Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Свобода как языковой и духовный опыт: номинация и концептуализация Ф.М. Достоевского. Варзин, Алексей Владимирович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
16:09
Скачать Свобода как языковой и духовный опыт: номинация и концептуализация Ф.М. Достоевского. Варзин, Алексей Владимирович бесплатно

Свобода как языковой и духовный опыт: номинация и концептуализация Ф.М. Достоевского

Диссертация

Автор: Варзин, Алексей Владимирович

Название: Свобода как языковой и духовный опыт: номинация и концептуализация Ф.М. Достоевского

Справка: Варзин, Алексей Владимирович. Свобода как языковой и духовный опыт: номинация и концептуализация Ф.М. Достоевского : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Москва, 2003 212 c. : 61 04-10/367

Объем: 212 стр.

Информация: Москва, 2003


Содержание:

Глава 1 Основные теоретические положения работы
11 Номинация как лингвогносеологическая проблема
12 Проблема концептуализации: история и современные подходы
121Проблема концептуализации в истории вопроса о природе именования
122Трактовка термина концепт в современных исследованиях
123Концепт, понятие, значение: соотношение терминов
124 Виды концептов и динамика смыслов: синхрония и диахрония
125 Понятие «концептуального поля»
13 Работы, посвященные анализу концепта «свобода»: различия в подходах и выводах
14 Соотношение основных имен концепта свобода воля в истории языка
15 Выводы
Глава 2 Концептуальное пространство «свобода» в словарной фиксации XIX- н XX вв
21 Основные задачи анализа сферы словарной фиксации
22 План содержания основных имен концепта в толковых словарях: фиксация XIX-H XX вв
23 Экспликация понятия «свобода» в энциклопедиях ХТХ начХХ вв: русский концепт и западные веяния
24 План содержания слов свобода и воля на общем фоне концептуального пространства: логика соотнесения
25ВЫВОДЫ
Глава 3 Концептуализация свободы в дискурсе ФМДостоевского fii^ 31 Цель, задачи и методика анализа текстов ФМ Достоевского
32 Базовый концепт свобода-воля в языковых данных (уровень интуитивно-стереотипных представлений)
33 Свобода и воля как ключевые термины духовной культуры
331 Языковой концепт «воля» в дискурсе ФМ Достоевского
332 «Свобода» как концепт языка: преломление в дискурсе ФМДостоевского ;
34 Типы концептуализации свободы в дискурсивном пространстве ФМДостоевского
35 Свобода как духовный опыт языковой личности (на примере анализа дискурса героя «Записок из подполья»)
36 Виды текстовой информации и взаимодействие концептуальных « систем автора и читателя Ф 37 Идеология свободы в нарушениях стереотипов понятийно-языковых связей и отношений
371 Контекстуальное противопоставление общеязыковых синонимов (парадиастола)
372 Установление контекстом импликативных отношений между общеязыковыми антонимами
373 Оксюморон
374 Установление контекстом отношений тождества между ситуативными значениями общеязыковых антонимов
38 Развитие устойчивых языковых ассоциаций как выражение идеологии свободы
39 Концептуализация свободы в «Дневнике писателя» 'fi> 310 Комплексный анализ реализации концепта «свобода» в романе «Братья Карамазовы» "^' s ^ )
3101 Лексема свобода и ее дериваты как ядерная часть плана выражения концепта
3102 Корреляции лексемы свобода по предметному значению и эмоционально-экспрессивной окраске
311 Выводы

Введение:

В свете антропологической направленности современной лингвистики особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с функционированием языка в социокультурном пространстве, взаимоотношениями языка и общества, языка и культуры. Исследования ведутся в разных направлениях и на основе различных научно-методических подходов. Изучаются языковые изменения, обусловленные социальноэкономической трансформацией российского общества (В .Г. Костомаров, Г.Н.Скляревская, В.Н. Шапошников); через судьбу слов, скрытых в языковых единицах образов, понятий и символов прослеживается формирование и развитие основ национального мировидения (Ю.С. Степанов, В.В. Колесов); описываются отдельные фрагменты русской языковой картины мира (Н.Д.Арутюнова, Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев, Е.С. Яковлева, И.Б. Левонтина); вскрывается отражение образа мира на отдельных участках языковой системы, например во фразеологии или в характере метафор (В.Н. Телия, В.А. Мокиенко, Т.Г.Никитина); реконструируются мифопоэтические модели мира(Н.И.Толстой, О.А. Черепанова, М.М. Маковский, В.Н. Топоров); изучаются отношения языка и идеологии (Н.А. Купина, М.Н. Эпштейн, Е.А. Земская); ведется работа по созданию независимого от культурно-языковой специфики универсального семантического метаязыка (А. Вежбицкая, Ю.Д. Апресян, И.А. Мельчук); с разных методологических позиций освещаются картины мира писателей и поэтов (Ю.Н. Караулов, Е.Л. Гинзбург, А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский, В.П.Григорьев, Д.М. Поцепня, Л.С. Ковтун, Г.А. Лилич, Ю.С. Язикова).Предметом нашего исследования является концепт «свобода» в его языковом выражении. Он специфичен тем, что охватывает практически все сферы деятельности человека: быт, политику, экономику, право, мораль и 0i} религию. В понятии «свобода» совмещаются черты языковой универсалии, национально релевантного, стратового и личностно значимого концепта.В языковом сознании нации этот концепт существует как единство поr^fJ» > 6 • разному репрезентирующих его имен-концептов свобода и воля, вокруг которых организуется концептуальное поле «свобода». Состав и структура поля определяются убеждениями носителя языка, на которые, в свою очередь, влияют взгляды социальной группы, поскольку свобода — важнейшая нравственная и социальная проблема человечества.Актуальность темы исследования определяется несколькими факторами: 1) отсутствием более или менее определенного представления концепта «свобода»; 2) необходимостью выявить лингвистические условия формирования различных уровней и типов концептуализации в рамках этого концепта; 3) значимостью проявления в развертывании и функционировании концепта национального языкового опыта и духовного опыта Ф.М. Достоевского.Научная новизна работы заключается в лингвистической реконструкции многоуровневого отображения феномена свобода в языковом сознании носителя русского языка. Разфаничиваются уровни концепта языка, концепта социального страта, концепта языковой личности; выявляются типы концептуализации феномена свобода как факт авторского отображения реального формирования, бытования и функционирования этих типов в современном Ф.М. Достоевскому социуме.Цель работы — через анализ лингвистических и экстралингвистических связей основных лексем плана выражения концепта «свобода» эксплицировать многослойный план содержания. Отсюда вытекают основные задачи исследования: - установить соотношение терминов «номинация» и «концептуализация», «концепт» и «понятие», «концепт» и «значение»; - выявить основные признаки, уровни и формы концептов как единиц хранения fi^) знания и опыта в человеческом сознании; - установить перераспределение приоритетов между основными единицами плана выражения концепта в репрезентации феномена свобода на i^ 'ё (Xi общеязыковом, стратовом и субъективно-личностном уровнях словоупотребления; - выявить специфику концептуализации свободы в разных культурно-языковых пластах; - проанализировать изменения понятийного объема основных имен концепта «свобода», случаи развития и нарушения стереотипов языкового ассоциирования; - выявить культурно-языковую специфику и/или черты универсалии в содержании русского концепта «свобода»; - сопоставить содержание концепта языка (культуры) с содержанием концепта языковой личности; - определить на основании анализа развертывания и функционирования концепта «свобода» в дискурсе Ф.М. Достоевского авторскую концепцию свободы.Материалом исследования являются статьи словарей и энциклопедий XIX - начала XX вв. (как русских, так и иноязычных), тексты художественных и публицистических («Дневник писателя») произведений Ф.М. Достоевского. В качестве вспомогательного материала привлекаются исторические и этимологические словари, а также толковые словари и энциклопедии XX века, различного рода специализированные лексикографические издания и личные языковые наблюдения.Выбор текстов определяется заявленными выше задачами. Поскольку феномен свобода - факт общественного сознания, необходимым и возможным представляется раскрытие типологических черт, обусловливающих поверхностное единство восприятия этого феномена в социуме. Отсюда обращение к сфере лексикографической фиксации, позволяющее не только составить общее представление об интересующем нас концепте, но и обрисовать структуру семантического поля «свобода» на основе отмечаемых словарями опорных лексических связей. Анализ энциклопедий дополняет изучение информации филологических словарей постольку, поскольку ё словарное определение в силу его специфики не всегда соответствует концептуальному содержанию, стоящему за словом.Из поля зрения лексикографии практически выпадают культурно-слоевые различия в осознании феномена. Более того, при систематизации информации словарей и энциклопедий мы фактически занимаемся «анализом анализа», т.е. исследуем некую отдаленность от естественных проявлений языка. Это делает необходимым изучение живой языковой реальности, в частности художественных произведений и публицистики. Выбор текстов Ф.М. Достоевского продиктован особо бережным отношением этого автора к «чужому» слову, «полифоническим» (в терминологии М.М. Бахтина) строем романов писателя. Сознание героя дано здесь как «другое, чужое сознание», но в то же время оно « не опредмечивается, не становится простым объектом авторского сознания» [Бахтин 1979,7]. Вкупе с философской глубиной художественных произведений и социальной заряженностью публицистики Достоевского это позволяет не только эксплицировать индивидуальноавторское переосмысление концепта, но и выявить устойчивые типы концептуализации феномена свобода в современном писателю социуме.Настоящее исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость.В работе развивается и расширяется методика концептуального анализа, позволяющего представить один из фрагментов языковой картины мира.Исследование способствует углублению лингвистического понимания термина «концепт», наглядно выявляет специфику бытования концептов абстрактных номинаций в языковом сознании народа и сознании отдельного носителя языка.Материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания дисциплин лингвистического цикла (лексикологии, истории русского литературного языка, риторики), а также при изучении русской философии и /^) русской литературы XIX века, при разработке спецкурсов, посвященных теории и практике концептуального анализа.Концептуальный анализ составляет методологическую основу » % щ^ ф, (Л' исследования. В диссертации сочетаются общенаучные методы наблюдения, описания, сопоставления, общефилологический метод интерпретации текста, метод построения ассоциативно-семантического поля, элементы методов структурного и компонентного анализа.Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на всероссийских конференциях «Новое в преподавании русского языка в школе и вузе» (Иваново, ИвГУ, 1997), «Проблемы изучения русского языка на современном этапе» (Иваново, ИвГУ, 1999), «Семантика и функционирование языковых единиц разных уровней» (Иваново, ИвГУ, 2002); на Третьей международной конференции «Художественный текст и культура» (Владимир, ВГПУ,1999), в рамках работы Третьей Международной Летней школы по истории идей (Санкт-Петербург, ИИЕТ РАН, 2000), на семинаре «Словарь языка Достоевского» в ИРЯ РАН (Москва,2000) и заседаниях кафедры русского языка Шуйского государственного педагогического университета. var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Просмотров: 135 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz