Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 29 » Скачать Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала. Аджиева, Мадина Манафовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:24
Скачать Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала. Аджиева, Мадина Манафовна бесплатно

Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала

Диссертация

Автор: Аджиева, Мадина Манафовна

Название: Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала

Справка: Аджиева, Мадина Манафовна. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Карачаевск, 2000 193 c. : 61 00-13/789-X

Объем: 193 стр.

Информация: Карачаевск, 2000


Содержание:

Введение
Глава 1 Научно-педагогический анализ стимулирования познавательной деятельности учащихся на основе регионально- топонимического материала при изучении дисциплин естественно географического цикла
11 Методологические основы стимулирования познавательной деятельности учащихся на регионально- топонимическом материале
12 Современное состояние проблемы стамулирования в дидактике
I 13 Место топонимики в процессе преподавания дисциплин естественно- географического цикла
Глава 2 Технология стимулирования познавательной деятельно-ста учащихся с использованием регионально- топонимического материала 91 ** 21 Анализ уровня готовности учащихся к стимулированию познавательной деятельности при изучении дисциплин естественно-географического цикла
22 Технология стимулирования познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимического материала
23 Исследовательская работа как средство стимулирования по
4Р знавательной активности учащихся

Введение:

Поиск путей и средств, которые бы создали наиболее реальные и полные возможности для свободного раскрытия всех резервов духовного и физического развития личности в процессе образования, всегда был в центре внимания теоретиков и творчески мыслящих практиков обучения. В многовековой истории педагогической науки немало столь же убедительных, сколь и поучительных примеров выдвижения и обоснования с философских, психологических и педагогических позиций ненасильственных методов формирования личности, естественно, по «приказу души» воспринимаемых ею.
Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования. Она - наследница прогрессивных традиций мирового опыта гуманистического воспитания, восходящих от Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России) к таким представителям педагогики современного периода, как М.М.Пистрак, В.Г.Пряникова, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий. Теоретический и методический арсенал педагогического стимулирования отражает в себе, таким образом, веками развивающуюся (нередко в жестком противоборстве с авторитарно-административной, насильственной педагогикой) тенденцию гуманизации и демократизации учебного процесса.
В современных условиях, когда эта тенденция в неразрывной преемственной связи с прогрессивными общечеловеческими и национальными традициями отечественной педагогики органически включается в программы духовного возрождения общества, она становится еще более актуальной. Особая острота, которую отмеченные тенденции и традиции приобретают в наше время, объясняется сложностью и противоречивостью тех кардинальных социально-экономических и идеологических перемен, которые происходят во всех сферах жизни и которые оказывают прямое влияние на практику образования. Таким образом, при выборе темы исследования мы руководствовались как научными интересами, так и практической потребностью совершенствования образования.
Вопросу теоретического и практического обоснования стимулирующего влияния топонимического изучения окружающего ландшафта на формирование у учащихся познавательных интересов и посвящено это исследование. Поиск ценностных ориентаций, мотивов, стимулов, способных вызвать интерес учащихся к учебному материалу на основе включения в учебный процесс регионально-топонимического материала, является проблемой исследования.
Объектом исследования является подготовка учащихся по предметам естественно-географического цикла.
Предметом исследования выступает процесс стимулирования познавательной деятельности учащихся при изучении предметов естественно-географического цикла с помощью топонимов - стимулов, способствующих усвоению учащимися дисциплин естественно-географического цикла.
Цель исследования: создание системы педагогического стимулирования учащихся на основе регионально-топонимического материала.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проследить развитие концепции стимулов обучения в современной педагогике.
2. Обосновать основные положения системы стимулирующего обучения на основе дополнения содержания предметов естественно-географического цикла регионально-топонимическим материалом.
3. Проанализировать, насколько стимулирование познавательной деятельности на основе вариативных заданий при использовании топонимов может повысить качество знаний, интерес к обучению и самостоятельность у учащихся.
4. Изучить, насколько исследовательская деятельность учащихся стимулирует процесс творческого подхода к учению.
Гипотеза: повышение качества знаний учащихся по географии будет возможно, если:
1) в образовательном процессе по дисциплинам естественно-географического цикла использовать систему регионально-топонимических стимулов;
2) содержание дисциплин естественно-географического цикла дополнить топонимическим материалом;
3) включить самих учащихся в поисковую исследовательскую деятельность;
4) использовать в учебном процессе вариативные методики стимулирования познавательной деятельности.
Методологической основой исследования является культурологический подход к изучению педагогических явлений; учет региональных социокультурных условий, что для Северного Кавказа имеет особое значение в связи со сложившимися специфическими условиями; гуманистический подход к изучению личности как целостного явления во взаимодействии с окружающим миром, позволяющий вывести педагогическое образование на уровень практического человекознания; основные положения концепции целостного педагогического процесса, формирования и развития систем теоретического знания.
Теоретическую основу составляют:
1. Антропологический подход к педагогическому стимулированию, ориентирование на развитие умственных способностей обучающихся (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, П.Ф.Каптерев, К.Д.Ушинский и др.).
2. Технологический подход к формированию задач, целей, методов, стимулов и средств обучения в средней школе (Ю.К. Бабанский, П.Ф. Каптерев, И .Я Лернер, Н.М. Таланчук, Т.И. Шамова и др.).
3. Теория поэтапного формирования умственных действий (Т.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
4. Идея народности образования, страновой, региональный подход к нему (М.М. Пистрак, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.А.Сухомлинский. С.Т. Шацкий, К.Д. Ушинский, И.А. Арабов и др.).
5. Теория стимулирующих возможностей процесса обучения, соотношения стимулов и мотивов обучения (Л.Ю. Бородин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мяси-щев, В.Г.Пряникова, З.И. Равкин, В.Н. Тарасюк, С.Т.Шацкий, В.Н.Шуман, Г.И.Щукина и др.).
6. Гуманизм в процессе обучения (И.Б.Котова, А.Маслоу, С.Н. Паттерсон, К Роджерс, Е.Н.Шиянов и др.).
7. Теория инноватики в педагогическом образовании (А.Я.Найн, В.А.Сластенин, Н.П.Юсуфбекова и др.).
8. Современные теории педагогического образования и технологий обучения (А.А.Вербицкий, В.Я.Ляудис, В.А.Сластенин и др.).
Для решения исследовательских задач использовался комплекс методов'. теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения, анкетирование, анализ деятельности учащихся, прогностические методы, метод экспертных оценок знаний учащихся, моделирование, педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, ретроспективный и послеоперационный анализ собственной деятельности, метод сбора и систематизации географических названий, анализ учебно-методической документации, методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных.
Этапы исследования.
Экспериментальная работа осуществлялась в течение десяти лет с учащимися и педагогическими коллективами школ № 4 и № 6 города Карачаев-ска и Ново-Тебердинской средней школы КЧР.
1-й этап: 1987-1989 гг. - сбор и систематизация регионально-топонимического материала;
2-й этап: 1990-1993 гг. - проведение пилотажного эксперимента, изучение стимулирующих возможностей регионально-топонимического материала в процессе преподавания дисциплин естественно-географического цикла, технологического и контекстного подходов;
3-й этап: 1993-1998 гг. - разработка и экспериментальная апробация модели целостной системы стимулов в процессе преподавания географии; публикация основных результатов исследования; их внедрение в педагогическую практику;
4-й этап: 1998-1999 гг. - обобщение результатов экспериментального исследования, оформление текста диссертации.
Научная новизна исследования:
• раскрыты теоретические и практические предпосылки становления и разработки новых стимулов обучения с помощью регионально-топонимического материала в целостном педагогическом процессе;
• осуществлен анализ современного состояния исследуемой проблемы и обоснован продуктивный инвариант педагогической технологии, обеспечивающий реализацию идей стимулирования с помощью топонимов в практике учебного процесса;
• экспериментально подтверждена результативность системы стимулирования познавательной деятельности в процессе исследовательской работы учащихся.
Теоретическая значимость исследования:
1. Раскрыты исторические основы проблемы стимулирования как закономерного явления в теории отечественной педагогики.
2. Расширено феноменологическое поле проблемы стимулирования на основе его критического осмысления в процессе преподавания дисциплин естественно-географического цикла.
3. Реализован региональный принцип обучения на основе использования топонимов в содержании и технологиях преподавания естественно-географических дисциплин.
Практическая значимость исследования:
• подход к педагогическому стимулированию, обоснованный в диссертации, призван способствовать повышению прикладного знания учащимися содержания дисциплин естественно-географического цикла;
• сформулированные в диссертации теоретические и практические положения могут содействовать вооружению будущих учителей географии средней школы научными знаниями о сущности и методах сложного процесса стимулирования учебной деятельности;
• разработанная система стимулов может быть использована как в педагогических вузах, так и в системе повышения квалификации учителей;
• полученные в исследовании результаты могут быть полезными при разработке учебных и методических пособий по педагогике, методике преподавания природоведения, географии, экологии, географии своего региона;
• сформулированные научно-методические рекомендации могут быть использованы при разработке и проведении новых спецкурсов и спецсеминаров по проблемам повышения качества подготовки учителя, преподающего дисциплины естественно-географического цикла.
Апробация хода и результатов исследования осуществлялась в докладах диссертанта в качестве руководителя секции топонимики Карачаево-Черкесского отделения Русского географического общества; а также они нашли отражение в научных статьях, сообщениях, тезисах, которые докладывались на Международных, Российских, республиканских, региональных, институтских конференциях и семинарах с 1996 по 1999 годы.
Нами разработаны и читаются спецкурсы для студентов Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета: 1. «Природные ресурсы Карачаево-Черкесии» (с 1995 года), 2. «Топонимика (общая, Северного Кавказа, Карачаево-Черкесской республики)» (с 1995 г.), «Природные ресурсы Северного Кавказа» (с 1997 г.).
Работая, научным сотрудником в научно-исследовательской лаборатории топонимики, природопользования, экологии, автор принимала участие в составлении учебных пособий по административным районам КЧР. В частности, в соавторстве с С.А. Хапаевым и А.А. Батдыевым и диссертантом подготовлено учебное по географии «Малокарачаевский район: география, население».
Достоверность и обоснованность результатов диссертационной работы обеспечивается теоретико-методологическими основаниями исходных положений, использованием методов исследования, адекватных его задачам, вариативностью и характером экспериментальной работы, большим числом охваченных ею учащихся, сопоставлением полученных результатов с данными других исследований по педагогическому стимулированию, положительной апробацией хода и основных положений, выводов исследования в докладах, выступлениях и публикациях, а также положительными результатами внедрения системы педагогических стимулов в практику обучения дисциплин естественно-географического цикла.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система педагогического стимулирования познавательной деятельности учащихся с помощью регионально-топонимического материала, отвечающая современным требованиям к организации учебного процесса.
2. Разработанные нами конкретные технологии стимулирования познавательной деятельности, обеспечивающие диагностируемый и гарантируемый результат, способствующие интериоризации объективных побудителей в лич-ностно значимые мотивы учения школьников и формирующие у них положительное эмоциональное отношение к знаниям, повышение их качества.
3. Выделенные нами критерии оценки влияния системы стимулирования познавательной деятельности на основе регионально-топонимического материала: качество усвоения географических знаний учащимися, интерес к дисциплинам естественно-географического цикла, активность в процессе учебной деятельности, эвристические умения как результат исследовательской деятельности.
Просмотров: 153 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz