Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 19 » Скачать Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе : На примере Российской бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
04:44
Скачать Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе : На примере Российской бесплатно

Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе : На примере Российской федерации и Китайской Народной Республики

Диссертация

Автор: Лян Лин

Название: Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе : На примере Российской федерации и Китайской Народной Республики

Справка: Лян Лин. Условия и факторы формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи в изменяющемся обществе : На примере Российской федерации и Китайской Народной Республики : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.06 Санкт-Петербург, 2003 185 c. : 61 04-22/131

Объем: 185 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2003


Содержание:

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ 0РР1ЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
11 Студенчество как объект исследования и его место в социальной структуре общества и в группе молодежи
12 Ценностные ориентации и их особенности у студенческой молодежи
13 Общие тенденции изменения ценностных ориентации в современном обществе 5^
14 Особенности динамики ценностных ориентации в период реформирования общества
2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА В КНР И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
21 Содержание реформ: политические, экономические и социальные изменения в России и КНР
211 Содержание и итоги реформ 9^
212 Основные факторы, влияющие на изменение ценностных ориентации студенчества в России и КНР
213 Молодежная политика России и Китая
22 Социальные изменения и ценностные ориентации студенческой молодежи в России и КНР
221 «Базовые» (дореформенные) ценностные ориенггации студенчества России и КНР
222 Изменение ценностных ориентации студенчества в результате реформирования общества
223 Выявление воздействия специфики реформ на изменение ценностных ориентации студенчества Китая и России

Введение:

Актуальность темы исследования. Проблема ценностных ориентации студенческой молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообще, и социологии молодежи в частности. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации суперэтнических обществ России и Китая, вызванной ситуацией переходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.В силу особой восприимчивости и высокой социальной мобильности студенческой молодежи возникновение новых ценностных ориентации и девальвация прежних затронули эту переходную социальную группу в большей степени, чем другие слои общества.Особую значимость приобретают процессы, захватывающие ценностное сознание молодых людей, ибо именно они представляют собой ближайшее будущее данных обществ. Тем более это важно в отнощении потенциальной интеллектуальной, политической, экономической, культурной элиты общества, каковую представляет собой студенчество.Происходящие в российском и китайском обществах перемены обуславливают формирование нового ценностного сознания, соединяющего в себе лучшие культурно-исторические традиции духовности и гуманизма.Изучение динамики ЦСЕШОСТНЫХ ориентации студенческой молодежи России и Китая, предполагающее выявление основных доминант реформенных процессов, определяющих этот процесс, и создает теоретическую базу для эффективного прогнозирования различных социальных трансформаций, а также в известной степени управления ими.Социологическое исследование динамики ценностных ориентации студенческой молодежи в диверсификационном обществе, ее функций и поля имеет очевидную теоретическую ценность. Данное обстоятельство также позволяет считать выбор заявленной темы исследования оправданной.Степень научной разработанности проблемы. Проблема динамики ценностных ориентации студенческой молодежи в реформируемом обществе исследуется как социологами, так и культурологами, психологами, педагогами, философами, представителями других наук. Исследование этой динамики распадается на три большие группы вопросов: на вопросы, связанные с социокультурной структурой студенчества; на вопросы динамики и схемы его ценностных ориентации и на вопросы их трансформации в условиях диверсификации общества.Общетеоретическое раскрытие проблемы опирается на теоретикометодологические принципы, заложенные в работах российских специалистов в области социологии молодежи А.И. Запесоцкого, Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, А.А. Козлова, Ю.С. Колесникова, Б.Г. Рубина, Т.Э. Петровой, Е.Г. Слуцкого. Студенчество рассматривается как специфическая социальнодемографическая группа, переходность положения которой определяется особе1щостями образовательного воспроизводства знания и включения студенческой молодежи в общественную практику. Специфика положения студенчества в обществе определяет и особенности динамики ее ценностных ориентации.Большую роль в формировании теории динамики ценностных ориентации сыграла психологическая социологическая традиция, крупнейшими представителями которой являются Э. Гидденс, Т. Парсонс и др. Заметное влияние на развитие представлений об институциональных механизмах ценностной динамики оказали и «объективисты» К. Маркс, Э. Дюркгейм.Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр многочисленных исследований видных российских ученых, таких как А.Г. Здравомыслов, А.И. Запесоцкий, Н. Иконникова, Н.И. Лапин, В.А. Ядов, А.А. Козлов, З.В. Сикевич, В.Ф. Левичева, А.Г. Кузнецов, И.А.Сурина, В.П. Тугаринов, В.И Чупров и др. Среди китайских авторов, занимающихся проблемами ценностей и ценностных ориентации молодежи, в том числе и студенческой, следует назвать таких специалистов, как Дэн Сяопин (традиционные ценности китайского народа), Мао Цзедун (социалистические ценности), Чень Ицзы (динамика ценностных ориентации в годы модернизации), Чжан Цзэмршь, Чжан Вэймин, Чжан Сянго и многие другие.В последнее десятилетие, отражая происходящие в Китае и России перемены, появляются работы, в которых исследуются экономические, социальные, культурные последствия системных преобразований китайского и российского обществ, а также теоретико-методологические принципы их изучения. Среди российских авторов, посвятивших особое внимание анализу принципов и структуре реформ в России и Крггае, следует выделить А.С. Ахиезера, А.А, Давыдова, А. Панарина, В.В. Ильина, Н.И. Лапина, Л.П. Куксу, М.Л. Титаренко, В.Я. Портякова, П.М. Кожина, А.В.Шитова. Среди китайских специалистов по реформам в России и Китае необходимо назвать такие имена Фэнь Луй, Чжан Фуцян, Чжоу Синчен и др.Однако на общем фоне публикаций по вопросам динамики ценностных ориентации студенческой молодежи России и Китая социологический аспект, акцентирующий внимание на их сравнительном анализе, остается наименее разработанным.Объектом исследования являются ценностные ориентации студенческой молодежи России и Китая.Предмет исследования заключается в выявлении факторов формирования и динамики ценностных ориентации российского и китайского студенчества в период реформирования.Хронологические рамки исследования: исследование охватывает временные рамки от начала 1990-х годов и до 2000 года. Для более глубокого изучения объекта и предмета исследования автор прибегает к анализу как более раннего периода, так и период с 2000 до 2003 гг.Цель исследования: выявление условий, факторов трансформации и формирования ценностных ориентации в сознании российских и китайских студентов в переходный период в контексте теории социокультурной динамики.Для достижения поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи: — уточнение структурного статуса и функции ценностной ориентации, а также рассмотрение основных подходов к исследованию проблемы ценностной ориентации в философии, аксиологии, ювенологии в свете их использования в социологической теории; — выявление эвристических возможностей социологии молодежи как особой отрасли социологического знания в исследовании ценностной динамики современного студенчества; — раскрытие специфики ценностного сознания китайского и российского студенчества в условиях происходящих изменений как на социентальном, так и на институциональном уровне; — проведение сравнрггельного анализа доминирующих факторов реформирования российского и китайского общества, влияющих на динамику ценностных ориентации китайской и российской студенческой молодежи; — аналитическое сопоставление динамик ценностных ориентации студенчества России и Китая.Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: — дано социокультурное определение студенчества, обозначено его место в общей системе общества и выделен его особый статус в молодежной группе общества при совмещении историко-генетического и структурнофункционального подходов; — охарактеризовано системно-функциональное содержание ценностной ориентации в соотнесении с социальной структурой, культурными и историчес\^ ними традициями; — разработана классификация ценностных ориентации, основным принципом которой является диалектическая оппозиция «дифферешщрующее интегрирующее»; — обоснована необходимость совместного применения интегративного и структурно-функционального подходов в исследовании ценностных ориентации студенческой молодежи России и Китая; — выявлены и определены основные факторы, влияющие на формирование ценностных ориентации студенческой молодежи этих стран; — на основе анализа результатов социологических исследований сформулирован вывод о незавершенности и сложном характере системы ценностных ориентации российского и китайского студенчества; — произведена оценка перспектив дальнейшей переоценки ценностей и возможностей позитивного развиггия ценностных ориентации современного студенчества России и Китая.Теоретическая и методологическая база исследования.Методологическими идеями при работе над диссертацией служили фундаментальные положения социологии о преемственности теоретикопознавательного и историко-социологического процессов. По причине структурной раздвоенности ценностной ориентации на субъективную и объективную составляющие, когда ценностная ориентация предполагает не только объект ценностного стремления, но и субъект, активного носителя этого стремления, то теоретико-методологическая база исследования с необходимостью основана на двунаправленном анализе ценностных ориентации студенческой молодежи. С одной стороны, анализируются объективные факторы влияния на формирование ценностных ориентации, а, с другой стороны, рассматриваются субъективные факторы, влияющие на образование ценностных ориентации. (• Основным методологическим приемом исследования динамики ценностных ориентации студенческой молодежи является метод, совмещающий принцип стрз^ктурно-функционального анализа и пршщип диалектического метода, излагаемого в трудах классиков идеалистической и материалистической диалектики (Г.В. Гегель, К. Маркс, Ф, Энгельс, В. Ленин, Мао Цзедун, Дэн Сяопин), Совмещение стрзтсгурно-функционального анализа и диалектического метода позволяет обнаружить подлинное единство диалектических противоположностей, обладающих характером бинарной оппозиции и одновременно находящихся в состоянии дргаамического равновесия (Н.И. Лапин).Большую роль в плане использования основ1п>1х методологических принципов компаративистики сыграл проект «Сравнительные социальногуманитарные исследования в рамках международного сотрудничества: дисциплинарный и междисциплинарный аспекты» под рз^оводством Л.А. Вербицкой и опубликованные в рамках его труды.Эмпирическую базу исследования составляют как статистические данные, так и результаты социологических исследований, которые включают в себя несколько исследовательских блоков, посвященных комплексному изучению этнической идентичности и гражданского сознания молодежи Росси и Китая: формированию культурной идентичности, ценностного сознания, отношения к культурно-историческому наследию; формированию культуры межнационального наследия, установок на толерантность, а также блок вопросов по формированию экономической и юридической культуры.Основные положения, выносимые на защиту: Исходя из основных положений социокультурного анализа, определяющего студенчество как гетерогенную и взаимосвязанную систему, динамично развивающуюся и активно реагирующую на внешние и внутренние изменения, для которой характерны как инвариантность и стабилыюсть и их ценностные составляющие, так и противоречия и вариации, па защиту выносятся следующие позиции: 1. Применение современной социологией таких подходов, как интегративный и системно-функциональный к динамике ценностных ориентации студенческой молодежи оказывается недостаточным для полноохватного определения структуры и функции ценностных ориентации.Представляется, что такое определение может быть существенноскорректировано в системно-даалектическом подходе, который определяет ценностные ориентации в соотнесении с социальной структурой.2. Социология молодежи в исследовании динамики ценностных ориентации должна опираться не только на традиционные методы исторического материализма, структурного функционализма и конфликтологии, но и активно использовать подходы, развивающиеся в рамках социологии реформ и фиксировать социально-анпгропологические характеристики студенчества.3. Ценностные ориентации отличают один период исторического развития общества от другого, характеризуют присущие данному периоду ментальность, идеологичность, уникальность его культурно-исторического опыта. И в то же время ценностные ориентации являются символическим экраном всей социокультурной сферы жизни всего общества, благодаря чему возникает возможность выявления и анализа доминирзоощих факторов трансформации ценностного сознания обществ России и Китая.4. Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социального перехода и культурной трансформации, делает проблему ценностных ориентации ключевым моментом социокультурного строительства, связывая ее с проблемой конвергенции и интеграции в культурный единый универсум по принципу «многообразия в едршстве».5. Выявление тождества и различрш в динамике цеьшостных ориенгаций китайского и российского студенчества обуславливает необходимость более точного анализа тождества и различия кигайского и российского обществ в целом.Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научноисследовательской и преподавательской деятельности. Определенные аспекты проблемы сравнительного анализа динамики ценностных ориентации российского и китайского студенчества могут найти отражение в учебных программах по социологии, социальной философии, культурологи, стать базой для разработки вузовских специальных и факультативных курсов по проблемам социологии культуры и социальных изменений в России и Китае.Достоверность и оригинальность результатов исследования обеспечивается привлечением целого пласта анализируемых данных, а также репрезентативностью исследуемого материала, вводимого в научный оборот.Поскольку диссертация обращается к теоретическим концепциям разных наук, для работы характерен междисциплинарный подход.Апробация работы. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры социологии политических и социальных процессов факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Материалы, положения и выводы диссертации излагались на теоретических семинарах факультета социологии СПбГУ. По теме диссертации опубликованы три статьи общим объемом 2,5 печ. листа.Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих 8 параграфов, и заключения. В конце работы помещен библиографический список литературы, включающих 150 наименований.Общий объем работы 180 машинописных страниц.
Просмотров: 127 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz