Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 13 » Скачать Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников. Прутченков, Александр Сергеевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
18:46
Скачать Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников. Прутченков, Александр Сергеевич бесплатно

Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников

Диссертация

Автор: Прутченков, Александр Сергеевич

Название: Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников

Справка: Прутченков, Александр Сергеевич. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.06 Москва, 1997 349 c. : 71 99-13/29-1

Объем: 349 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Введение
Глава 1
Игровая технология экономического воспитания учащихся как педагогическая проблема
§ 1 Экономическое воспитание как составная часть учебно-воспитательного процесса современной школы
§ 2 Место и роль игры в экономическом воспитании российских школьников
§ 3 Анализ состояния экономического образования учащихся за рубежом
Глава 2
Теоретические основы игровой технологии экономического воспитания школьников
§ 1 Понятие и педагогические возможности игровой технологии
§ 2 Структура игровой технологии, ее основные компоненты
§ 3 Принципы и этапы разработки игровой технологии
§ 4 Типология игровой технологии экономического воспитания школьников
Глава 3
Использование игровой технологии в практике современной школы
§ 1 Внедрение игровой технологии экономического воспитания школьников
§ 2 Педагогические условия эффективного применения игровой технологии
§ 3 Оценка эффективности игровой технологии экономического воспитания школьников
Щ § 4 Профессиональная подготовка учителя в области игровых технологий
Глава 4 Организация и результаты опытно-экспериментальной работы
§ 1 Основные направления опытно-экспериментальной работы
§ 2 Содержание и результаты проведенного исследования

Введение:

Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие идет активное обсуждение стратегии и тактики осуществления экономических преобразований как на макроуровне (в масштабах региона и государства), так и на микроуровне (предприятие, фирма). Повышение экономической культуры личности приобретает в связи с этим особую актуальность, так как при низкой экономической грамотности населения, отсутствии навыков экономической деятельности и чувства ответственности за социально-экономическое развитие страны все намечаемые реформы так и останутся на стадии теоретического обсуждения. Между экономической культурой личности и общества существует сложная взаимосвязь, состоящая в том, что культура личности хотя и зависит от экономической культуры общества, вместе с тем может ее опережать. Последнее означает, что возможно воспитание высокой экономической культуры отдельной категории граждан, которые в последующем помогут поднять уровень экономического развития общества. В первую очередь сказанное относится к молодежи, которая не отягощена стереотипами прежних экономических отношений. Поэтому необходимо глубокое теоретическое осмысление проблем экономической культуры молодежи, выявление ее специфики, разработка и реализация специальных программ экономического воспитания учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей. Это позволит решить актуальную проблему качественного повышения экономической культуры молодежи, су
1. > щественно увеличивает шансы выпускника школы на жизнёнцый успех, позволяет ему занять активную сознательную гражданскую позицию, расширяет диапазон применения его способностей и, наконец, дает возможность рассчитывать на высокий и постоянный доход. От этого во многом зависит успех экономических преобразований, происходящих в нашем обществе.
Учитывая это обстоятельство, в школах России уже вводятся различные учебные программы по экономике, охватывающие все ступени обучения, так как именно школа является важнейшим государственным институтом, дающим детям систематические знания и практическую подготовку к жизни в новых социально-экономических условиях. Эффективность экономического воспитания определяется во многом теш педагогическими технологиями, которые используются в школе.
Изучение состояния экономического воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий:
• между новыми ценностными ориентациями школьников, которые стихийно адаптируются к изменяющимся социально-экономическим условиям, и консервативностью школы, как государственного института; между меняющимся содержанием предметов гуманитарного цикла, настоятельной потребностью использовать в школе экономические программы и недостаточной подготовленностью педагогических коллективов к этому виду учебно-воспитательной деятельности;
• между необходимостью разработки и внедрения эффективных форм и методов обучения, соответствующих специфике нового учебного предмета "Экономика" и преобладанием в школе традиционных педагогических технологий;
• между имеющимися теориями игровой технологии и сложившейся практикой использования игры преимущественно в дошкольных учреждениях и в начальной школе;
• между необходимостью внедрения новых технологий, повышающих эффективность экономического воспитания школьников, и слабой материальной базой учебных заведений системы общего среднего образования.
Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки, внедрения и использования новых технологий экономического воспитания школьников. Решение указанной проблемы возможно с помощью игровой технологии. Актуальность и значимость исследования определяется тем, что в настоящее время сложились объективные условия, позволяющие успешно адаптировать игровую технологию, прошедшую многолетнюю апробацию в других образовательных сферах, к условиям средней школы. Например, деловая игра, используемая в высшей школе и при профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров, значительно повышает учебный эффект от проводимых занятий.
В настоящее время не только педагогов, но и школьников не устраивают традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Ученик стремится реализовать свой интеллектуальный потенциал уже сегодня, ищет более активные способы приложения своих сил, а современная социально-экономическая и нравственно-политическая ситуация стимулирует многие негативные явления, в том числе и в среде школьников (культ денег, жажда наживы, пренебрежение к знаниям и нормам морали, стремление жить только сегодняшним днем и т.п.). Задача школы - помочь растущему человеку найти смысл и свое достойное место в жизни, создать для этого соответствующие условия и предпосылки. Все это возможно при систематическом использовании игры с современным экономическим содержанием. Отсутствие целевых педагогических исследований в области игровой технологии экономического воспитания учащихся тормозит ее широкое внедрение в учебно-воспитательный процесс школы. Вследствие этого, автор посчитал целесообразным обратиться к разработке теории игровой технологии экономического воспитания школьников.
Основанием для построения научно-теоретической концепции и программы исследования послужили работы философов, в которых содержится научный анализ природы общественных противоречий (Г.Е.Глезерман, Р.И.Косолапов, И.М.Панюшин, В.П.Тугаринов, П.Н.Федосеев, В.П.Чертков и др.) и разрабатываются методология и теория экономической культуры (Р.Г.Ахметов, В.Д.Демичев, В.Д.Попов, Г.Л.Смирнов,
A.К.Уледов, В.П.Фофанов).
При изучении проблем экономической культуры, мышления и сознания автор опирался на труды экономистов (Л.И.Абалкин, Л.С.Бирман, Л.Н.Пономарев, К.А.Улыбин,
B.Ш.Уразгалиев, В.Ф.Щербина, В.П.Чичканов), а при рассмотрении социологических аспектов теории и практики формирования экономической культуры на работы Л.П.Буевой, Т.И.Заславской, И.Б.Иткина, Д.Д.Рябова, Н.Смелзера, П.Сорокина, Ж.Т.Тощенко, С.С.Фролова.
В ходе исследования сущности экономического воспитания, как важнейшего фактора повышения уровня экономической культуры, были проанализированы работы экономистов Н.Я.Клепач, Б.И.Лившица, В.А.Медведева, Б.А.Райзберга, П.А.Шемякина, Л.Е.Эпштейна и др. Психологические аспекты экономического образования и воспитания изучались по трудам Н.Ф.Мягкова, А.И.Китова, С.И.Равикович, В. В. Чебыше-ва и других психологов.
Собственно педагогические аспекты экономического образования и воспитания школьников рассматривались по работам А.Ф.Аменда, Ю.К.Васильева, К.Н.Катханова,
A.Ф.Крючкова, JI .П.Куракова, М.Л.Малышева, В.А.Полякова,
B.К.Розова, Н.П.Рябининой, И.А.Сасовой, М.А.Хроменкова, Б.П.Шемякина, А.Т.Шпака. Педагогический анализ проблем, отражающий специфику экономического образования в условиях сельской школы, сделан по исследованиям М.И.Ермоленко, Н.Б.Кулаковой, А.С.Нисимчука и других авторов.
Поиски новых форм экономического образования и воспитания связаны сегодня с разработкой и внедрением эффективных технологий, в том числе и игровых. Философские и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром, нашли отражение уже в трудах древних философов (Аристотель, Платон), в работах классиков педагогики (Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо и др.). Роль игры как социально-психологического феномена раскрыта в работах отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия,
C.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина, Д.Н.Узнадзе и др. Проблемы психологии детской игры исследовали. М.Я.Басов, П.П.Блонский, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Е.С.Махлах, В.С.Мухина, В.И.Мясищев, С.Т.Шацкий и др.
Социально-педагогические аспекты игры исследовались по работам Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, В.М.Григорьева, И.П.Иванова, Т.Е.Конниковой, А.А.Люблинской, А.С.Макаренко, Н.Н.Михайловой, А.В.Мудрика, Л!И.Новиковой, И.Б.Первина, Е.А.Покровского, В.А.Сухомлинского,
М.Н.Скаткина, В.Н.Терского, К.Д.Ушинского, Н.В.Шелгунова, С.А.Шмакова, Н.Е.Щурковой и др.
При разработке теории деловых игр изучались труды М.М.Бирштейна, В.Н.Буркова, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жукова, В.М.Ефимова, В.Ф.Комарова, В.И.Рыбальского, В.Я.Платова, А. М.Смолкина, И.М.Сыроежкина, Т.П.Тимофеевского,
Б.Н.Христенко и др.
Методология и методика деловой игры рассматривается по работам Ю.В.Геронимуса, Ю.Д.Красовского, Е.А.Хруцкого и др. Из работ, непосредственно связанных с темой исследования, следует отметить научные публикации JI.А.Байковой, Л.К.Гребенкина, 0.Е.Еремкина.
Анализ литературы по указанной проблематике показал, что игровая технология экономического воспитания школьников до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования. С учетом вышеизложенного и требований школьной практики возникла необходимость научного исследования игровой технологии экономического воспитания школьников.
Объект исследования - экономическое воспитание учащихся в целостном в учебно-воспитательном процессе современной российской школы.
Предмет исследования - игровая технология в процессе экономического воспитания школьников.
Цель исследования - разработать теоретические основы игровой технологии экономического воспитания учащихся, ее содержание и определить условия эффективного использования в школьной практике.
Гипотеза исследования. Систематическое использование игровой технологии будет способствовать значительному повышению результативности экономического воспитания школьников, целостному и системному усвоению современных экономических знаний, формированию критического экономического мышления, овладению первичными навыками и умениями практической экономической деятельности, развитию экономически значимых качеств личности, нравственных ценностей, активной жизненной позиции и социально -психологической готовности школьников.
Эффективность игровой технологии повышается, если: содержательный аспект экономического образования способствует практической подготовке школьника к жизни, ориентирован на легальный и цивилизованный уровень экономических отношений в обществе, предусматривает изучение перспективных направлений их дальнейшего развития;
• в основе разработки игры лежат научно обоснованные структура игровой технологии, принципы и этапы создания данной методической оболочки;
• внедрение игровой технологии происходит при реализации системы организационных, правовых, кадровых, финансовых и других мер, в том числе психологических, и, прежде всего, при внутренней готовности педагога дополнить привычные дидактические и воспитательные приемы принципиально новым типом взаимодействия с учеником;
• при применении игры соблюдается комплекс педагогических условий, обеспечивающих ее успешное проведение, включая сопровождение учебы игровой технологией на протяжении всего времени изучения экономики в школе с I по XI класс, а также использование элементов игровой технологии при изучении других учебных предметов и во внеклассной работе при соблюдении принципа педагогической целесообразности и преемственности;
• проводится оценка эффективности используемых игр, по результатам которой осуществляется коррекция учебновоспитательного процесса, в том числе и за счет выбора различных типов игр;
• осуществляется постоянная профессиональная поддержка педагогов со стороны органов образования, учитель проходит систематическую подготовку и переподготовку по специально разработанной методике, включающей разнообразную игровую практику.
При проведении исследования принципиальным явилось предположение о возможности самостоятельной разработки игровой технологии школьными педагогами с опорой на имеющиеся модели игровой деятельности.
Цель и гипотеза определили постановку следующих задач исследования:
• выявить специфику экономического воспитания школьников и определить место и роль игры в педагогическом процессе в современных условиях;
• дать определение игровой технологии и выявить ее педагогические возможности в экономическом воспитании учащихся ;
• описать структуру, обосновать принципы и определить этапы разработки новой игры;
• разработать типологию игровой технологии экономического воспитания школьников и подробно охарактеризовать основные типы игр;
• разработать методику оценки эффективности игровой технологии;
• описать содержание и методику подготовки учителя в области игровых технологий.
Методологической основой исследования являются философские положения о противоречиях как движущей силе развития; о диалектической взаимосвязи процессов и явлений; о влиянии макро- и микросреды на процесс развития личности; о ведущей роли деятельности в формировании общественных отношений и развитии личности; о системности и социальном управлении; о единстве теории и практики; о творческой активности личности.
В основе концепции исследования лежит положение о том, что экономическое воспитание является базовым для современного образованного человека, который должен хорошо понимать, что его личное благосостояние и уровень развития общества, всех сфер общественной жизни в первую очередь зависят от состояния экономики и активного и сознательного личного участия каждого члена общества в экономических отношениях.
Исходные теоретические позиции базируются на:
• теориях социализации личности, понимаемой как включение ребенка в систему общественных отношений (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Р.Г.Гурова, И.С.Кон, В.В.Лебединский, А.В.Мудрик, М.И.Рожков и др.);
• гуманистических идеях воспитания ребенка (Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.); теории управления (В.Г.Афанасьев, Г.X.Попов, Ю.А.Тихомиров, Л.И.Уманский, Р.X.Шакуров и др.);
• личностно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса, который предусматривает сочетание личных и общественных целей (В.И.Андреева, Л.П.Буева, А.А.Кирсанов, А.Т.Куракин и др.);
• идеях единства обучения и воспитания, воспитания и самовоспитания, взаимосвязи урочных и внеурочных занятий, органическое единство которых способствует гармоничному развитию личности (Ю.К.Бабанский, Л.Ю.Гордин, Б.Т.Лихачев, В.И.Казаренков и др.); теории учебно-воспитательных комплексов (Б.3.Вульфов, М.М.Плоткин, В.И.Ширинский и др.);
• теории психического развития ребенка (Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин);
• теории детского коллектива и коллективной деятельности (Ю.К.Бабанский, Н.С.Дежникова, В.А.Караковский, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов, Э.Г.Костяшкин, Н.И.Монахов, Л.И.Новикова, И.Т.Огородников, И.Б.Первин, Н.Л.Селиванова, Г.Н.Филонов, С.Е.Хозе, А.Л.Шнирман, и ДР -);
• теории педагогического творчества (В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров и др.);
• теории игровой деятельности и деловой игры.
Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач, личностно-деятельное-тным подходом, реализованным в ходе опытно-экспериментальной работы. В связи с этим использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения философской, социологической, экономической, психологической, педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование и программирование, ретроспективный анализ процесса экономического воспитания, осуществляемого в соответствии с разработанной технологией в различных типах учебных заведений, а также методы эмпирического уровня: изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, изучение документации, анкетирование, интервьюирование, социологические опросы, включенное наблюдение, беседа, взаимо- и самооценка, обобщение независимых характеристик, самонаблюдение, самоотчеты учащихся и тестирование.
В основу исследования положен метод широкомасштабного педагогического эксперимента по разработке и внедрению игровой технологии экономического воспитания в условиях российской школы. Существенную роль в системе доказательств выдвинутой гипотезы выполнял анализ педагогического опыта по разработке и внедрению игровой технологии экономического воспитания школьников в различных регионах России и стран СНГ (Казахстан, Киргизия и др.).
Базой исследования выступали общеобразовательные школы различных регионов России и стран СНГ, работающие как в рамках авторского программно-методического комплекса "Экономика в школе", так и по другим учебным программам. Основная опытно-экспериментальная работа проводилась в школах №№ 277, 325, 327, 825, 1042, 1252 г. Москвы, в Подмосковном банковском лицее, в школах №№ 48 и 90 г. Н-Тагила, №№ 63 и 94 г. Челябинска, № 3 г. Новый Уренгой, № 44 г. Норильска, Ш 33 и 34 г. Брянска, №№ 54 и 58 г. Но-воуральска, № 62 Нововятского района г. Кирова, № 3 и школе-гимназии г. Арзамаса Нижегородской области и в ряде других школ России, а также в школе № 55 г. Алма-Ата (Казахстан).
Широкая апробация разработанных материалов и их внедрение проводились на базе ряда областей через институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (Брянский, Вологодский, Кировский, Ростовский, Челябинский, Якутский).
Исследовательская работа проводилась также в специализированных экономических классах, школах юного менеджера и бизнесмена, созданных при Московской городской организации общества "Знание" и при Московском государственном университете. Кроме того, проводилась специализированная смена в Российском детском центре "Орленок", в ходе которой апробировался вариант политико-экономической игры "Выборы Президента". Эта игра стала составной частью программы "Будущие лидеры России", разработанной Институтом развития личности Российской Академии Образования.
Этапы исследования. В ходе проведенного исследования можно выделить пять основных этапов.
На первом этапе (1983-1987 гг.) определялись основные подходы к разработке концепции исследования и систематизировались представления об исследуемом объекте на базе общественной проблемной лаборатории Нижнетагильского государственного педагогического института "Экономическое воспитание учащихся в системе деятельности школьного коллектива" при НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, проводились первичные замеры уровня экономической воспитанности учащихся, разрабатывались методики экономического воспитания школьников.
Второй этап исследования (1988-1990 гг.) был посвящен анализу производственной деятельности первичных трудовых коллективов учащихся, выявлению уровней овладения школьниками экономической деятельностью, характеристике каждого уровня, определению зависимости эффективности экономического воспитания в первичном трудовом коллективе от уровня квалификации педагога, изучению особенностей экономического воспитания старших подростков и определению критериев его эффективности. Основные результаты исследования второго этапа изложены в кандидатской диссертации на тему "Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников" (1990 г.).
На третьем этапе (1991-1993 гг.) разрабатывались экспериментальные программы сквозного экономического образования школьников с I по XI класс, которые проверялись в базовых школах и готовились для массового использования. Одновременно разрабатывался учебно-методический комплекс "Экономика в школе", в основе которого лежит игровая технология, позволяющая активизировать процесс изучения основ экономических знаний, повысить его эффективность. Продолжалась работа над обновлением концепции экономического воспитания в свете кардинальных социально-экономических изменений. Была значительно расширена экспериментальная база, усовершенствован исследовательский инструментарий. В завершении данного этапа была подготовлена и опубликована сквозная программа экономического образования школьников, издана серия методических пособий по использованию игровой технологии (в соавторстве с доктором экономических и технических наук, профессором Б.А.Райзбергом).
В ходе четвертого этапа (1994-1996 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению программ сквозного экономического образования школьников на различных уровнях: школа, район, город и область (Вологодская и Кировская области, Ростов-на-Дону, Новый Уренгой, Новоуральск и другие). Кроме того, на этом этаце дорабатывалась и совершенствовалась авторская программа, пополнялись методические материалы за счет игровой технологии, в том числе для начальной школы и Y-YIII классов. Программа и учебные пособия для старших классов прошли экспертный совет Министерства образования и были опубликованы в официальном сборнике учебных программ министерства образования (1993/94 учебный год). Учебники и методические рекомендации по использованию игровой технологии были опубликованы издательством "Просвещение". Одновременно проводилось широкое внедрение указанных программ и игровой технологии в различных регионах страны, обобщались результаты научного исследования.
Пятый этап исследования (1996-1997 гг.) был посвящен анализу проделанной работы, изучению опыта преподавания экономики с использованием сквозной программы "Экономика в школе", определению эффективности разработанных методик. Была уточнены основные положения концепции разработки игровой технологии экономического воспитания школьников, определен комплекс мер ее успешного использования в учебно-воспитательном . процессе, намечены направления дальнейших исследований в этой области. Итогом завершающего этапа стало написание диссертационной работы, обобщившей многолетние поиски в области экономического воспитания школьников.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• выявлена специфика экономического воспитания учащихся средней школы в условиях коренного реформирования экономики;
• создана методическая система, вовлекающая в сферу экономического воспитания школьников всех возрастов;
• расширен круг научных представлений о сущности и педагогических возможностях игровой технологии экономического воспитания учащихся;
• разработана структура игровой технологии экономического воспитания учащихся, ее основные компоненты;
• предложена типология игр, основанная на дифференцирующих признаках;
• обоснованы принципы и определены этапы разработки игровой технологии применительно к условиям современной общеобразовательной школы;
• определены условия эффективного использования игровой технологии экономического воспитания независимо от изучаемой учебной программы;
• разработаны содержание и методика профессиональной подготовки учителя к творческому использованию игровой технологии.
Практическая / значимость исследования. В результате проведенного исследования разработаны и опубликованы:
• сквозная учебная программа (с I по XI класс), составной органичной частью методического обеспечения которой является игровая технология; учебно-методический комплекс, включающий игровую технологию экономического воспитания школьников: а) деловые игры, б) ролевые игры, в) имитационные игры, г) экономические практикумы, д) специализированный тренинг, е)комплексные экономические игры, проводимые в масштабах класса, школы и города;
• комплекс диагностических методик для определения уровня экономической грамотности учащихся, доступных для применения в школе и в который включен набор тестовых методик в обычном и компьютерном вариантах.
• занимательные материалы для учащихся младших и средних классов, включающие в себя головоломки, кроссворды и т.п.
Созданы первые компьютерные варианты экономических практикумов и деловых игр, сопровождающих учебную программу .
Материалы исследования используются в практической деятельности школьными педагогами при проведении уроков экономики и внеклассных мероприятий с экономическим содержанием, в процессе подготовки студентов педагогических вузов, в институтах повышения квалификации учителей.
Апробация и внедрение результатов проведенного исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность диссертанта в школах г. Москвы (№№ 325, 327, 825), в Подмосковном банковском лицее, Экспериментальном центре РАО в пос. Черноголовка, где апробировались первичные варианты программ и методик, отрабатывались различные приемы преподавания учебного материала, проводились пробные уроки с использованием новых игр, осуществлялась диагностика их педагогической эффективности и экономической воспитанности учащихся различных классов; б) руководство экспериментальными школами в различных регионах страны, где педагогические коллективы адаптировали программы и методики к условиям своей школы или региона ; в) разработка методических рекомендаций и их внедрение в широкую практику работы школ. Соискатель является автором более 30 сборников методических игр разного уровня. Все эти разработки неоднократно публиковались различными издательствами.
Результаты исследования обсуждались в различных аудиториях. С 1985 по 1995 гг. диссертантом сделано более 30 докладов и выступлений на научных и научно-методических конференциях и совещаниях. В течение 1994-1997 гг. успешность работы была признана в ходе следующих конференций: Москва (1994, 1996, 1997), г. Димитровград Ульяновской области (1994), г. Брянск (1994), г. Новый Уренгой (1995,1997), г.Киров (1995), г. Самара (1996), г.Санкт-Петербург (1996), г.Н-Новгород (1996).
За этот же период автор провел более 100 специализированных семинаров для педагогов и руководителей органов образования по использованию в процессе преподавания экономики игровой технологии.
Автор неоднократно выступал на страницах периодической печати с публикациями, посвященными проблемам экономического воспитания школьников, эффективному использованию игровой технологии. В течение четырех лет с 1993 по 1997 гг. соискатель вел постоянную рубрику 'Школа деловой игры" в "Социально-политическом журнале", где им опубликовано более 20 различных сценариев ролевых и деловых игр. В течение 1996-1997 гг. автор вел игровую рубрику в "Школьном экономическом журнале", где были изложены теоретические основы игровой технологии.
Достоверность полученных результатов. Содержащиеся в диссертации научные положения и выводы прошли длительную экспериментальную проверку. Достоверность их подтверждается воспроизводимостью результатов в различных школах и регионах страны. В Вологодской, Кировской, Ростовской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком Автономном округе Тюменской области, в г. Москве, г. Арзамас Нижегородской области, в г. Кирове, г. Перми и г. Новоуральске Свердловской области многие школы работают по программам соискателя, успешно используя их содержание \ и методическое оснащение, включая игровые технологии. В г.г. Брянск, Новый Уренгой, Ульяновск, Челябинск и в школах ряда других регионов, которые используют иные авторские программы, успешно применяется учебно-методический комплекс, созданный для обеспечения программы "Экономика в школе".
Положения, выносимые на защиту:
• экономическое воспитание - важнейшее средство повышения экономической культуры личности и общества, которое наполняет нравственным смыслом содержание экономического образования, обеспечивает практическую и социально-психологическую подготовку современного человека;
• игровая технология является ведущим компонентом системы экономического воспитания школьников. Она стимулирует не только мотивацию изучения экономических понятий, но и практически готовит человека к жизни, формирует нравственные ценности, которые позволяют личности ориентироваться в экономических отношениях и противостоять негативным влияниям современной действительности. Для выполнения этих функций игровая технология располагает широким спектром педагогических возможностей;
• в основе Типологии игровой технологии экономического воспитания школьников лежат следующие дифференцирующие признаки: масштаб модели социально-экономической системы, реализация "цепочки решений", характер и распределение ролей, различие ролевых целей, форма взаимодействия игроков ;
• основными компонентами структуры игровой технологии являются: проспект игры, сценарий, описание игровой обстановки, инструкции игрокам, руководство для руководителя игры и для экспертной группы;
• качество создаваемой игры обеспечивается при соблюдении научно обоснованных принципов и последовательности основных этапов разработки игровой технологии экономического воспитания школьников;
• успешное использование игровой технологии предполагает: деятельность по внедрению разработанной игры, включая научное руководство и консультирование педагогов, методическое, информационное, кадровое, организационное, правовое, финансовое, психологическое обеспечение; и деятельность по применению игры, эффективность'которой повышается при соблюдении комплекса педагогических условий.
Просмотров: 190 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz