Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в инновационном образовательном учреждении. Дюгурова, Татьяна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
17:38
Скачать Технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в инновационном образовательном учреждении. Дюгурова, Татьяна бесплатно

Технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в инновационном образовательном учреждении

Диссертация

Автор: Дюгурова, Татьяна Васильевна

Название: Технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в инновационном образовательном учреждении

Справка: Дюгурова, Татьяна Васильевна. Технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в инновационном образовательном учреждении : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Курган, 2002 184 c. : 61 02-13/1805-6

Объем: 184 стр.

Информация: Курган, 2002


Содержание:

ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГРШ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
11 Индивидуализация обучения учащихся как педагогическая проблема
12 Индивидуализированная самостоятельная работа учащихся как фактор повышения качества образования
13 Сущность технологии индивидуализированной самостоятельной рабо- ты учащихся на уроках истории в инновационном образовательном учреждении
14 Условия эффективного функционирования технологии индивидуализи- рованной самостоятельной работы 5Д1ащихся
Выводы по главе I
ГЛАВА
II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
21 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
22 Внедрение в образовательный процесс технологии индивидуализированной самостоятельной работы учащихся на уроках истории в инновационном образовательном учреждении
23 Результаты опытно-экспериментальной работы
Выводы по главе II

Введение:

Российское общество обновляется. Школа может и должна способствовать этому процессу. В основу реформирования образования положены такие приоритеты, как гуманизация и гуманитаризация, создание новых видов и организационно-правовых форм образовательных учреждений. В центре системы образования - человек, его стремление к познанию целостной картины мира, культуры, к формированию системного мышления. Школьное образование, как отмечалось на заседании коллегии Министерства образования РФ 15 марта 1996 года, становится едва ли не единственным инструментом, способным эволюционным путем изменить ментальность человека, воспитать человека гражданского, правового общества. Школа готовит человека к жизни в меняющемся мире, развивает его способность осваивать информацию и принимать самостоятельные решения и делает это, в первую очередь, через школьное образование. Принципиальное своеобразие реформируемой российской школы сегодня заключается в том, что она является главным средством восполнения духовного вакуума детей, подростков и молодежи. Школа становится одним из основных источников формирования новой социальной идеологии. Вот почему у широкой педагогической общественности резко возрастает интерес к инновациям в образовании.На современном этапе развития образования происходит «реконструкция» образовательного учреждения (школы) в качественно новое состояние - муниципальные лицеи. Это обусловлено рядом обстоятельств: - происходят принципиальные изменения в общественном сознании взгляд на ученика прежде всего как человека, уступает место взгляду на личность с позиций культурно-исторической педагогики развития; - усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей; - из-за недостатка средств российская система образования превратилась в зону социального неблагополучия, которое отразилось на уровне организации учебного процесса и на его результатах: приходится признать, что выпускники общеобразовательных школ России конца XX века уступают по своим знаниям воспитанникам средних учебных заведений 70-х-80-х годов. По данным ЮНЕСКО, Россия сегодня по качеству образования занимает 13-е место в последней, третьей, группе слаборазвитых стран [201].Решить проблему повышения качества образования помогут новые педагогические технологии обучения и воспитания, направленные на заранее запрограммированный результат.Педагогические технологии - качественно новая ступень в развитии педагогики. Но при этом соответствующая ей качественно новая социальная нагрузка еще не определилась. Не решена проблема систематизации педагогических технологий; не определены качественные особенности педагогического технологического процесса, позволяющие видеть его преимущества перед традиционными формами и реально решать проблему образования на современном этапе. Существующий анализ педагоги^ческих технологий не дает возможности в полной мере оценить качество предлагаемой технологии, ее состоятельность, диагностическую направленность и содержательную целостность.В законе Российской Федерации «Об образовании» законодательно закреплено требование к образовательным учреждениям создать условия для самореализации и саморегуляции личности, обеспечить ее самоопределение. Продекларировать ориентацию на личность ребенка легче, чем осуществить ее в образовательной практике. Этот процесс не претворяется в жизнь автоматически, его нужно специально создавать.Личность заинтересуют те знания, которые важны, вызывают мотивацию.Это означает, что вслед за предъявлением таких знаний начинается предметная деятельность. Этим объясняется высокая эффективность технологий обучения, основанных на концепциях формирования умственных действий (П.Я. Гальперин), содержательной абстракции (В.В. Давыдов). Наиболее общие выводы относительно индивидуализации обучения содержатся в работах по педагогике (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.). В крупных обобщающих исследованиях по проблеме даны ответы на важнейшие из ее вопросов: об индивидуализации учебных заданий (И.Э. Унт), о дифференциации обучения с учетом особенностей нервной системы (А.Н. Конев), о педагогических основах индивидуализации учебной деятельности школьников (А.А. Кирсанов), о теории реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении (Е.С. Рабунский и другие).Однако, несмотря на большое количество работ в этой области, исследователи не имеют единого подхода к определению сущности индивидуализации обучения, а также единых способов и средств ее осуществления. Лишь незначительная часть исследований раскрывает организационную сторону проблемы. Причем преимущественно дается теоретическое решение вопроса, которое не находит своего воплощения в практике работы школы в силу отсутствия технологии индивидуализации обучения. Проблема остается нераскрытой в аспекте прикладного ее рассмотрения, целостной разработки технологии индивидуализации обучения, условий ее реализации.Инновационное преобразование процесса обучения в общеобразовательной школе должно базироваться на использовании технологии индивидуализированной самостоятельной работы. Практика на нее опирается приблизительно, без достаточной научной обоснованности. Неразработанность этой ведущей проблемы притормаживает инновационное развитие школы. Поэтому исследования в данном направлении мы считаем крайне важными для современной школы и педагогики в целом.На основании изучения опыта работы средней школы, анализа научной психолого-педагогической литературы была выявлена и сформулирована проблема исследования, которая определяется наличием противоречия, состоящего, с одной стороны, в возрастающей потребности общества в повышении качества образования школьников, а с другой - в недостаточной теоретической, практической и методической разработанности технологии индивидуализированной самостоятельной работы как важнейшего средства повышения качества образования. Возникшее противоречие обусловлено: - при реформировании российского обшества активизировались поиск инновационной реорганизации образовательного пространства, стремление к созданию педагогических технологий. Для этого необходим научный подход к основам обучения; - в массовых муниципальных общеобразовательных школах все больше сочетаются традиционные и инновационные процессы; возможность их взаимодействия необходимо обосновать с научной точки зрения; - для традиционного обучения, ориентирующегося на среднего ученика, ученики с высоким или низким уровнем остаются вне внимания учителя; необходимо научно обосновать технологию индивидуализированной самостоятельной работы учащихся.Общепедагогическое и практическое значение данной проблемы и ее недостаточная разработанность для современной школы послужили основанием для выбора темы исследования: «Технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в инновационном образовательном учреждении».Цель исследования - разработка и внедрение технологии индивидуализированной самостоятельной работы учащихся на уроках истории в инновационном образовательном учреждении, ориентированной на повышение качества образования школьников и выявление педагогических условий ее эффективного функционированния и развития.Объект исследования - процесс обучения в инновационном образовательном учреждении.Предмет исследования -индивидуализированная самостоятельная работа учащихся на уроках истории.Гипотеза исследования - качество образования учащихся повысится в том случае, если: 1) на основе системного и личностно-деятельностного подходов разработана технология индивидуализированной самостоятельной работы, включающая четыре взаимосвязанных блока-модуля: целеполагание, диагностика, организация индивидуализированной самостоятельной работы, оценка и коррекция; 2) эффективность технологии обеспечивается комплексом педагогических условий: а) включение учащихся в активную познавательную деятельность; б) организация совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся; в) использование учебно-методических комплексов.В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать степень изученности проблемы индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в образовательном процессе; 2. На основе использования системного и личностно-деятельностного подходов разработать технологию индивидуализированной самостоятельной работы и экспериментально проверить комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования в образовательном процессе; 3. Разработать научно-методические рекомендации для учителей по внедрению технологии индивидуализированной самостоятельной работы на уроках истории в инновационном образовательном учреждении.Теоретико-методологической основой нашего исследования являются положения диалектико-материалистической теории познания; диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений; философское положение о ведущей роли личности в процессе ее формирования и развития; психологическая теория деятельности; идеи деятельностного подхода в подготовке учащихся; положения о творческой сущности человека.Исследование существенным образом опирается на идеи системного и деятельностного подходов к педагогическим явлениям и процессам, интеграции наук (А.Н. Аверьянов, ТВ. Блауберг, B.C. Ильин, Ю.А. Конаржевский, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, НА. Половникова, Г.Н. Сериков, Н.П. Рябинина, Э.Г. Юдин и другие), философскую теорию индивидуализации (Б.Г. Ананьев, В.И. Гннецинский, И.И. Резвицкий) психологическую теорию личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Дывыдов, А.Н. Леонтьев, Л. Рубинштейн и другие), дидактический принцип постепенного возрастания степени самостоятельности в обучении (П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова, А.В. Усова, Г.Я. Шишмаренкова), психологическую теорию поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Тапызина); теорию самоактуализации личности (ЯМ. Анциферова, А.В. Петровский, А. Маслоу, К. Роджерс и другие), теорию и практику разработки педагогической технологии (В.П. Беспалько, MB. Кларин, Б.Т. Лихачев, Ю.Т. Талызина, Н.О. Яковлева и другие).Одним из главных оснований для построения педагогической технологии индивидуализации обучения выступает ориентация на идеи дифференциации и индивидуализации (А.Ф. Аменд, Ю.К. Бабанский, А.А. Кирсанов, И.Э. Унт, А.В. Усова, В.К. Шишмаренков и другие). Значительное влияние на построение теории оказали труды ученых, в которых определены значение и функции учебных заданий (А.Ф. Аменд, Л. Рубинштейн, Н.Н. Тулькибаева, А.В. Усова), пути и средства развития творческой личности (Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Е. Дуранов, А.В. Усова, В.А. Черкасов, Н.М. Яковлева и другие), концепции инновационного обучения (А.Г.Гостев, В.Я. Ляудис, М.М. Поташник, В.Ф. Лехтман, Д.В. Стукапов, В.К. Шишмаренков и другие).Организация, база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась нами с 1995 года на базе МОУ № 35 (лицея «Наука») и МОУ № 93 города Челябинска под руководством доктора педагогических наук, профессора А.Ф.Аменда.На первом этапе (1995-1998 гг.) - диагностическом - изучалась философская, психологическая и педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме индивидуализации обучения, анализировались теоретические подходы, прорабатывался отечественный и зарубежный опыт. С целью выяснения проблемы изучалась практика работы учителей истории лицея «Наука» и преподавателей кафедры истории ЧелГУ, анализировался опыт работы. В эти сроки определились исходные параметры исследования, его предмет, гипотеза, понятийный аппарат.На этом этапе были использованы методы: наблюдение и беседа, интервью, изучение передового опыта по осуществлению индивидуализации обучения учащихся, анкетирование и обработка исследовательских материалов.На втором этапе (1998 - 1999 гг.) - поисково-практическом - разрабатывалась теоретико-методологическая стратегия исследования, выявлялись педагогические условия эффективного функционирования технологии индивидуализированной самостоятельной работы, разрабатывалась программа исследования. Экспериментальная часть данного этапа включала в себя конструирование и апробацию как отдельных технологий, так и целых блоков, анализ и корректировку уже созданных методик и технологий, проверку и уточнение научнометодических выводов, полученных в ходе проводимого эксперимента, оценку его итогов, совершенствование и анализ результативности процесса исследования, наблюдение за реальным образовательным процессом в школе и участниками этого процесса, проводился констатирующий этап эксперимента.Основные методы исследований: наблюдение и беседа, педагогическое моделирование, анкетирование и обработка экспериментальных данных, педагогический эксперимент.На третьем этапе (1999 - 2001 гг.) - опытно-экспериментальном - проводился формирующий этап эксперимента, осуществлялись обработка, проверка и систематизация полученных результатов, уточнялись теоретикоэкспериментальные выводы, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы лицея «Наука», оформлялось диссертационное исследование.Основные методы исследований данного этапа; анализ и структурирование эмпирической фактологии, обработка результатов методами математической статистики, педагогическая интерпретация результатов исследования и оформление их в диссертационной работе.Научная новизна исследования.1. Разработана технология индивидуализированной самостоятельной работы учащихся на уроках истории в инновационном образовательном учреждении, которая включает четыре взаимосвязанных блока-модуля: целеполагание, диагностика, организация индивидуализированной самостоятельной работы, оценка и коррекция, 2. Определен комплекс педагогических условий: а) включение учащихся в активную познавательную деятельность; б) организация совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся; в) использование учебно-методических комплексов.Теоретическая значимость настоящего исследования заключается: - в анализе роли педагогической технологии индивидуализированной самостоятельной работы для повышения качества образования в инновационном образовательном учреждении; - в дальнейшем формировании единого терминологического поля по исследуемой теме: >точнены такие понятия, как «индивидуализация обучения», «индивидуализированная самостоятельная работа», «технология индивидуализированной самостоятельной работы».Практическая значимость. Материалы настоящего исследования могут быть использованы в инновационных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, в системе повышения квалификации учителей. Преди ложенные методические рекомендации позволяют отбирать содержание, методы обучения школьников, осуществлять оценку их готовности к активной познавательной деятельности, что способствует повышению качества образования.На защиту выносятся следующие положения: 1. Технология индивидуализированной самостоятельной работы на уроках истории в инновационном образовательном учреждении, включающая четыре взаимосвязанных блока-модуля: • целеполагание, • диагностика, • организация индивидуализированной самостоятельной работы, • оценка и коррекция.2. Условия эффективного функционирования технологии индивидуализированной самостоятельной работы учащихся в условиях инновационного учебного заведения: • включение учащихся в активную познавательную деятельность, • организация совместной продуктивной деятельности учителя и учащихся, • использование учебно-методических комплексов.Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями: применением комплекса методов, соответствующих исследуемому объекту; репрезентативностью опытно - экспериментальных данных, количественным и качественным анализом, подтверждением гипотезы исследования его результатами, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием вычислительной техники.Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством выступлений на заседаниях кафедры истории, на педсоветах муниципального лицея «Наука», на заседаниях секции историков Курчатовского района города Челябинска, на августовских конференциях учителей, на международной научно-практической конференции «Я.А. Коменский и современное образование: проблемы, поиски, решения» (25-28 марта 1997 года), на XVI республиканской научно - практической конференции «Россия на пути реформ: механизмы интеграции современного общества» (апрель, 1999), на Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: XXI век КАМО ГРЯДЕШИ» (май, 2000), на межрегиональных научно-практических конференциях «Дидактическое творчество учителя в XXI веке» (март, 2000), «Проблемы сущности человека и типа личности» (декабрь, 2000) и других городских и районных конференциях, а также публикацией результатов исследования (1997 - 2002 гг.) Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. • I
Просмотров: 141 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz