Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Теоретико-методологические основы управления политическими проектами. Листратов, Константин Евгеньевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
20:13
Скачать Теоретико-методологические основы управления политическими проектами. Листратов, Константин Евгеньевич бесплатно

Теоретико-методологические основы управления политическими проектами

Диссертация

Автор: Листратов, Константин Евгеньевич

Название: Теоретико-методологические основы управления политическими проектами

Справка: Листратов, Константин Евгеньевич. Теоретико-методологические основы управления политическими проектами : диссертация кандидата политических наук : 23.00.01 / Листратов Константин Евгеньевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] Москва, 2008 158 c. : 61 08-23/34

Объем: 158 стр.

Информация: Москва, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
§1 Основы теории и методологии управления проектами
§2 Теория и методология управления политическими проектами
ГЛАВА П ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
§ 1 Проблематика управления проектами в античной и средневековой политической мысли
§2 Проблематика управления проектами в политической мысли эпохи
Возрождения и Нового времени
§3 Проблематика управления проектами в идеологиях Х1Х-ХХ веков
ГЛАВА Ш ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
§1 Государственная политика: понятие, сущность, принципы и методы
§2 Государственное управление проектами в современной России
1991-2008 гг)
§3 Основные направления государственной политики в области управления проектами в Российской Федерации

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена чрезвычайно высоким интересом к потенциалу проектного мышления, а также к использованию проективных технологий почти во всех сферах практической и теоретической деятельности, что связано как с повышением роли науки и новыми возможностями управления, так и с эффектами глобализации, среди которых особо выделяется доминирующая тенденция усиления стратегической нестабильности. Эта тенденция отчасти объясняет природу размывания границ между политическим проектом и политическим прогнозом: чем проблематичнее становится сама возможность прогностической деятельности, тем в большую зависимость попадает объективный прогноз от проекта и, соответственно, поиск истины от императивных установок.
С позиций теории и методологии политики важно учитывать политическую составляющую проблемы, поскольку выявление причин стратегической нестабильности не сводится к анализу объективных факторов дестабилизации социоприродных систем (такой анализ демонстрирует свою эффективность, к примеру, в рамках теории управления экологическими рисками в интересах устойчивого развития). Для политологического анализа особую значимость в данном случае приобретают другие факторы и, прежде всего, использование самой стратегической нестабильности как своеобразного политического проекта и действенного инструмента современной геополитики. По мнению А.С.Панарина, обоснованному в его последней книге «Стратегическая нестабильность XXI века»1, вопрос о том, можно ли проектировать стратегическую нестабильность, только на первый взгляд кажется простым. В действительности технологии дестабилизации взяты на вооружение устроителями нового глобального мира, о чем
1 Панарин A.C. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М.: «Эксмо», 2004. свидетельствует результативность управления масштабными политическими проектами, связанные с установлением так называемого мирового порядка. В результате социальное и политическое пространство в условиях стратегической нестабильности все более напоминает поле конкурирующих проектов - политических и геополитических, а мир науки - область скрытого политического управления научными программами, имеющими все меньшее отношение к научному поиску, но все большее - к информационно-аналитическому обеспечению и так называемому «научному сопровождению» политических проектов.
Да и сама частотность употребления понятия «проект» свидетельствует не только о несомненной актуальности проблемы управления проектами, но и о скрытой тотальной политизации механизмов проектного мышления. Таким образом, тема управления проектами, которая обычно рассматривается в рамках теорий государственного управления, приобретает особую актуальность, когда рассматривается с позиций теории и философии политики, а также методологии политической науки с учетом исторического контекста и историко-философского подхода. Этот подход придает теме управления проектами, а также политико-проективному дискурсу «вечно актуальный» характер, открывая глубинную связь проектного мышления с реальной политикой, которая стала предметом всестороннего анализа со времен Конфуция и аристотелевского «Разбора политических проектов Платона». Чрезвычайно актуальной данная тематика становится благодаря масштабному использованию проективных технологий в странах Западной
2 В этом контексте исключительный интерес представляет продуктивная деятельность ряда научных и политических организаций, специализирующихся на разработке сценариев и проектных моделей мирового порядка (Институт мирового порядка в США, соответствующие исследовательские и консультационные центры в других странах). См. по этой тематике: Лейбин В.М. "Модели мира" и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982. В историко-философском и собственно политологическом плане интерес представляют политические проекты, в рамках которых вызревала идея мирового порядка, к примеру, проект мировой гуманистической федерации О.Шпенглера.
Европы, интерес к которым постоянно повышался с середины XX века по мере материализации идеи европейского интеграционного объединения в качестве открытого геополитического проекта. Этот динамичный процесс стимулирует исследования в области методологии «политического проективизма» и, в частности, в сфере совместного проектирования «государственных политик».
Одним из важнейших факторов, обеспечивающих успешное продвижение столь масштабных политических проектов и само функционирование политических институтов, социальных и экономических структур, является профессиональное и эффективное управление, использующее проектный менеджмент на территориально-отраслевом, национальном и международном уровнях. В большинстве развитых стран управление проектами рассматривается как неотъемлемая часть государственной политики по повышению эффективности национальных экономик и развитию человеческого потенциала. В последние годы правительства США, Германии, Японии, Франции и ряда других стран добились значительных результатов в совершенствовании методов и средств управления проектами не только в процессе осуществления национальных программ и международных проектов, но и в интересах оптимизации организационно-функциональной структуры и деятельности самого правительственного аппарата.
В постсоветской России развитие проектного управления долгое время шло с явным отставанием от мировых тенденций в этой сфере. Это объясняется ослаблением роли государства в управлении экономикой, отказом от долгосрочного стратегического планирования. В современной России складываются объективные политические и экономические предпосылки для восстановления и развития ее экономического и человеческого потенциала, что существенно изменяет отношение к теории управления проектами.
Знаковым событием, свидетельствующим о степени актуальности внедрения новых методов политического планирования и социокультурного проектирования, стала программа по реализации приоритетных национальных проектов, стартовавшая в России в сентябре 2005 года. Масштабы проектной деятельности диктуют необходимость в разработке нового направления внутриполитической и внешнеполитической деятельности России - государственной политики в области управления проектами. Общие контуры такой политики намечаются уже сегодня, стимулируя, с одной стороны, заинтересованность властных структур и бизнеса в использовании интеграционного потенциала проектного подхода и, с другой стороны, междисциплинарные научные исследования в области теории управления проектами. По словам В.В. Путина, «именно проектный подход позволил выработать модель, при которой и Федерация, и регионы, и муниципалитеты увязаны в единый механизм и работают на общий результат. . Такое взаимодействие и дальше будет строиться на основе четкого планирования и определения вполне конкретных задач для каждого из участников этих проектов, а также обязательств органов власти, в том числе финансовых»3.
Следует отметить, что теория управления проектами достаточно интенсивно развивается в контексте технических и экономических наук, а достижения этого междисциплинарного направления успешно используются на практике, в ходе реализации сложных технических и гуманитарных проектов. При этом достаточно богатый теоретический базис данного
3 Стенографический отчет о видеоконференции по вопросам реализации приоритетных национальных проектов // Российская газета (Центральный выпуск) №4090 13 июня 2006 г. направления, а также успешная российская и международная практика использования средств и методов управления проектами до настоящего времени не оказали существенного влияния на политические науки. Настоящее диссертационное исследование направлено на решение задачи адаптации общей теории управления проектами в качестве методологического инструментария для политических наук.
Состояние научной разработанности проблемы. Раскрытие темы исследования невозможно без привлечения широкого круга источников, связанных не только с политологией, но и с другими историческими, социальными, философскими и экономическими науками. Особое место в настоящей работе принадлежит теории управления проектами, формирующей методологическую базу исследования. Несмотря на очевидную социальную и политическую значимость проектного подхода и успешную практику использования соответствующих методов, теория и методология управления проектами до настоящего времени не нашла должного отражения в отечественных политологических исследованиях. В то же время это направление научного поиска хорошо представлено в трудах многих зарубежных теоретиков. Среди авторов, внесших значительный вклад в развитие общей теории управления проектами, следует отметить ряд известных имен, среди которых Р.Арчибальд, П.Моррис, М.Фонгель, М.Барнес, Р.Гариес, Д.Клиленд, Г.Кезнер, Дж.Меридит, Г.Решке, Э.Габриэль, Л.Иперти, Х.Кнопфель, П.Блазер. Отдельные направления теории управления проектами исследованы достаточно детально и глубоко, в том числе: методы управления временем проекта (Г.Гроч, Р.Гуч, Л.Штакенбрак), методы и техники управления стоимостью проекта (Ф.Кларк, А.Лорензони, К.Хамфрейз, Р.Стюарт), методы управления человеческим ресурсом проекта (П.Динсмур, Дж.Фрейм, Дж.Хант), методы управления рисками проекта
Д.Герц, Г.Томас, Д.Купер, Р.Вайдмен, Д.Купер, Дж.Тернер), методы управления качеством проекта (Д.Клиленд, В.Кинг), методы управления предметной областью проекта (Г.Кезнер) и методы управления коммуникациями проекта (П.Динсмор, Д.Экер).
В числе российских ученых, внесших значительный вклад в развитие отечественной теории управления проектами, следует выделить В.И.Воропаева, который систематизировал и обобщил концепции основных отечественных и зарубежных теоретиков управления проектами.4 Следует также отметить теоретические исследования в этой области Ю.Авдеева,
A.Баженова, В.Буркова, В.Зубкова, С.Зуховицкого, А.Дудина, В.Михеева,
B.Познякова, Г.Поспелова, К.Радчика, А.Теймана, М.Шейнберга.
Прикладных политологических исследований на тему управления политическими проектами с использованием средств и методов проектного менеджмента до настоящего времени не проводились. Проектный метод на сегодняшний день достаточно слабо адаптирован под цели и задачи политических исследований. Проблематику управления проектами в политической науке, по мнению автора, целесообразно рассматривать в контексте развития политической мысли на основании анализа различных концепций политических проектов определенных типов.
Теократический тип политических проектов впервые стал предметом научного анализа в исследовании Д.Фрезера, посвященном магии и религии в архаичных и примитивных обществах.5 Разработанное Фрезером представление о сакральном царе-жреце, наделенном магической силой, является центральным элементом анализа ранних политических проектов. Полезным дополнением к работе Фрезера является исследование
4 Воропаев В. И. Управление проектами в России. М: «Алане», 1995.
5 Фрезер Д. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. - М.: «Политиздат», 1980.
Ж.Баландье,6 в котором особое внимание уделяется анализу проблем соотношения царской власти, религии и магии в архаических и слаборазвитых обществах. В этом контексте необходимо упомянуть работы Ж. Ле Гофа7 и М.Фуко, в которых содержится немало ценных наблюдений и выводов о том, как теократический политический проект развивался в Средневековье. Пророческий политический проект стал предметом концептуального анализа в работах М.Вебера,9 посвященных типам господства. Вебер исследовал природу господства харизматического типа и динамику развития пророческого политического проекта. В связи с этим представляют значительный интерес комментарии С.Московичи10 к веберовским концепциям.
Не утратили своей значимости, особенно при исследовании наиболее ранних из известных истории политических проектов, идеи Конфуция («Беседы и суждения»),11 Платона («Государство», «Политик», «Законы»)12 и Аристотеля («Политика», «Никомахова этика»).13 Для истолкования конфуцианских представлений большое значение имеют сочинения Л.С.Переломова14 и В.В.Малявина.15 Детальный анализ интенции, характера и особенностей политических проектов Платона проведен в произведениях А.Ф.Лосева.16 При изучении политического проекта Аристотеля
6 Баландье Ж. Политическая антропология. - М.: «Научный мир», 2001.
7 Ле Гоф Ж. Цивилизация средневекового Запада. — М.: «Прогресс-Академия», 1992.
8 Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. - М.: «Ас! Магцтет», 1999.
9 Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М.: «Прогресс», 1990.; Вебер М. Типы господства. // «Социологические исследования». 1988, №5.
10 Московичи С. Машина, творящая богов. - М.: «КСП », 1998.
11 Конфуций. Беседы и суждения. // Классическое конфуцианство. / под ред. А.Мартынова и И.Зограф., 1-й том. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
12 Платон. Государство. //Сочинения в 4-х томах, 3-й том. — М.: «Мысль», 1994.; Платон. Законы. Сочинения в 4-х томах, 4-й том. —М.: «Мысль», 1994.; Платон. Политик. Сочинения в 4-х томах, 4-й том. — М.: «Мысль», 1994.
13 Аристотель. Никомахова этика. // Сочинения в 4-х томах, 4-й том. — М.: «Мысль», 1984.; Аристотель. Политика. // Сочинения в 4-х томах, 4-й том. — М.: «Мысль», 1984.
14 Переломов Л.С. Слово Конфуция. - М.: «Фабула», 1992.
15 Малявин В.В. Конфуций. - М.: «Молодая гвардия», 1992.
16 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: «Мысль», 1993.
17 1Я представляют интерес статьи А.И.Доватура и Ф.Х.Кессиди, а также интерпретация А.Макинтайра.19Политические проекты Средневековья были предметом специального исследования в курсах средневековой западной философии Э.Жильсона, С.Реале и Д.Антисери.
Изучение политических проектов эпохи Возрождения и Нового
22 времени делает необходимым анализ воззрений Н.Макиавелли, который полностью отказался от религиозно-мифологической легитимации политического проекта и поставил во главу угла категорию эффективности политического проекта. Абсолютистская интерпретация политического проекта Нового времени содержится в работах Г.Гроция23 и Т.Гоббса.24 При этом большое значение имеют комментарии К.Шмитта к главной книге Т.Гоббса. Архетипичным для либеральной интерпретации политического проекта Нового времени являются произведения Д.Локка,26 Ш.Монтескьё27 и
28 авторов сборника «Федералист» (А.Гамильтон, Д.Мэдисон, Д.Джей), которые сыграли заметную роль при разработке Конституции США. Исследование радикальной версии политического проекта Нового времени требует изучения произведений Ж.-Ж.Руссо.29
Для понимания логики развития политического проекта Нового времени определенное значение имеет позиция современного немецкого
17 Доватур А.И. Политика Аристотеля.// Аристотель. Сочинения в 4-х томах, 4-й том. - М.: «Мысль», 1984.
18 Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля. // Аристотель. Сочинения в 4-х томах, 4-й том. - М.: «Мысль», 1984.
19 Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали. — М.: «Академическая книга», 2000.
20 Жильсон Э. Философия в средние века. — М.: «Республика», 2004.
21 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, 2-й том. - СПб.: «Петрополис», 1997.
22 Макиавелли Н. Государь. - Минск: «Харвест», 2003.
23 Граций Г. О праве войны и мира. — М.: «Ладомир», 1994.
24 Гоббс Т. Левиафан. //Сочинения: В 2 т., 2-й том. - М.: «Мысль», 1991.
25 Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. - СПб.: «Владимир Даль», 2006.
26 ЛоккДж. Два трактата о правлении//Сочинения в 3-х тт., 3-й том. - М.: «Наука», 1991.
27 Монтескье Ш.Л. О духе законов. - М.: «Мысль», 1999.
28 Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. - М.: «Прогресс», 1994.
29 Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. - М.: «Канон-пресс-Ц», 1998. о А философа П.Козловски. М.Фуко обращает внимание на то, что главным стремлением политического проекта Нового времени было установление л 1 эффективного контроля над обществом. Л.Г. Фишман в своей докторской диссертации рассматривает политический проект Ренессанса как явление политической мысли Постсредневековья, в ряде аспектов сходной с Потмодерном, поскольку «как и современный нам Постмодерн, Ренессанс был эпохой крушения метанарративов и, прежде всего характерного для средневековья представления об истории». Согласно этой позиции мыслители Ренессанса «попытались включить доисторию в собственно историю на равных правах и, в первую очередь, это касалось античности, . они первые внесли в понимание истории и культуры близкий к характерному для постмодернизма элемент равнозначности».32
Анализ политических идеологий современности требует обращения к
33 наследию К.Манхейма. Этот исследователь изучил основные идеологические политические проекты, выявил ряд их ключевых характеристик и соотнес идеологии с определенными социальными условиями их формирования и развития.
Задача определения основных характеристик либерального политического проекта предполагает обращение к работам наиболее известных теоретиков либерализма 19-20 веков - И.Канта,34 И.Бентама,35 Б.Констана, Г.Спенсера, Д.Ролза, Ю.Хабермаса . Обоснование
30 Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. — М.: «Республика», 1998.
31 ФукоМ. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. — М.: «А<1 Маодпет», 1999.; Фуко М. Политическая технология индивидов//Интеллектуалы и власть. — М.:, 2002.
32 Фишман Л.Г. Политические дискурсы постсоветской России: теоретико-методологический анализ Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. - Екатеринбург, 2007. С. 20.
33 Манхеш/ К. Идеология и утопия. // Диагноз нашего времени. — М.: «Юрист», 1994.
34 Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. // Сочинения на русском и немецком языках в 4 тт., 1-й том. - М.: «Ками», 1994.
35 Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - М.: «РОССПЭН», 1998.
36 Констан Б. Принципы политики. II Классический французский либерализм. — М.: «РОССПЭН», 2000.; Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. // Полис, 1993, №2. консервативного политического проекта содержится в трудах основателей этой идеологии - Э.Берка,40 Ж. де Мёстра41 и Г.Гегеля.42 При этом необходимо учитывать историческое развитие консерватизма, для чего следует обратить внимание на труды таких авторов, как основоположник французского фашизма Ш.Моррас,43 О.Шпенглер44 и К.Шмитт.45
Предметом многочисленных исследований являются многообразные, а зачастую и взаимоисключающие версии социалистического политического проекта - от «коммунистической» и «посткоммунистической» (когда речь идет о сочетании "современного" фасада и "сакрального" содержания46) до «либерально-социалистической».
Особый интерес для современной политологии представляют геополитические и, в первую очередь, глобализационные проекты - от осуществленного в XX веке проекта мировой биполярной системы до так называемого «однополярного глобального проекта». В этом контексте следует рассматривать, как уже отмечалось, и один из наиболее масштабных проектов последнего времени - Европейский Союз, содержащий в себе, по мнению В.Н.Расторгуева, скрытую «проект-тенденцию поэтапного перерастания «постхристианской Европы» в «исламский Европейский
37 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. — Минск.: «Современный литератор», 1998.
38 РолзД. Теория справедливости. - Новосибирск.: «Издательство Новосибирского университета», 1995.
39 Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. - М.: «Ками», 1995.
40 Берк Э. Размышления о революции во Франции. — М.: «Рудомино», 1993.
41 Мёстр Ж. де. Рассуждения о Франции. - М.: «РОССПЭН», 1997.
42 Гегель Г. Философия права. - М.: «Мысль», 1990.
43 Моррас Ш. Будущее интеллигенции. — М.: «Праксис», 2003.
44 Шпенглер О. Пруссачество и социализм. - М.: «Праксис», 2002.
45 Шмитт К. Политическая теология. // Политическая теология. — М.: «Канон-Пресс-Ц» - «Кучково Поле», 2000.; Шмитт К. Римский католицизм и политическая форма. // Политическая теология. — М.: «Канон-Пресс-Ц» — «Кучково Поле», 2000.
46 Дугин А.Г. Трансформация политических институтов и структур в процессе модернизации традиционных обществ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. Ростов-на-Дону, 2004. По мнению А.Г.Дугина, «такое толкование социалистического проекта модернизации заставляет интерпретировать его не как формацию, следующую за буржуазно-капиталистическим либеральным укладом, но как временную девиацию в сторону от магистрального пути развития современности, спорадическое возвращение архетипов традиционного общества, оформленное на политическом языке современности с выраженной футурологической ориентацией». союз».47 При этом сфера политического и геополитического планирования, «представляющая собой специализированную деятельность по определению целей и задач внутренней или внешней политики, оптимизации и регламентации политического процесса, . в отличие от прогнозирования редко становится предметом беспристрастного изучения со стороны политологов и контроля со стороны общественности».48
Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является раскрытие эвристического и методологического потенциала общей теории управления проектами с учетом того факта, что собственно политологический ракурс проблемы открывается на стыке исторических, социальных, философских и экономических наук. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести системный анализ философских оснований и методологического потенциала теории управления проектами и адаптировать эту теорию к изучению проблематики управления политическими проектами.
2. Определить основные характеристики наиболее значимых политических проектов, оказавших заметное влияние на исторический процесс.
3. Выявить доминирующие тенденции в исторической эволюции методов управления проектами в контексте развития политической мысли.
4. Изучить проблематику государственного управления проектами в современной России и установить основные характеристики существующей модели управления проектами.
47 Расторгуев В.Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. М., ГАСК, 2004. С.37.
48 Расторгуев В.Н. Политическое планирование // Глобалистика. Международный энциклопедический словарь. М.: ЕЛИМА-ПИТЕР. СПб. - Нью-Йорк, 2006. С. 699-700.
5. Определить основные тенденции в становлении современной государственной политики России в области управления проектами, акцентируя внимание на принципах и методах этой политики. Объектом исследования в настоящей диссертационной работе выступает постоянно расширяющаяся практика управления проектами, которая становится фактором, качественно изменяющим природу политического процесса.
Предметом исследования является процесс становления теории и методологии управления политическими проектами различных типов, а также особенности государственного управления проектами в современной России.
Теоретико-методологической базой исследования служат принципы структурно-функционального анализа социальных систем и сам проектный метод, на основании которого осуществляется анализ предметного содержания настоящей диссертации. В роли методологической основы исследования выступают системный, сравнительный и историко-политологический подходы. Системный подход используется для комплексного изучения поставленной автором диссертации проблематики. Применение сравнительного подхода позволяет осмыслить сходства и различия, существующие между различными политическим проектами. Наконец, историко-политологический подход обеспечивает интеграцию в рамках исследования результатов анализа проблематики управления проектами в истории политической мысли. В работе использованы достижения теории организации сложных систем и общей теории менеджмента, формирующейся в настоящее время теории политического планирования и геополитического прогнозирования. Автор опирался также на положения и выводы, содержащиеся в работах по проблемам управления проектами отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты Федерального Собрания Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Научная новизна настоящей работы заключается в том, что впервые в отечественной политической науке предпринята попытка исследовать потенциал методов управления проектами не только в рамках теорий государственного управления, но и с позиций теории и методологии политической науки с учетом исторического * контекста и историко-философского подхода, что позволило:
• адаптировать методологию управления проектами к проблематике управления политическими проектами;
• выделить и описать функции управления временем, стоимостью, качеством, рисками, предметной областью, человеческим ресурсом и коммуникациями политического проекта;
• проанализировать теоретико-методологические основы управления политическими проектами;
• определить ключевые характеристики наиболее значимых проектов, разработанных политическими мыслителями различных эпох;
• установить доминирующие тенденции в становлении практики управления политическими проектами;
• выявить теоретические и практические аспекты проблематики государственного управления проектами в современной России;
• сформулировать (по преимуществу на основе методов концептуальной реконструкции) основные характеристики, цели, задачи, принципы и направления формирующейся в настоящее время государственной политики Российской Федерации в области управления проектами.
Результаты и основные положения, выносимые на защиту:
1. Выявлены инвариантные характеристики проектов, что представляет особый интерес для понимания темы исследования, так как позволяет использовать единую методологию управления проектами применительно к проектно-политической деятельности.
2. Предложена методология исследования, которая позволяет рассматривать в качестве политических проектов не только формирование политических институтов и институционализированные объекты государственно-административного управления, но и концепции политических мыслителей, а также идеологические и политические доктрины, оказавшие какое-то влияние или способные повлиять на политический процесс.
3. Определены основные тенденции, доминирующие в процессе исторического развития методов и форм управления политическими проектами. Среди этих тенденций можно выделить следующие:
• непрерывное усложнение и расширение политических проектов с постепенным вытеснением способов религиозно-мифологической легитимации политических проектов методами их секулярно-рациональной легитимации, основным критерием которой является оценка эффективности;
• переход от моделей, предполагающих единовременное изменение общества в целом и определяемых К.Поппером как утопическая социальная инженерия, к концепции системного и «пошагового» управления изменениями на постоянной основе;
• установка на все более детальную разработку концепций и методов управления как отдельными функциями проекта, так и проектом в целом.
4. Обоснована целесообразность использования методологии и технологий управления проектами для успешной реализации проектов и программ во всех отраслях экономики и государственной политики, что предполагает разработку единой государственной политики Российской Федерации в области управления проектами.
5. Определены главные характеристики, присущие государственному управлению проектами в современной России в настоящее время:
• ориентация на крупные долгосрочные проекты (приоритетные национальные проекты), которые, по мнению автора, не отменяют необходимость выработки долгосрочных и сверхдолгосрочных отраслевых и межотраслевых стратегий;
• установка на управление проектами, имеющими политическое наполнение и социальную значимость, на самом высоком уровне и контроль за ходом их реализации под руководством Президента РФ;
• широкое заимствование технологий проектного менеджмента в проектно-политической деятельности;
• декларируемая направленность всех основных проектов при построении дерева целей на достижение общей стратегической цели, которая определяется как повышение качества жизни граждан России;
• необходимость преодоления в процессе внедрения технологий проектного управления сопротивления со стороны государственного аппарата.
6. Приоритетными направлениями государственной политики России в области управления проектами, по мнению автора, должны быть:
• создание нормативно-правовой базы и системы государственных стандартов в области управления проектами;
• подготовка соответствующих образовательных стандартов и введение требований по сертификации менеджеров проектов;
• расширение международного сотрудничества в сфере управления проектами в различных сферах деятельности, в том числе и проектно-политической.
Практическая значимость работы. Результаты исследования и предлагаемая автором методология анализа ориентированы на практическое применение в деятельности аналитических структур органов государственной власти и управления на федеральном и региональном уровнях, научно-исследовательских центров и консалтинговых компаний. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в курсах по политической теории, современной политической истории, политическому менеджменту, политическому планированию, теории управления политическими проектами.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в публикациях автора. Отдельные положения были представлены на Панаринских чтениях 2004 и 2007 гг., на Ломоносовских чтениях 2007 г. Работа обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теоретической политологии философского факультета МГУ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Просмотров: 171 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz