70-х годов XX века она активно развивалась в рамках трансперсональной психологии (С.Гроф, Ф.Лейк, А.Хантер, В.Эмерсон). В русле отечественной возрастной психологии, базирующейся на теоретических построениях Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Л.И. Божович, происходило изучение развития младенца в соотнесении с качествами матери. Результаты изложены в исследованиях Н.Н.Авдеевой (1996), О.В.Баженовой (1993), Е.И.Захаровой (1998), Е.И.Исениной (2002), Ж.В.Завьяловой (1995), Р.Ж. Мухамедрахимова (1998), Ю.И. Шмурак (1993). Методологические подходы к изучению материнской сферы представлены онтогенетической концепцией материнства Г.Г.Филипповой (1999), биопсихосоциальной концепцией девиантного материнства В.И.Брутмана (1994). Методология и технология психологического сопровождения будущих и молодых родителей в рамках деятельности школ для будущих матерей обоснована в работах М.Е.Ланцбург (2002). Психотерапия семьи в период подготовки к зачатию, беременности и младенчества разработана И.В.Добряковым (2003). Немногочисленные работы отечественных ученых не позволяют разрешить на современном научном уровне возникшего противоречия между насущными требованиями практики родовспоможения, имеемым историческим наследием оказания психологической помощи беременным женщинам в России и недостаточной теоретико-методологической разработанностью проблемы содержания профессиональной деятельности психолога-перинатолога. Оптимальное решение находится в междисциплинарной области научных исследований, где особое место занимает компетенциальный подход, научный интерес, в применении которого не снижается. Используя научный потенциал отечественной психологии труда, результатов теоретического соотнесения концептуальных подходов к изучению становления профессиональных компетенций в зарубежной психологии с взглядами российских ученых на данную проблему, необходимо и возможно теоретическое обоснование эвристической модели изучаемого явления. Знание психологических закономерностей, динамики, механизмов становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога позволит перейти от описательного, мозаичного подхода к конструктивистскому, целостному подходу, включающего в себя позицию ответственности специалиста за результат профессиональной деятельности, понимание им целей, задач, ценностей решаемой задачи, контекста происходящего.
Разработанность проблемы. В плане научного изучения проблема становления профессиональных компетенций специалистов различных категорий нашла свое отражение в ряде исследований зарубежных и отечественных психологов. В зарубежных работах по корпоративному менеджменту (Р. Бояцис, 1997) и управлению образованием (Дж. Равен, 1998) компетенциальный подход используется как методология научного исследования. Наиболее полно концепция управления компетенциями раскрыта С. Уидцет и С. Холлифорд (1999). В отечественной науке и практике управления человеческими ресурсами выделяются работы Т.Ю.Базарова (2000), А.Я.Кибанова (1997), А.В. Хуторского (2003), И.А.Зимней (2003), А.А.Потапкина (2004), а также А.И.Полякова (2003), С.В.Гончаровой (2004). В отечественной психологии имеется значительное число работ, посвященных профессионализации человека: ее месту и роли в развитии человека, обоснованию ее сущности, содержания, социальным механизмам регулирования данным процессом со стороны общества, а также разработке и обоснованию этапов и критериев профессионализации. К их числу относятся работы В.А.Бодрова (1991), А.В.Зеер (1988), Е.А. Климова (1974), Т.В.Кудрявцева (1983), А.К.Марковой (1995), Ю.П.Поваренкова (1991), Е.С.Романовой (1992), А.Т.Ростунова (1984), В.Д.Шадрикова (1996) и других авторов. Вопросы психологического содержания и условий, сопровождающих процесс становления конкретных специалистов, являлись предметом изучения Т.С.Бодня (1973), В.С.Медведева (1984), В.А.Мирошниченко (1973), Т.Л.Ядрышниковой (1987). Проблема адаптации и становления психолога на производстве, учебном заведении, в Вооруженных силах России рассматривалась в работах С.Л.Арефьева (1978), А.И.Красило (1995), И.В.Сыромятников (1997). Исследования таких авторов, как Н.А.Аминов (1992), Н.В.Бачманова (1995), Д.В.Оборина (1992), К.А.Рамуль (1965), посвящены вопросам выявления и формирования профессионально значимых качеств психолога. Имеются работы, посвященные проблеме практической организации психологической службы в различных сферах жизнедеятельности общества, ее содержанию и структуре, а также конкретным формам и особенностям деятельности практических психологов (Андреева Г.М., 1992; Бодалев А.А., 1995; Боровикова С.А., 1999; Гусейнова В.В., 1996; Деркач А.А., 1995; Дубровина И.В., 2002; Забродин Ю.М., 1980; Петраков Б.Д., 1990; Пярнитс Ю.Э., 1984; Реан А.А., 1993).
Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога определили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объект исследования: профессиональные компетенции психолога-перинатолога.
Предмет исследования: содержание и динамика становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога.
Цель исследования:
1. На основании теоретического изучения научных источников и эмпирического исследования уточнить содержание профессиональных компетенций психолога-перинатолога, сущность их становления.
2. Провести опытно-экспериментальное изучение и выявить структуру и динамику становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога.
3. Разработать и апробировать психологические технологии оптимизации становления профессиональных компетенций психологов-перинатологов.
Задачи исследования:
1. На основании теоретического изучения научных источников и эмпирического исследования уточнить содержание профессиональных компетенций психолога-перинатолога, сущность их становления.
2. Провести опытно-экспериментальное изучение и выявить структуру и динамику становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога.
3. Разработать и апробировать психологические технологии оптимизации становления профессиональных компетенций психологов-перин атологов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения компетенциального подхода к изучению профессиональной деятельности специалиста, интегрирующего основные положения концепции управления компетенциями в бизнес-организации (современная научная парадигма и практика управления человеческими ресурсами), содержательно и методически дополненного положениями системно-деятельностного, структурно-деятельностного и системно-ситуационного, профессиографического и позиционного подходов. Основными принципами, на которых базируется теоретическая концепция исследования, являлись следующие фундаментальные принципы психологии: принцип системности, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, личностный принцип.
Методика исследования включала анализ литературных источников отечественных и зарубежных авторов; контент-анализ документов, включая интернет-ресурсы; эмпирические методы сбора информации, такие как включенное и не включенное наблюдение; индивидуальная беседа; экспертная оценка; тестовые методики; технику репертуарных решеток Дж.Келли; методику «Мотивационный профиль» Ш.Ричи и П.Мартин (1999) в адаптации А.В.Булгакова и А.И.Гончарова (2004); системно-ситуативный анализ деятельности; профессиональную рефлексию личного профессионального опыта психолога-перинатолога, констатирующий и формирующий эксперимент.
Обработка результатов проводилась на ПЭВМ методами математической статистики, включающими корреляционный, кластерный и факторный анализ, реализованными в прикладных программах обработки статистических материалов «Statistika-5» и SPSS-10.
Эмпирическая база исследования составила 104 психолога-перинатолога.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивалась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, многоаспектным анализом научных публикаций по проблематике исследования, разнообразием применяемых исследовательских методик, их взаимным сочетанием и дополнением, применением процедур качественного и количественного анализа, использованием методов математической обработки и анализа данных, репрезентативной выборкой испытуемых.
Методический замысел исследования. Исследование проводилось с 1998 по 2004 год на базе женских консультаций, курсов по подготовке женщин к родам, фитнес-клубов, медицинских клиник г. Москвы и двенадцати регионов России в несколько этапов. На первом этапе (19982001) включал предварительный анализ исследуемой проблемы на основе изучения научно-теоретических источников, определены объект, предмет, цели, задачи и рабочая гипотеза исследования, намечались методики констатирующего эксперимента. На втором этапе (2001-2003) осуществлялась методологическая обработка понятийного аппарата, выявлялась сущность, структура, содержание профессиональных компетенций психолога-перинатолога, проведено пилотажное исследование по теме диссертации с целью уточнения основной гипотезы и положений, выносимых на защиту, проведен констатирующий и начат формирующий эксперимент, обработаны полученные результаты. Третий этап (2003-2004) включал завершение формирующего эксперимента, систематизацию и обработку экспериментальных данных с помощью методов математической статистики, качественно-количественный анализ результатов исследования. На этом этапе были сформулированы теоретические выводы и обоснованы практические предложения.
В качестве гипотезы выдвинуты следующие положения: Структура профессиональных компетенций психолога-перинатолога представляет собой системное, трехуровневое, динамичное социокультурное новообразование. Становление профессиональных компетенций происходит как развертывающийся во времени нелинейный процесс изменения стандартных, ключевых, ведущих уровней компетенций. Процесс становления разделяется на два последовательных взаимосвязанных этапа: адаптации и индивидуализации
Важным условием оптимизации процесса является использование компетенциональной технологии управления и самоуправления профессиональной деятельностью психолога-перинатолога, которая структурирует, дифференцирует, делает целостной и научно обоснованной работу специалиста-родовспоможения. Результатом будет соответствие структуры профессиональных компетенций психолога-перинатолога организационной культуре учреждения, фирмы, организации, оказывающей психологическую помощь женщинам роженицам.
Новизна исследования заключается в следующем:
1. Обосновано понятие «профессиональные компетенции психолога-перинатолога», которое определяется как совокупность взаимосвязанных индивидуальных особенностей и личностных качеств (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), необходимых для оказания целостной и научно обоснованной психологической помощи женщинам при родовспоможении. Разработана модель, которая представляет собой трехуровневое образование: стандартные компетенции специалиста, включающие этические нормы профессии, знания, умения; ключевые компетенции специалиста, содержащие профессиональное общение, эмпатию, устойчивость к профессиональным стрессам и ресурсный потенциал; ведущие компетенции организации, представленные инновационностью, диалогичностью и лидерством.
2. Выявлена сущность процесса становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога, представляющая собой переход потенциальных, возможных компетенций специалиста в действительные, соответствующие запросам практики. Изучена и проанализирована динамика процесса становления в организациях, состоящая из двух последовательных этапов - адаптации и индивидуализации. Характер и продолжительность каждого из этапов зависит от исходного уровня психологической готовности специалиста овладевать системой компетенций в конкретных условиях осуществления профессиональной деятельности.
3. Выявлены психологические факторы, влияющие на процесс становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога, среди них преобладающими являются: «уровень предметно-ценностного единства психолога с руководителями, ключевыми сотрудниками организации относительно целей и критериев эффективности его работы» и «соотношение мотивационного профиля личности психолога-перинатолога и доминирующей культуры организации».
4. Разработана и обоснована психологическая технология по управлению и самоуправлению становлением профессиональных компетенций психолога-перинатолога, включающая в себя частные технологии: профессиональный отбор, основанный на принципах компетенциального подхода; проведение тренинга профессиональных компетенций. Установлено, что применение психологических технологий оптимизирует процесс становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога. Обоснована результативность применения технологии, включающей в себя целенаправленное социально-психологическое воздействие: овладение психологом-перинатологом специфических методик работы с беременными женщинами, актуализацию у психолога мотивационного потенциала, обучение навыкам самоуправления профессиональной деятельностью.
Положения, выносимые на защиту.
1. Профессиональные компетенции или стандарты рабочего поведения психолога-перинатолога — это совокупность знаний, как психологических, так и в смежных областях: акушерстве, женских болезнях и др.; навыков психологической помощи при родовспоможении; способов профессионального общения с женщинами роженицами, членами их семей, ближайшим социальным окружением, а также с ключевыми специалистами: акушерами-гинекологами, врачами узкого профиля; ресурсного потенциала личности психолога.
2. Структура профессиональных компетенций психолога-перинатолога представляет собой трехуровневое психологическое образование, включающее в себя стандартные компетенции специалиста, ключевые компетенции специалиста и ведущие компетенции организации.
Первый уровень профессиональных компетенций «стандартные компетенции специалиста». Уровень определяют знания и умения, он проходит свое становление под воздействием профессионального сообщества психологов. Спецификой уровня является знание и выполнение нравственных профессиональных норм.
Второй уровень «ключевые компетенции специалиста» — динамичная и специфичная для каждой организации часть структуры профессиональных компетенций. В ней выделяются общие ключевые компетенции психолога-перинатолога: профессиональное общение, эмпатия, устойчивость к профессиональным стрессам. Ключевые компетенции находятся во взаимосвязи с индивидуальными особенностями и личностными качествами: общительностью, интеллектуальными способностями, эмоциональной устойчивостью, экспрессивностью, смелостью, дипломатичностью, самоконтролем, личной и профессиональной позицией психолога-перинатолога в организации.
Третий уровень «ведущие профессиональные компетенции организации» является наиболее специфической и закрытой областью в организациях, оказывающих платные психологические услуги. В обобщенном виде их можно представить как совокупность трех блоков профессиональных компетенций: инновационность, включающая проблемную ориентацию, наличие конкретных критериев деятельности, фиксацию противоречий работы, креативность, динамичность; диалогичность, состоящую из кооперативности, децентрации, поликультурности; лидерство в таких его проявлениях как влиятельность, сценирование как соответствие поведения роли лидера, проницательность.
3. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога представляет собой нелинейный процесс перехода потенциальных, возможных компетенций специалиста в действительные, соответствующие культуре организации и является промежуточным звеном между ними. Динамика становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога выражается в наличии двух этапов адаптации и индивидуализации. Этап адаптации характеризуется вхождением психолога в ролевую структуру организации, ознакомлением с обстановкой, задачами, решаемыми сотрудниками, особенностями трудового коллектива. Этап индивидуализации связывается с повышением активности психолога в определенных видах деятельности, тенденцией самоутверждения и поиском собственного лица в работе.
4. Преобладающими психологическими факторами, влияющими на становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога, являются: «предметно-ценностное единство психолога с руководителями, ключевыми сотрудниками организации относительно целей и критериев эффективности его работы» и «соотношение мотивационного профиля личности психолога-перинатолога и доминирующей культуры организации». Дополнительными являются факторы, влияющие на становление стандартных компетенций - «профессиональные знания, умения, навыки» и «несоответствие этических, нравственных, духовных норм рабочего поведения психологов и требований рыночных отношений», на становление ведущих компетенций - «уровень соответствия профессиональных компетенций специалиста компетенциям всей организации»
5. Психологическая технология оптимизации становления профессиональных компетенций психолога-пренатолога включает в себя частные технологии: профессиональный отбор, основанный на принципах компетенциального подхода; проведение тренинга профессиональных компетенций, направленный на овладение психологом-перинатологом специфических методик работы с беременными женщинами, актуализацию у него мотивационного потенциала, обучение навыками самоуправления профессиональной деятельностью. Тренинг профессиональной компетенции оптимизирует становление компетенций психолога-перинатолога. Он поэтапно компенсирует то, что не выявляет профессиональный отбор. Стандартные профессиональные компетенции углубляются у тех, кто не проходил профессионального отбора при поступлении на работу и имеет опыт работы до 7 лет; а также у прошедших традиционный отбор на замещение вакансий, имеющих опыт работы до 3-х лет. Ключевые профессиональные компетенции расширятся у тех, кто не проходил профессионального отбора или проходил отбор по традиционной схеме и имеет опыт работы до 7 лет.
Практическая значимость исследования.
1. Результаты исследования могут быть положены в основу обоснования необходимости введения в организационную структуру женских консультаций системы здравоохранения РФ должности «психолог-перинатолог», в системе образования введения специализации специалист родовспоможения-«психолог-перинатолог».
2. Выявленные профессиональные компетенции позволяют определить содержание, квалификационные характеристики и профессиограмму психолога-перинатолога конкретной организации, оказывающей психологическую помощь женщинам роженицам.
3. Обоснованная и внедренная психологическая технология управления и самоуправления становлением профессиональными компетенциями психолога-перинатолога может быть использована для управления персоналом в организациях, оказывающих психологическую помощь при родовспоможении.
4. Теоретическая база и эмпирические материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе вузов РФ, ведущих подготовку и переподготовку психологов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, результаты исследования на отдельных его этапах докладывались и обсуждались на научно-практической конференции «Проблемы перинатальной психологии» (г. Москва, 2002) и семинарах, проводимых в МГУ им. Ломоносова по перинатальной психологии. Материалы исследования используются в ходе подготовки слушателей
Медицинской академии последипломной подготовки, и программы «Главный врач - менеджер высшей квалификации» центра «Менеджмент в здравоохранении» Факультета академических программ обучения Академии народного хозяйства при правительстве России РФ. Результаты исследования публикуются на интернет-сайте психологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова с 2002 года по настоящее время, нашли отражение в трех печатных публикациях:
1. Становление профессиональных компетенций психолога-перинатолога//Журнал прикладной психологии и психоанализа №12. - 2004. - 0,5 пл.;
2. Дополнительное образования как условие становления профессиональных компетенций психолога-перинатолога//Инновации в образовании №6. - 2004. - 0,5 п.л.;
3. Профессиональные компетенции психолога-перинатолога: монография. - М., 2004. (в соавторстве). — 3,5 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Просмотров: 207 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz