Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Старчество как феномен культуры. Зимакова, Екатерина Викторовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:09
Скачать Старчество как феномен культуры. Зимакова, Екатерина Викторовна бесплатно

Старчество как феномен культуры

Диссертация

Автор: Зимакова, Екатерина Викторовна

Название: Старчество как феномен культуры

Справка: Зимакова, Екатерина Викторовна. Старчество как феномен культуры : диссертация кандидата культурол. наук : 24.00.01 Москва, 2000 136 c. : 61 01-24/7-1

Объем: 136 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ФЕНОМЕН СТАРЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ
§1 Сущность старчества
§2 Сравнительно-культурный подход к представлениям о старчестве
ГЛАВА II ТРАДИЦИИ СТАРЧЕСТВА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИИ XIX ВЕКА
§1 Духовное состояние российского общества XIX века
§2 Генетические корни и особенности русского старчества
§3 Влияние старчества на общественное сознание России
XIX века

Введение:

Актуальность темы исследования
Для современной науки характерно стремление к более глубокому изучению историко-культурных истоков и традиций культуры России. Без реконструкции ее смыслообразующих пластов и основных ценностных ориентаций предшествующих поколений становится невозможной естественная преемственность и связь времен. Это особенно важно иметь ввиду в условиях некритического восприятия идеалов, ценностей и норм, навязываемых средствами массовой информации, что обостряет проблемы мировоззренческой ориентации человека, отражается на возможностях его самореализации и характере социокультурной активности, на формировании духовного окружения индивида и системы отношений: человек - природа, человек - культура, человек - человек. Решение этого комплекса проблем имеет принципиальное значение для современной культурологии.
Реконструкция альтернативного идеала, основанного на приоритете духовно-нравственных ценностей, составлявших специфику российского самосознания в течение столетий, идеала, являющегося противоположностью господству современной "педократии" (С.Булгаков), требует обращения к отечественной, в частности православной, традиции. Наиболее полным воплощением такого идеала является старчество как совокупность инвариантных оснований человека, как пример реализации личностью своего бытийного назначения в его совершенной форме.
Старчество как воплощение духовного идеала является важнейшим элементом русской культуры, что находило свое отражение в творчестве таких великих писателей и философов, какими были Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, И.В. Киреевский и др. Тем самым оказывалось большое влияние на современников и последующие поколения, привносились серьезные изменения в общественное сознание. История старчества неразрывно связана с историей Отечества. Такие великие старцы, как Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, всегда являлись высшим авторитетом, особенно в тяжелые для страны времена.
Тема старчества сегодня, в условиях возрождения утраченных идеалов, особенно актуальна. Однако вопрос о сущности старчества еще недостаточно изучен и освещен в научной литературе. Поскольку в течение десятилетий исследователи были оторваны от возможности глубокого изучения этой проблемы, в научной литературе имели место противоречивые и ошибочные мнения.
В настоящее время в связи с изменением социальной ситуации феномен старчества и его место в культуре России вновь привлекает внимание ученых, что, однако, не позволяет пока преодолеть несоответствие между очевидной актуальностью данной проблемы и неготовностью массового сознания к ее восприятию, так как уровень духовной культуры общества на сегодняшний день недостаточно высок. Появляются научные центры и учебные заведения с ориентацией на возрождение взаимосвязи между светским и сакральным началами в образовании, которые пытаются преодолеть этот разрыв. Однако деформация представлений о православии как культурообразующей конфессии России является препятствием для адекватного воздействия на общество.
Источниковедческой базой исследования послужили: -книги Ветхого и Нового Завета.
•святоотеческая богословская литература: Лествица Иоанна Лествичника, Добротолюбие, Душеполезные поучения Аввы Дорофея, Нравственно-подвижнические слова Марка подвижника, Руководство к духовной жизни Варсонуфия Великого и Иоанна Лествичника, Творения Петра Дамаскина, Предание ученикам о жительстве скитском Нила Сорского, Древние иноческие уставы, Слова Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина, Письма Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. В этих трудах обоснована необходимость старческого руководства. Являясь первоисточниками, эти работы имеют для исследования феномена старчества первостепенное значение, так как подвижники всех последующих поколений учились у древних старцев. Православное русское старчество, генетически являясь продолжением старчества древнего, существовало только в тех монастырях, где сохранялась святоотеческая традиция и изучались вышеперечисленные Творения.
•многочисленные работы, посвященные жизнеописанию, поучениям, заветам и наставлениям великих русских старцев XIX-XX веков. Русское старчество этого периода представляет собой уникальное явление и имеет ряд особенностей.
Степень изученности проблемы
В основание исследования легли немногочисленные богословские работы авторов XIX и XX веков:
• митрополита Трифона (Туркестанова) "Древнехристианские и оптинские старцы", протоиерея Александра Соловьева "Старчество по учению святых отцов и аскетов", в которых впервые дается научно-богословское определение и исторический обзор традиции старчества. Авторы этих работ отмечают, что вопрос о старчестве практически не затронут в научной литературе и мало изучен даже в богословии;
• И.М. Концевича "Оптина пустынь и ее время", русского автора И.Смолича на немецком языке "Leben und Lehre der Starzen", переведенная митрополитом Иоанном (Вендландом) на русский как "Жизнь и учение старцев (Путь к совершенной жизни)", монахини Игнатии "Слово о старчестве", "Старчество на Руси", где анализируются различные стороны старческого руководства, публикуются малодоступные выдержки из творений и писем русских старцев XIX-XX веков. Указанные авторы подходят к оценке старчества с сугубо богословских позиций, опираясь на принятый в этой области понятийно-категориальный аппарат. Поскольку ретроспективный обзор представлений о старчестве в этих работах носит сугубо богословский характер, концептуальный подход к рассмотрению его как феномена культуры, естественно, не сформулирован.
Отдельная позиция по данному вопросу выражена в докладе профессора В.И. Экземплярского "Старчество", где автор пытается определить место старчества в общецерковной перспективе, однако выводы, приведенные здесь, противоречат взглядам вышеупомянутых богословов. В.И. Экземплярский рассматривает русское старчество как "новый вид монастырского послушания", называя старчество вне монастырей "религиозно-коммерческим предприятием"1. Данная оценка, скорее всего, была продиктована культом некоторых лжестарцев. Но, во-первых, развитие истории старчества в XX веке является опровержением данной версии, во-вторых, старчество с самого начала своего развития существовало вне общежительных монастырей, ярким примером чему и служит отшельничество.
Следует также обратить внимание на трилогию М.В. Лодыженского "Сверхсознание. Свет Незримый. Темная сила", имеющую целью с научных
1 Экземплярский В.И. Старчество. // Дар ученичества. Сборник. - М.: Руссико, 1993.- С.226 позиций нанести удар по атеизму. Автор рассматривает явление старчества с богословской точки зрения в сопоставлении с индуистским учительством.
При разработке различных аспектов данной проблемы были использованы:
• труды отечественных религиозных философов рубежа XIX и XX веков: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федотова, П.А. Флоренского.
• общетеоретические исследования по вопросам теории и философии культуры, религиозной антропологии: С.С. Аверинцева, Г.С. Батшцева, М.М. Бахтина, М.Н. Громова, П.С. Гуревича, В.А. Крутикова, И.К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, С.П. Мамонтова, Э.А. Орловой, В Н. Расторгуева, Л.А. Сугай, В.И. Шамшурина.
В соответствии с вышеизложенным вопрос о старчестве как явлении культуры нельзя признать в достаточной мере изученным с позиций культурологии, что позволяет автору сформулировать цель и задачи исследования.
Целью исследования является целостное, концептуальное рассмотрение феномена старчества как явления культуры.
Цель определяет постановку основных задач:
• раскрытие сущности старчества,
• рассмотрение старчества как культурной ценности,
• проведение сравнительно-культурного анализа феномена старчества в культуре православия и духовного лидерства в ряде других культур,
• выявление особенностей русского старчества XIX и XX веков,
• определение особой роли старчества в русской культуре,
• характеристика особенностей старчества в общественном сознании России XIX-XX веков.
Объектом исследования является феномен старчества в ракурсе его отношения к культуре.
Предметом исследования является специфика феномена старчества как особого явления культуры в его временных и типологических характеристиках.
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. Генетические корни старчества исследовались с использованием историко-генетического метода. Историко-культурный подход позволил раскрыть внутреннюю логику развития старчества. Сложившийся феномен старчества в культуре России XIX века исследовался с применением феноменологического и историко-функционального метода. Также использовались богословский и философский подходы, учитывались идеи выдающихся деятелей истории, философии и культуры. Специфика вопросов, поставленных в диссертации, потребовала обращения к методам менее всего формализованным, каковыми являются включенное наблюдение, экспертный опрос и другие.
Научная новизна исследования В данном исследовании:
• старчество рассматривается как культурный феномен;
• предпринимается попытка типологии и сравнительно-культурного анализа этого явления;
• выявляется исключительное значение старчества для ценностного самоопределения личности.
Теоретическое осмысление феномена старчества позволило сформулировать следующие положения, выносимые на защиту:
• Современная кризисная эпоха порождает целый ряд механизмов преодоления кризиса. В их ряду особое место принадлежит старчеству, которое становится творческим культуросозидающим началом, воздействующим на человека, возрождая в общественном сознании представления о значимости жизнеориентирующих идеалов.
• Старчество, являясь типологически сложным и многогранным образованием, прошедшим длительный историко-культурный путь, принадлежит исключительно христианской православной культуре и является ее высшим проявлением.
• Русское старчество XIX-XX веков - уникальный феномен духовной культуры: с одной стороны, оно является преемником афонского старчества, с другой - приобретает ряд индивидуальных особенностей (возможность существования вне монастырей, близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам и т.д.)
Научно-практическая значимость работы
В теоретическом плане работа позволяет дополнить и расширить малоразработанные аспекты культурологии, связанные с историей культуры и религии, богословием и философией, а также использовать ее результаты в качестве методологической основы для углубления представлений о категориях и понятиях теории культуры.
Материалы и выводы диссертации могут стать основой для разработки общих и специальных курсов, включенных в блок учебных дисциплин вузов. Работа открывает новые перспективы реконструкции духовной среды отечества, может быть использована в качестве историко-методологической опоры при восстановлении разрушенных святынь, стать источником укрепления исторических взаимосвязей православных славянских культур.
Апробация работы
Основные положения и практические выводы диссертационного исследования были опубликованы в статьях и тезисах, а также были представлены в выступлениях на научно-практических конференциях "Славянство на рубеже тысячелетий" (Аксаково, 1997 г.), "Подвиг монашества в отечественной истории" (Оружейная палата Московского Кремля, 1998 г.), "Агиологическое древо русской культуры" (Москва, ГАСК, 2000 г.)
Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры, обсуждена и рекомендована к защите в мае 2000 года.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Список используемой литературы включает 200 наименований.
Просмотров: 222 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz