Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 2 » Скачать Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:29
Скачать Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной бесплатно

Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы

Диссертация

Автор: Дрозина, Валентина Викторовна

Название: Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы

Справка: Дрозина, Валентина Викторовна. Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 Челябинск, 2000 340 c. : 71 02-13/104-7

Объем: 340 стр.

Информация: Челябинск, 2000


Содержание:

ГЛАВА 1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
11 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНР1Я И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
12 СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
13 СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
21 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
22 СИСТЕМНО МОДЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ,Ц 23МОДЕЛЬНО-МОДУЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВАЗ РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
31 КОНТЕКСТНО-ИНТЕНСИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМО-, ^ , СТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
32 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
33 ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ It-' h
ГЛАВА 4 РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
41 ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
42 ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
43 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВЫВОДЫ ПО ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЕ

Введение:

На современном социально-экономическом этапе развития общества ^ ' особое значение приобретает формирование творческой личности. Это обуславливается рядом факторов. Во-первых, субъект, владеющий опытом творческой самостоятельной деятельности, всегда находится в более творческом положении по отношению к людям, пользующимся стандартными, устоявшимися методами. Он более качественно и значительно быстрее выполняет свое дело, которым занимается. Во-вторых, индивид, имеющий опыт творческой деятельности, способен саморазвиваться в любом познавательном направлении, в том числе успешно повышать свой уровень творческой мыслительной деятельности. Только люди, обладающие определенным интеллектуальным уровнем и умением его творчески повышать, развивать, могут более рационально и скорее воспринимать, развивать и внедрять прогрессивные технологии, быть двигателями прогресса. В-третьих, подготовка таких людей предполагает введение прогрессивных путей образования: гуманизации, индивидуализации, демократизации и т.п. Эти все пути, со многими составляющими, являюгся весьма сложными. Так, только в гуманизации школы основной составляющей является целенаправленное и систематическое изучение ученика и квалифицированная помощь ему в определении жизненных и профессиональных путей. Правильно выбранный путь в жизни, усиленный сформированной и развитой творческой самостоятельной деятельностью, является мощным источником личного счастья, залогом постоянного самосовершенствования, самореализации. Вот почему для достижения таких результатов, Б подготовки учащихся к будущей жизни, необходим новый подход, предполагающий направленность учебного процесса на формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности учащихся. В-четвертых, человеку необходима эмоциональная удовлетворенность от самостоятельно проявленной инициативы, творчества в трудовой деятельности для комфортного психологического состояния. В-пятых, лишь общество, состоящее из личностей, обладающих высоким творческим потенциалом, может обеспечить себе достойные условия существования. Этим объясняется повышенный и все время растущий интерес педагогической науки к исследованию организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности.На современном этапе развития средней общеобразовательной школы среди многих проблем, стоящих перед ней, одной из важнейших является проблема повышения творческого потенциала учащихся.Анализ современной практики показывает, что в отличие от традиционного социоцен'физма системы, которая была раньше, в данный период ощутимым стад приоритет развивающейся личности. Это направление выражено в образовательной политике, в системе законодательства, в идейном и инициативном пафосе инновационного движения, в общественнопедагогическом сознании, в педагогических исследованиях и разработках.Проблема поиска средств для формирования и развития опыта творческой самостоятельной деятельности учащихся носит международный характер. Она актуальна не только для нашей страны, но и для других стран. Свидетельством тому является создание государственных стандартов школьного образования в нашей стране, а также Англии, США и др.Возникает необходимость теоретической разработки проблемы становления творческой личности. Хотя рассматриваемый вопрос не является новым для педагогики, однако, исследовались лишь отдельные его стороны такие как: активный и творческий характер личности; развитие умений творческой работы как усвоение накопленной человечеством культуры; природа способностей и факторы их развития; различные виды специальных способностей.Активным и творческим характером личностей занимались ученыепедагоги А.В. Усова, А.Д. Сазонов, Б.Г. Ананьев, В.А. Беликов, В.Г. Рындак, В.Н. Мясищев, К.Ш. Ахияров, Н.А. Томин, Н.Н. Тулькибаева, Н.Ф. Добрынин, П.И. Чернецов, СЕ. Матушкин, Л. Рубинштейн и др. Ими разработаны, в зависимости от аспекта исследования, определения, структура данных понятий; рассмотрены методы формирования и развития личностей; исследовано развитие творческих способностей учащихся через самостоятельные виды деятельности. Они работали как над природой творческих способностей, так и над их проявлением.Проблема развития умений творческой работы в познавательной деятельности раскрывалась посредством обучения учащихся работе с текстом (Д.А. Антонов), задач творческого характера (В.Г. Болтянский, Г.Х. Гайдаржи, Я.И. Груденов и др.), домашних заданий творческого характера (М.М. Рассудовская и др.), технических средств обучения (В.В. Белич и др.), самообразования (Г.Н. Сериков и др.).Вопросом природы способностей и факторов их развития занимались A.M. Леонтьев, А,П. Тряпицына, В.А. Крутецкий, В.А.Черкасов, В.И. Андреев, В.Н. Пушкин, ДБ. Богоявленская, З.И. Калмыкова, И.П. Калошина, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Е. Дуранов, Н.М. Яковлева, Л.Рубинштейн, Я.А. Пономарев и др. Они работали как над природой творческих способностей, так и над их проявлением.Экспериментально исследованы различные виды специальных способностей (математических - В.А. Крутецкий, физических - Н.Н. Тулькибаева, музыкальных - Б.П. Теплов, изобразительной деятельности - В.И, Кириенко, литературных - В.П. Якункова, педагогических - Н.В. Кузьмина и др.), но лишь в последнее время эта проблема сформировалась в виде специального объекта изучения.Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме становления творческой личности. Однако следует отметить, что многие современные аспекты, касающиеся творческой самостоятельной деятельности, изучены недостаточно, в то время как новые условия современности требуют новых исследований: поиска нового уровня, связывающего самостоятельность и творчество; обобщения исследования формирования и развития творческой самостоятельной деятельности; обоснования пути совершенствования этого процесса; разработки пути развития организации процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности.Актуальность проблемы исследования определяется рядом противоречий заключающихся в следующем; - нормативно-организационными основами образовательной деятельности и существующей щкольной практикой; - профессиональной подготовкой учителя и практическим состоянием дел; - возможностью формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся и недостаточной связью с современными ясизненными ситуациями; - потребностью щкол в теоретическом обосновании и обеспечении процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности в методической литературе и отсутствием необходимых разработок по проблеме.К причинам, вызывающим данные противоречия и сдерживающим процесс формирования и развития творческих личностей, можно отнести формальное "обновление" в инновационном движении; недостаточную разработанность теоретических и практических основ формирования и развития творческой деятельности учащихся с целью воспитания творческой личности; низкий уровень включения учащихся в ситуации, приближенные к жизненным, которые стимулируют формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности; слабая целенаправленность подготовки учителей по данной проблеме и необеспеченность этой подготовки; несоответствие форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся и форм организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся и др.Проблема исследования, на наш взгляд, заключается в том, что существующая объективная необходимость в формировании и развитии творческой самостоятел1>ной деятельности, как фактора формирования и развития творческой личности, противоречит отсутствию теоретического обоснования и методического обеспечения.Выделенные противоречия, в процессе становления творческой самостоятельной личности, позволили сделать вывод об актуальности нашего исследования и сформулировать его проблему - научное обоснование и разработка нового направления в развивающем обучении; становление творческой личности, учитывающей тенденции развития субъекта; взаимосвязь, соотношение и тенденции развития образования и социальной среды.Исходя из выдвинутой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: " Теория и практика формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы".Цель исследования: разработать и обосновать основы формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Объект исследования: педагогический процесс становления творческой личности R средней школе.Предмет исследования: формирование и развитие творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Гипотеза исследования. Формирование и развитие творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся будет наиболее успешно, если: - в процесс формирования и развития положены теоретические основы формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности, состоящие из дедуктивно-понятийной системы, модельномодульной концепции, содержащей модель, виды деятельности, принципы, модули, уровни, методы, приемы; - формирование и развитие творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся базируется на принципе "усиление в конкретности", обеспечивающим, связь репродуктивного и продуктивного уровней познания, психологических, прагматических и модальных оттенков этого процесса, - организация формирования и развития творческой самостоятельной деятельности построена на основе контекстно-интенсифицированного подхода; - разработана развивающая технология формирования и развития творческой самостоятельности в учебно-Познавательной деятельности. Она предполагает применение "директориальных игр", циклического подхода от низших к высшим ступеням творческой деятельности, использование специальных приемов - "скачков", повышение трудности содержания изучаемого материала.Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретико-методологические подходы к формированию и развитию творческой самостоятельной деятельности учащихся и раскрыть её сущность: 2. Разработать дедуктивно-понятийную систему формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся.3. Разработать модельно-модульную концепцию и определить ее структуру.4. Определить содержание и практическое значение принципа "усиление в конкретности".5. Определить сущность контекстно-интенсифицированного подхода организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности школьников.6. Разработать развивающую технологию формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности.7. Разработать и создать методические рекомендации и учебные пособия по формированию и развитию у учащихся творческой самостоятельной познавательной деятельности. чг Методологической основой являются фундаментальные исследования в области философии, психологии и педагогики.Значительное влияние на разработку нашей проблемы оказали работы отечественных и зарубежных ученых (А. Рапопорт, А.Д. Холл, В.Г. Афанасьев, В.Н. Садовский, Д. Эллис, И.В. Блауберг, И. Клир, Л.И. Новикова, М.Е. Дуранов, М.С. Каган, Л. фон Берталанфи, Н.И. Лапин, Р.Е. Фейджин и др.), которые рассмотрели вопросы общей теории систем, вопросы методологии научного исследования; Ведущими методологическими положениями для нас явились: 1) исследование педагогических процессов как единого целого; а) изучение педагогической системы с точки зрения сложной организованности исследуемых объектов; б) ориентация на внутреннюю активность и динамизм исследуемых объектов; 2) использование гносеологии системного исследования: а) при рассмо1рении педагогического объекта учитывались его вариативные выражения в разных научных контекстах; б) гносеологическая природа и статус системного объекта; 3) использование в совокупности методов исследования; 4) внедряемость результатов в практику.На основании вышеописанных положений ученые А.В. Брушлинский, В.А. Моляко, , З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, К.А. Абульханова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев и др. рассматривали творческие способности, творческое мышление, природу творческой деятельности и т.п.; Педагогические обоснования, касающиеся нашей проблемы, разработаны учеными А.В. Усовой, А.И. Маркушевичем, А.Н. Колмогоровым, А.П. Тряпицыной, В.Г. Рындак, П.И. Пидкасистым, П.И. Чернецовым, СЕ. Матушкиным, Т.А. Ильиной, Ю. А. Конаржевским и др.Конкретно-педагогические исследования современных авторов, связанные с нашей проблемой, представлены работами А.В. Кирьяковой, АД. Сазонова, В.А. Беликова, В.А. Черкасова, В.В. Давыдова, В.И. Андреева, К.Ш. Ахиярова, Л.С. Занкова Н.М. Яковлевой, Н.Н. Булынского, Н.Н. Тулькибаевой, П.М. Эрдниева и др.Методы исследования: - теоретические: анализ философской, социологической, психологопедагогической, методической литературы по рассматриваемой проблеме, структурно-системный подход, метод моделирования, восхождение от абстрактного к конкретному; - вспомогательные: педагогическая экспертиза, педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, методика "аутокоммуникации", которые позволили обобщить опыт и смоделировать организацию формирования и развития творческой самостоятельной работы; - методы математической статистики.Базой исследования явились городские общеобразовательные школы и школы-интернаты г. Челябинска. Экспериментальная работа осуществлялась с 1986 г. в г. Челябинске. Исследованием охвачены 7 школ (№№ 5, 8, 42, 61, 92, 103, 139) с общим количеством учащихся более 3000 человек и 8 школинтернатов.Исследование проводилось в несколько этапов (1986-2000 гг.).На первом этапе^ поисково-эмпирическом, автором, работающим учителем, инспектором-методистом РУНО, выяснялась актуальность проблемы исследования, осуществлялся анализ научной литературы; проводился констатирующий эксперимент с учениками школ №№8, 42, 61, 92, 103, 139 Металлургического района г. Челябинска. На втором этапе разрабатывалась система педагогических положений, способствующая эффективному влиянию на формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности; разрабатывался диагностический аппарат, с помощью которого исследовалось психолого-педагогическое состояние подростка; выделялись факторы, влияющие на процесс становления творческой личности. Проводился формирующий эксперимент (школы №61, 92, школы - интернаты г. Челябинска); анализировались данные формирующего эксперимента. На третьем этапе уточнялись и дополнялись разработанные нами педагогические положения формирования и развития творческой самостоятельной деятельности; происходила частичная обработка результатов экспериментов; использовался сравнительный анализ полученных данных. Четвертый этап посвящен окончательной отработке результатов экспериментальной работы, уточнению теоретических и экспериментальных выводов, внедрению результатов исследования в практику.На защиту выносятся: 1. Теоретические основы формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности.2. Дедуктивно-понятийная система формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности.3. Модельно-модульная концепция, содержащая модель, виды деятельности, принципы, модули, методы, приемы.4. Дидактический принцип "усиление в конкретности", обеспечивающий связь репродуктивного и продуктивного уровней процесса формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности.5. Контекстно-интенсифицированный подход к формированию и развитию творческой самостоятельной деятельности учащихся.6. Развивающая технология процесса формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности с использованием "директориальных игр", циклического подхода от низших к более высшим ступеням творческой деятельности, а также специальных приемов - "скачков" в творческой познавательной деятельности.Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Разработаны теоретические основы творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся, включающие дедуктивно-понятийную систему, модельно-модульную концепцию, принцип "усиление в конкретности", контекстно-интенсифицированный подход, развивающую технологию. ^ % 2. Определена и исследована дедуктивно-понятийная система формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся, в основе которой лелсит комплекс взаимосвязанных элементов; целостности взаимодействия системы и среды, множественности (полноты) описания,структурности, целенаправленности.3. Разработана модельно-модульная концепция, содержащая модель, виды деятельности, принципы, модули, методы, приемы.4. Определен принцип "усиление в конкретности", обеспечивающий связь репродуктивного и продуктивного уровня знаний, психологических, прагматических и модальных характеристик процесса познания.5. Определен контекстно-интенсифицированный подход к формированию и развитию творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся, дающий ориентацию на творческую деятельность (за счет специальных форм, методов, творческих заданий в учебном материале), обеспечивающий связи всех элементов творческой деятельности, повышающий эффективность организации процесса формирования и развития творческой самостоятельности.6. Разработана развивающая технология процесса формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности, основанная на "директориальных играх", циклическом подходе в творческом развитии, специальных приемах - "скачках" и повыщенной трудности содержания учебного материала.Концепция формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности учащихся.1. Важнейшим фактором перехода от репродуктивно-воспроизводящей деятельности к продуктивно-творческой деятельности является формирование и развитие интегрального качества, которое мы назвали "творческой самостоятел ьностью".2. Важнейшей частью интегрального качества является способность к экстраполяции специфического стиля деятельности.Специфический стиль деятельности - это способы выполнения творческой работы.Экстраполяция специфического стиля деятельности - распространение выводов, полученных в одной сфере деятельности на творческую деятельность в целом, получение при этом новых общих выводов.3. Эффективность формирования и развития творческой самостоятельности определяется системой организации процесса её формирования и развития.В основе этой организации лежит деятельностная модель творческой личности, которая состоит из деятельностных модулей.Деятель постный модуль - это уровень сформированности творческой самостоятельности у учащихся.Основными деятельностными модулями являются; методологический модуль - умение ставить цель деятельности, находить самому новые методы, формы, средства для выполнения деятельности; теоретический модуль - способность овладевать знаниями на научном уровне и применять их на практике; практический модуль - обладание опытом творческой деятельности; социальный модуль - факторы, воздействующие на личность извне (стратегия воздействия на учащихся со стороны обучающего, стимулы); психологический модуль - способность направлять собственные психологические свойства на творческую деятельность, способность применять различные аспекты творческого мышления; 4. Эффективная организация процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности основывается на разработанном нами контекстно-интенсифицированном подходе, базирующимся на принципе "усиление в конкретности". Его специфика определяется ориентацией на творчество (за счет специальных форм, методов, творческих заданий в учебном материале и др.), обеспечением связей всех элементов творческой деятельности (не только межблоковых, но и психологических, прагматических и модальных оттенков этого процесса), повышением эффективности средств и технологии организации формирования и развития творческой самостоятельности.5. Развивающая технология процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности базируется на следующих общих и частных положениях.Общие положения: а) важнейшей частью творческой самостоятельности является способность к экстраполяции специфического стиля деятельности; б) непрерывность процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности; в) формирование и развитие умений творческой работы в совокупности.Частные положения: а) создание и использование стимулов в процессе формирования и развития творческой самостоятельной деятельности; б) создание ситуаций, побуждающих учащихся к формированию и развитию творческой самостоятельной деятельности; в) индивидусшьный подход к учащимся с учетом их уровней сформированности творческой самостоятельности.6. Ход процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся может контролироваться следующей системой критериев: - уровнем научности знаний, которые определяются следующими признаками: систематичностью (понимание общей связи между существенными признаками), осознанностью (понимание содержания каждого из существенных признаков), действенностью (перенос известных способов и в сходной, и новой ситуациях). - уровнем умений самостоятельной творческой работы (умение выделять существенное и несущественное, ориентирование в источниках по данному вопросу, использование полученной информации для решения своей проблемы и др.).Теоретическая значимость.1. Разработаны теоретико-методологические основы формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности у учащихся, позволяющие расширить представления о структуре, системе, концепции, технологии знаний и умений о сущности формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся.2. Определена дедуктивно-понятийная система, дающая возможность понять структуру и взаимосвязи отдельных компонентов формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности у учащихся, представляющих собой комплекс взаимосвязанных элементов; целостности взаимодействия системы и среды, множественности (полноты) описания, структурности, целенаправленности.3. Разработана мрдельно-модульная концепция формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся, как интегрального качества, представляющая собой совокупность модельного подхода, принципов, модулей, методов и приемов творческой самостоятельной деятельности учащихся. Она позволяет адекватно представлять истинную картину процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся.4. Определены сущность и содержание контекстноинтенсифицированного подхода. Он основан на принципе "усиление в конкретности", который предполагает "развертку модулей по элементам" и "непосредственное усиление контекста". Он представляет собой теоретикометодологическую стратегию процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся.5. Разработана развивающая технология формирования и развития творческой самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, гарантирующая эффективность конечного результата, а также проектирование будущего процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся. Она включает; "директориальные игры", циклический подход от низших к высшим ступеням творческой деятельности, использование специальных приемов - "скачков", повышение трудности содержания изучаемого материала.Практическая значимость.1. Разработана развивающая технология процесса формирования и развития творческой самостоятельности у учащихся. а). Разработана психолого-педагогическая диагностика уровня сформированности творческой самостоятельности, позволяющая следить за протеканием процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности, контролировать его и управлять им. б). Проведена классификация стимулов творческого процесса, изучены сферы и механизмы их действия, что позволяет эффективно направлять учащихся к формированию и развитию творческой самостоятельной деятельности. в). Разработана методика создания ситуаций, побуждающих учащихся к формированию и развитию творческой самостоятельной деятельности "директориальные игры", циклично-уровневый подход к проведению учебных занятий.2. Разработаны системно-модельный, контекстноинтенсифицированный и личностно-ориентированныи подходы к процессу формирования и развития творческой самостоятельной познавательной деятельности у учащихся.3. Разработаны рекомендации, позволяющие эффективно организовать процесс формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся на практике. Подготовлены для использования в практике методические рекомендации по организации процесса формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся, по формированию и развитию умений их творческой самостоятельной работы по методике, обеспечивающей направленность учебного процесса на формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности у учащихся.Апробация результатов исследования осуществлялась через публикации в печати; Неоднократные обсуждения на заседании кафедр в г.Челябинске, гг.Кургане, Магнитогорске; на заседании Советов директоров и завучей школ и школ-интернатов при РУНО Металлургического района г.Челябинска, ГорУНО г. Челябинска; в работе с методическими объединениями учителей школ, с завучами, методистами РУНО школ и школ -интернатов г.Челябинска (1987-1994 гг.); на заседаниях "Школы молодого специалиста" при монтажном колледже (1995, 1996 гг.); на VII межвузовской областной научно-практической конференции " Проблемы совершенствования профессиональной подготовки вузовской молодежи", г. Челябинск (1991 г.); на республиканской научно - методической конференции "Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях непрерывного образования и самообразования молодежи", г. Челябинск (1990 г.); на международной научно-практической конференции "Личность, труд, экономика" (1995 г.); на вузовской конференции по итогам научно-исследовательских работ преподавателей, сотрудников и аспирантов (1996-1999 гг.); на межрегиональной научно-практической конференции "Дидактическое творчество учителя в XXI веке" (проведенной автором в г. Челябинске) (2000 г.). Ход исследования, его результаты освещались на проблемных семинарах-практикумах, в докладах автора перед педагогической общественностью Челябинской области (19871999 гг.). Основные положения исследования апробированы в ходе работы автора в качестве учителя, методиста-инспектора РУНО Металлургического района г. Челябинска, а позднее ГорУНО г, Челябинска с учителями, завучами, директорами школ, школ-интернатов г. Челябинска; в ходе чтения лекций студентам и слушателям повышения квалификации работников народного образования при ЧелГПУ, слушателям областного повышения квалификации руководящих работников и специалистов профтехобразования.Внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования использованы при организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности у учащихся в школах и школах-интернатах г.Челябинска и Челябинской области. Разработанные методические рекомендации по формированию и развитию умений творческой самостоятельной работы, по организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности внедрены в учебный процесс не только экспериментальных школ, но и монтажного колледжа. Разработанные спецкурсы, спец. семинары, по рассматриваемой проблеме, внедрены в учебный процесс Челябинского государственного педагогического университета. В опубликованных монографиях, методических и учебных пособиях, статьях даются методические рекомендации по организации формирования и развития творческой самостоятельной деятельности учащихся.
Просмотров: 142 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz