Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений : На примере подготовки автомехаников в системе начального бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:34
Скачать Технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений : На примере подготовки автомехаников в системе начального бесплатно

Технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений : На примере подготовки автомехаников в системе начального профессионального образования

Диссертация

Автор: Гаврилова, Светлана Алексеевна

Название: Технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений : На примере подготовки автомехаников в системе начального профессионального образования

Справка: Гаврилова, Светлана Алексеевна. Технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений : На примере подготовки автомехаников в системе начального профессионального образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Тамбов, 2003 270 c. : 61 04-13/1040

Объем: 270 стр.

Информация: Тамбов, 2003


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
§11 Анализ основных направлений совершенствования системы начального профессионального образования
§12 Характеристика трудовой деятельности автомехаников
§13 Проектирование классификационной модели формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений
ВЫВОДЫ
Глава II ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ЗАВЕДЕНИЙ
§21 Подходы к отбору содержания курса «Информатика» для формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений
§ 22 Теоретическая модель технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений
§23 Практическая реализация технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений в процессе изучения курса «Информатика» (на примере сценария отдельных модулей)
§ 24 Экспериментальное исследование предложенной технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений и условий ее реализации
ВЫВОДЫ

Введение:

Актуальность темы. В последние десятилетия в социокультурной и экономической жизни российского общества происходят значительные изменения в содержании и характере труда квалифицированных рабочих, связанные в первую очередь с усилением процессов информатизации и интеграции производственных технологий.
Именно в этих условиях возрастает роль умений и профессионально-личностных качеств специалиста, обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке труда, к которым относятся: успешность профессиональной самореализации, умения проектировать карьеру, профессиональная компетентность, мобильность, профессиональная работоспособность, инициатива, трудолюбие.
Следует отметить, что современная система профессионального образования развивается недостаточно динамично в аспекте реагирования на складывающийся рынок труда. Одним из важнейших направлений разрешения названной проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень активности, проявляющуюся во всех элементах педагогических систем. Наиболее перспективной технологией является информатизация системы профессионального образования как важнейший инструмент образования с целью повышения его эффективности и приближения к реалиям современной жизни. Цель информатизации заключается в использовании новых информационных технологий, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, соответствующего современным требованиям постиндустриального информационного общества.
Теоретический потенциал решения исследуемой проблемы заложен в трудах С.Я.Батышева, А.П.Беляевой, В.П.Беспалько, О.М.Железняковой, В.С.Кукушина, М.Н.Левиной, Н.Н.Никитиной, М.А.Петухова, З.А.Решетовой, Л.В.Савельевой, Г.К.Селевко, Л.Г.Семушиной, Ю.С.Тюнникова,
Д.В.Чернилевского, Н.Г.Ярошенко и др., раскрывающих методологические и теоретические основы организации педагогического процесса в профессиональной школе; в работах Н.Е.Астафьевой, С.А.Бешенкова, А.Л.Денисовой, М.П.Лапчика, В.Ю.Лысковой, Н.В.Макаровой, Е.А.Ракитиной, И.Г.Семакина, Н.Д.Угриновича, Е.К.Хеннера, М.С.Чвановой и др., по вопросам методологии проектирования и использования информационных технологий в обучении.
Изучение и анализ научной литературы, результаты диссертационных исследований позволили выявить ряд существующих противоречий между:
• возрастающими требованиями к специалистам начального профессионального образования и уровнем их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в условиях информатизации производственных процессов;
• объективной потребностью формирования у обучающихся обобщенных профессионально-компьютерных умений, позволяющих осуществлять разнообразные виды профессиональной деятельности с использованием информационных технологий и существующей практикой обучения информатике в системе начального профессионального образования.
Как показало исследование, процесс формирования профессиональных умений, необходимых для освоения разнообразных видов профессиональной деятельности и являющихся показателем сформированности профессиональной компетентности специалистов, не реализуется в полной мере в системе начального профессионального образования.
Проблема настоящего исследования заключается в определении теоретических и методических основ формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях.
Цель исследования: теоретическое обоснование, разработка и внедрение технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений обучающихся в рамках изучения курса «Информатика» в профессиональных образовательных учреждениях.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки обучающихся по специальности «Автомеханик» в профессиональном лицее.
Предмет исследования: технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений (на примере подготовки автомехаников в системе начального профессионального образования).
Гипотеза исследования: процесс профессиональной подготовки обучающихся в системе начального профессионального образования будет эффективным, если:
• информатизация системы начального профессионального образования будет осуществляться с учетом современных тенденций, направлений, внешних и внутренних факторов совершенствования данной системы, рассматриваемых с точки зрения требований социального заказа на подготовку специалиста к профессиональной деятельности в условиях информационной среды;
• определены компоненты трудовой деятельности обучающихся по профессии «Автомеханик» и разработана модель специалиста-автомеханика, отражающая профессионально-квалификационные характеристики, социально-экономические, научно-технические и психолого-педагогические требования к их профессиональной подготовке;
• определена совокупность педагогических принципов и требований к проектированию технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений;
• обоснованы подходы к отбору содержания и разработке программы по курсу «Информатика», обеспечивающие формирование обобщенных профессионально-компьютерных умений в рамках специально спроектированной педагогической технологии;
• внесены изменения в организацию процесса обучения путем смещения целевых установок в сторону формирования профессиональной компетентности посредством обобщенных профессионально-компьютерных умений, обеспечивающих качество подготовки специалиста к профессиональной деятельности в современной информационной среде;
• определены дидактические и методические особенности реализации технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений в рамках курса «Информатика», направленные на освоение разнообразных видов профессиональной деятельности и формирование профессиональной компетентности специалиста-автомеханика.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные направления совершенствования системы профессионального образования в современных условиях.
2. Разработать модель - профессиограмму специалиста-автомеханика с учетом специфики профессиональной деятельности специалиста технического профиля.
3. Разработать классификационную модель обобщенных профессионально-компьютерных умений.
4. Разработать технологию формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений.
5. Определить структуру, содержание курса «Информатика», разработать учебно-методический комплекс для системы начального профессионального образования.
6. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности разработанной технологии.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
• тенденции социально-экономического развития общества и научно-технического прогресса, концептуальные положения, выработанные в философии, педагогике, психологии, теории систем, информатике;
• нормативная и учебно-программная документация (законы Российской Федерации «Об образовании», Государственный стандарт начального профессионального образования, квалификационная характеристика специалиста начального профессионального образования и др.);
• концепции информатизации науки, общества, образования (Н.Е.Астафьева, С.А.Бешенков, Б.С.Гершунский, А.Л.Денисова, Э.П.Семенюк, М.С.Чванова и др.);
• методология и теория профессионального образования, управления процессом профессиональной подготовки (С.Я.Батышев, А.П.Беляева, В.П.Беспалько, Г.С.Гуторов, А.М.Данилов, Ю.В.Колесников, Ф.Ф.Королев, В.В.Краевский, В.И.Кузнецов, Н.В.Кузьмина, В.С.Леднев, Г.И.Лукин, Н.Д.Никадров, В.Н.Максимова, М.И.Махмутов, Л.Г.Семушина, А.Г.Соколов, О.Ф.Федорова, В.В.Шапкин, А.Е.Шильникова, Д.В.Чернилевский, Н.Г.Ярошенко и др.);
• положения о деятельности, ее видах, теории познания, формирования личности, становления профессионала (А.П.Беляева, С.Я.Баев, З.А.Решетова, Л.В.Савельева, В.Г.Онушкин, Е.И.Огарев, Л.Г.Семушина, Ю.С.Тюнников, Н.Г.Ярошенко и др.);
• теории системного и личностно-деятельностного, интегративно-модульного подходов к изучению педагогических явлений, объектов, процессов; интеграции и дифференциации; взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования; активизации и интенсификации обучения; принципы профессионального обучения (П.Р.Атутов, К.Ш.Ахияров, С.Я.Баев, С.Я.Батышев, А.П.Беляева, Ю.К.Васильев, А.А.Вербицкий, Е.Горецкий, Н.Ф.Золотухина, И.А.Ивлиева, Т.А.Ильина, В.С.Леднева, Б.Ф.Ломова, А.К.Маркова, В.А.Полякова,
З.А.Решетова, К.Роджерс, В.А.Скаткина, П.И.Ставский, Н.Ф.Талызина, Ю.С.Тюнников, Н.Н.Шамрай и др.);
• информационные теории обучения, положения о сущности информационных технологий, критерии отбора содержания обучения информатике (С.А.Бешенков, А.Л.Денисова, И.Я.Лернер, Е.И.Масшбиц, Е.И.Скаткина, Т.И.Шамова и др.);
• разнообразные учебные задачи и проблемный способ представления учебного материала при обучении информатике (С.А.Бешенков, М.П.Лапчик, В.Ю.Лыскова, Н.В.Макарова, Е.А.Ракитина, И.Г.Семакин, Н.Д.Угринович, Е.К.Хеннер и др.).
Организация и методы исследования: для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы.
• Методы теоретического исследования: теоретический анализ методологической, педагогической, научно-технической, психологической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование.
• Методы эмпирического исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование, педагогический эксперимент.
• Статистические методы обработки данных эксперимента: графическое представление результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе государственного образовательного учреждения «Профессиональный лицей №13» г. Тамбова.
Этапы исследования.
Первый этап. (1999-2000г.г.) - изучалось состояние проблемы в теории и практике; изучались психолого-педагогические условия профессиональной подготовки специалистов системы начального профессионального образования; анализировались нормативные документы; изучался опыт педагогической практики по проблеме обучения информационным технологиям и их использованию в процессе профессиональной подготовки; определялись информационная среда будущей профессиональной деятельности специалистов, компоненты трудовой деятельности; разрабатывалась модель специалиста-автомеханика; выявлялись закономерности профессиональной подготовки; моделировался процесс формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений; проводился констатирующий этап эксперимента. Формулировались цель, предмет, задачи, рабочая гипотеза и основные направления исследования.
Второй этап. (2000-2002г.г.) - разрабатывалась технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений, направленная на освоение разнообразных видов профессиональной деятельности и формирование профессиональной компетентности специалиста с учетом требований профессионального образования; определялись методические подходы к организации процесса обучения информатике; разрабатывалась структура и производился отбор содержания программы курса «Информатика»; разрабатывался учебно-методический комплекс (учебное пособие - практикум - контрольные задания — методическое пособие) по курсу «Информатика» для системы начального профессионального образования. Внедрялись разработанная технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений, программа курса «Информатика» и учебно-методический комплекс; осуществлялась корректировка гипотезы, методики и программы исследования; проводился формирующий эксперимент.
Третий этап. (2002-2003г.г.) - продолжался формирующий эксперимент. Разрабатывались и апробировались дидактические и инструментальные средства, критерии и показатели оценки эффективности разработанной технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений. Осуществлялась обработка, обобщение и систематизация результатов исследования, формулировались окончательные выводы по исследованию; завершено оформление диссертации - проведен обобщающий эксперимент.
Научная новизна исследования заключается в следующем.*
• разработана модель специалиста-автомеханика, учитывающая основные компоненты трудовой деятельности и требования к уровню профессиональной компетентности;
• выявлены группы обобщенных профессионально-компьютерных умений во взаимосвязи с компонентным составом профессиональных умений (диагностических, структурно-системных, проектировочных, оценивающих, управленческих, информационно-прогностических, творческих) и видов профессиональной деятельности специалиста технического профиля;
• предложена классификационная модель обобщенных профессионально-компьютерных умений, необходимая для освоения разнообразных видов профессиональной деятельности и формирования профессиональной компетентности в рамках курса «Информатика»;
• разработана технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений обучающихся по профессии «Автомеханик» в профессиональном образовательном учреждении;
• определено содержание блочно-модульной программы учебного курса «Информатика», с учетом профессиональной направленности.
Теоретическая значимость исследования:
• на теоретическом, методическом и прикладном уровнях выполнена постановка и решение проблемы разработки и реализации технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений обучающихся по профессии «Автомеханик»;
• выявлена системообразующая роль обобщенных профессионально-компьютерных умений как базовой для успешного решения проблем начального профессионального образования;
• определена совокупность принципов построения технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений обучающихся по профессии «Автомеханик» в системе начального профессионального образования и разработаны требования к их реализации;
• осуществлены системный, модульный, личностно-деятельностный подходы к проектированию технологии формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
• разработанный для профессиональных образовательных учреждений учебно-методический комплекс по информатике, позволяет интенсифицировать профессиональную подготовку, повысить качество и результативность учебного процесса;
• подготовленная автором программа курса «Информатика», комплекс методических рекомендаций к урокам (изучения нового материала, формирования и совершенствования умений и навыков, контроля и коррекции знаний, умений и навыков) могут быть использованы в практической работе учреждений начального и среднего профессионального образования.
На защиту выносятся:
1. Классификационная модель обобщенных профессионально-компьютерных умений.
2. Технология формирования обобщенных профессионально-компьютерных умений специалистов технического профиля.
3. Структура и содержание учебного комплекса по курсу «Информатика».
Апробация результатов исследования. Материалы исследования обсуждались на педагогических советах, заседаниях методического совета и цикловых комиссиях математических и естественно-научных дисциплин государственного образовательного учреждения «Профессиональный лицей №13» (1999-2003 гг.).
Основные теоретические положения диссертационной работы докладывались на заседаниях лаборатории «Информационные технологии в обучении» Тамбовского государственного технического университета (20012003 гг.), на курсах повышения квалификации в Тамбовском областном институте повышения квалификации работников образования (2001-2003гг.), научно-практических семинарах, конференциях в системе начального профессионального образования (открытый урок по данной технологии на областном конкурсе педагогических идей в системе начального профессионального образования (1-е место, Тамбов, 2002 г.), четвертая научно-практическая конференция «Информатизация образования в регионе» (Тамбов, 2002 г.), областные педагогические чтения по проблеме «Педагогические инновации в условиях внедрения государственных образовательных стандартов» (победитель в номинации «Педагогический поиск», 2003 г.)).
Результаты исследования внедрены в практику работы государственных образовательных учреждений «Профессиональный лицей №13», «Профессиональный лицей №17», «Московский электронно-технологический техникум», кабинета информатики Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, комитета начального профессионального образования Тамбовской области.
Просмотров: 136 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz