Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Учебный процесс как источник эстетических интересов подростков : На примере образовательных областей Филология, Искусство. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:18
Скачать Учебный процесс как источник эстетических интересов подростков : На примере образовательных областей Филология, Искусство. бесплатно

Учебный процесс как источник эстетических интересов подростков : На примере образовательных областей "Филология", "Искусство"

Диссертация

Автор: Родионова, Виктория Анатольевна

Название: Учебный процесс как источник эстетических интересов подростков : На примере образовательных областей "Филология", "Искусство"

Справка: Родионова, Виктория Анатольевна. Учебный процесс как источник эстетических интересов подростков : На примере образовательных областей "Филология", "Искусство" : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2002 242 c. : 61 03-13/1049-X

Объем: 242 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2002


Содержание:

Введение
Глава 1 Теоретические основы анализа учебного процесса как источника эстетических интересов
11 Эстетический интерес как особая область интересов личности
12 Проблема эстетического интереса в истории философско-педагогической мысли
13 Учебный процесс в современной школе и его эстетические характеристики
14 Возможности учебного процесса как источника эстетических интересов (на основе анализа учебных программ образовательных областей «Филология», «Искусство»)
15 Проблемы диагностики эстетических интересов в младшем подростковом возрасте
Выводы по главе 1
Глава 2 Педагогические условия развития эстетических интересов подростков в учебном процессе
21 Круг интересов подростков и особенности их отношения к областям знаний «Филология», «Искусство»
22 Специфика проявления и развития эстетических интересов подростков в учебном процессе
23 Основы организации учебного процесса как источника эстетических интересов подростков
24 Условия развития эстетических интересов младших подростков в учебном процессе
Выводы по главе 2

Введение:

Специфика современной социокультурной ситуации в России такова, что в первую очередь школа ответственна за воспитание «человека культурного», человека духовного, в жизни которого значимым является эстетический мотив, эстетическое отношение (С.Л. Рубинштейн). Вместе с тем воспитание эстетического отношения школьника к различным сторонам действительности осуществляется в основном за рамками учебного процесса. Проблема обостряется дефицитом времени, большой учебной нагрузкой современного школьника. Это делает необходимым использование всех возможностей учебного процесса для приобщения подростка к духовно высоким образам культуры и искусства.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:
• между осознанием духовного кризиса общества и ростом ответственности школы за духовное становление подрастающего поколения;
• между многоаспектностью научных исследований учебного процесса и фактическим отсутствием исследований, посвященных эстетической ценности учебного процесса;
• между реализацией в педагогической практике по преимуществу познавательной функции учебного процесса и ослаблением внимания к его воспитательной функции.
Эти обстоятельства позволили определить и считать актуальной тему «Учебный процесс как источник эстетических интересов подростков (на примере образовательных областей «Филология» и «Искусство»).
Объект исследования - учебный процесс в современной школе.
Предмет исследования - учебный процесс как источник эстетических интересов подростков в образовательных областях «Филология» и «Искусство» (на материале таких учебных предметов, как русский язык, литература, иностранный язык, музыка, изобразительное искусство). з
Выбор младших подростков (учащихся 5-го класса) обусловлен отсутствием исследований феномена эстетического интереса в этом возрасте -важнейшем периоде развития мотивационно-потребностной сферы личности, в котором возможно либо пробудить эстетическую активность ученика, либо «погасить» ее навсегда, а также качественно новым (по сравнению с начальной школой) уровнем изучения предметов образовательных областей «Филология» и «Искусство».
Образовательные области «Филология», «Искусство» избраны для проведения исследования эстетических интересов подростков в связи с тем, что учебные предметы, входящие в них, характеризуются направленностью на развитие эстетической культуры школьников (это определено их целями, содержанием). В ходе изучения предметов указанных образовательных областей происходит целенаправленное и систематическое познание языка, лежащего в основе любой культуры (В. фон Гумбольдт), а также языка искусства. Интеграция учебных предметов, входящих в данные образовательные области, дает широкие возможности для развития эстетической культуры в целом, становления эстетических интересов подростков.
Цель исследования: определить пути и условия воспитания эстетических интересов подростков на уроках в образовательных областях «Филология», «Искусство».
Гипотеза исследования:
Возможности учебного процесса как источника эстетических интересов подростков реализуются, если:
1. В качестве специальной цели учебного процесса выдвигается воспитание эстетического отношения подростков к знаниям и способам деятельности;
2. На уроке происходит освоение не только познавательного потенциала учебного материала (содержания, способов деятельности), но развивается эстетическое отношение подростков к учебному предмету и процессу его освоения;
3. В учебном процессе стимулируется познавательная и эстетическая активность его субъектов;
4. На уроке организуются виды деятельности, меняющие позицию ученика от исполнительской к творческой;
5. Учебный процесс организован на основе субъект-субъектного взаимодействия, что способствует переживанию и осознанию гармонии человеческих отношений.
Доказательство этой гипотезы предполагает решение комплекса исследовательских задач:
1. Определить базовые понятия исследования;
2. Изучить возможности учебного процесса как источника эстетических интересов школьников;
3. Выявить особенности и определить специфику эстетических интересов младших подростков (на примере учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Музыка», «Изобразительное искусство»);
4. Определить особенности педагогического руководства процессом развития эстетических интересов подростков;
5. Выявить педагогические пути и условия реализации возможностей учебного процесса в воспитании эстетических интересов подростков.
Теоретико-методологическим основанием исследования явились теоретические положения системного подхода в области педагогики, в котором учебный процесс рассматривается как гуманитарная система, находящаяся в «отношениях включенности» со всеми другими (В.Г. Афанасьев, В.И. Ги-нецинский, Э.Н. Гусинский, Г.П. Щедровицкий и др.); личностно-деятельностный подход, в соответствии с которым личность человека в целом, его потребностно-мотивационная сфера проявляются и формируются в деятельности (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические положения современной дидактики о целостности учебного процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.К. Дьяченко, И.М. Кантор, В. Оконь, В.А. Сластенин, B.B. Сериков, B.B. Краевский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др.); теоретические положения исследований воспитания личности в педагогическом процессе (З.И. Васильева, М.А. Верб, Е.И. Казакова, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, К.Д. Радина, Н.Ф. Радионова, A.C. Робо-това, А.П. Тряпицына, Б.П. Юсов и др.); основные положения теории эстетического воспитания (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Д.Б. Кабалевский, В.А. Сухомлинский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, П.М. Якобсон и др.); результаты исследований по развитию художественных и эстетических интересов (A.A. Журкин, Л.А. Сатарова, В.А. Филиппова и др.); психолого-педагогические исследования младшего подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С Кон, Л.М. Фридман и др.), исследования, посвященные проблеме интеграции в процессе обучения (В. Готт, В.Н. Максимова, Н.В. Мирецкая, Н.Р. Ставская, Г.П. Яковлева и др.).
Этапы исследования.
Путь к постановке и решению исследовательских задач, осуществление самого исследования складывалось из следующих этапов:
На первом этапе (1999-2000 гг.), поисковом, определена степень научно-теоретической разработанности проблемы исследования, сформулирована гипотеза, рассмотрена специфика диагностики эстетического интереса.
На втором этапе (2000-2001 гг.) - диагностическом — был проведен констатирующий эксперимент, данные которого явились основой для прогнозирования педагогических путей и условий становления эстетических интересов подростков в учебном процессе.
На третьем (преобразующем) этапе определена система педагогических условий и выявлены основные пути воспитания эстетических интересов подростков в учебном процессе.
Положения, выносимые на защиту: 1. Учебный процесс как гуманитарная система объективно обладает эстетическим потенциалом, что проявляется в таких его характеристиках, как целесообразность, системность, структурность, целостность, подчинение действию закономерностей.
2. Реализация эстетической направленности учебного процесса требует целенаправленной систематической работы педагога. Учебный процесс имеет достаточные возможности для того, чтобы стать источником эстетических интересов младших подростков.
3. Эстетические характеристики учебного процесса реализуются в содержании учебного материала, способах деятельности, творческой активности субъектов, субъект-субъектном взаимодействии.
4. Целенаправленная деятельность учителя по отбору эстетически значимого содержания урока, организация эстетически значимой деятельности, взаимодействие субъектов учебного процесса, которое осуществляется в единстве коммуникативных и эстетических аспектов, позволяет учебному процессу быть источником эстетических интересов младших подростков.
5. Эстетический интерес младших подростков становится значимым личностным феноменом при соблюдении совокупности педагогических условий.
6. Система педагогических условий складывается из диагностики направленности личности, творческого потенциала, отношения ученика к разным видам деятельности, изучения его познавательной активности (ядро эстетического интереса), уровня включенности в эстетическую деятельность, самоанализа учителем своих эстетических интересов и возможности организации работы по воспитанию эстетических интересов школьников.
В ходе осуществления экспериментальной работы использованы различные методы исследования', теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; контент-анализ; анализ документации (нормативных документов, школьной документации); педагогическое наблюдение, анкетирование учащихся, интервьюирование учителей, анализ результатов творческой деятельности детей и педагогов, рейтинг, эмпатическая беседа, анализ конспектов уроков, наблюдение и анализ уроков, самоотчет учащихся и учителей, использование диагностических заданий.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
• систематизированы научные знания об эстетическом потенциале учебного процесса как системы в современной школе (на примере предметов, входящих в образовательные области «Филология», «Искусство»);
• выделены эстетические характеристики учебного процесса на уроках русского и иностранного языка, литературы, музыки, изобразительной деятельности;
• доказано, что учебный процесс на уроках русского и иностранного языка, литературы, музыки, ИЗО во всех своих компонентах может быть источником эстетических интересов младших подростков;
• проведена педагогическая экспертиза эстетических возможностей учебно-методического комплекса (программ, учебников, методического сопровождения) как необходимой основы целенаправленной работы по развитию эстетических интересов подростков в учебном процессе;
• выявлен эстетический потенциал различных видов познавательной деятельности;
• установлены сущностные связи и зависимости между эстетическими возможностями учебного материала, логикой, структурой учебного процесса, деятельностью, отношениями субъектов и динамикой становления эстетических интересов младших подростков;
• определена специфика эстетических интересов младших подростков: син-кретичность, зависимость от внешних влияний, преобладание эмоционального компонента над рациональным, непосредственность проявления.
Практическая значимость исследования определяется разработкой технологии построения уроков, реализующих возможности учебного процесса как источника эстетических интересов младших подростков.
Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении основных положений, хода и предварительных итогов научного исследования на аспирантских проблемных лабораториях кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, на международных научно-практических и научно-методических конференциях («Женщина в третьем тысячелетии», 2001 г., ХХ1-я и на ХХН-я Всероссийские научно-практические конференции по проблемам педагогики ненасилия в 2000 и 2001 гг., «Язык. Культура. Образование» в 1999 году).
Экспериментальной базой исследования стали школа № 225 Адмиралтейского района, школы № 122, № 294, № 320 Центрального района, гимназия № 24 Василеостровского района Санкт-Петербурга.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, библиографии.
Просмотров: 137 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz