Четверг, 16.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 1 » Скачать Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства. Новиков, Олег Алексеевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
15:33
Скачать Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства. Новиков, Олег Алексеевич бесплатно

Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства

Диссертация

Автор: Новиков, Олег Алексеевич

Название: Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства

Справка: Новиков, Олег Алексеевич. Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.01 / Новиков Олег Алексеевич; [Место защиты: Владимир. юрид. ин-т Федер. службы исполнения наказаний] Воронеж, 2008 176 c. : 61 08-12/242

Объем: 176 стр.

Информация: Воронеж, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА L f - I '
ПОНЯТИЕ «ВИЗАНТИЗМ» И ЕГО ОСОБЕННОСТИ КАК СИСТЕМЫ ЦЕРКОВНО - ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
§ 1 Понятие «византизм»
§ 2 Особенности византизма как системы церковно-государственных отношений
ГЛАВА II
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ»
§ 1 Особенности византийской государственности
§ 2 Правовые основы концепции «симфонии властей»
ГЛАВА IIL
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «СИМФОНИИ
ВЛАСТЕЙ»
§ 1 Зарождение концепции «симфонии властей» «Симфония» императора Юстиниана
§ 2 Эволюция церковно-государственных отношений в VII-середине
IX веках
§ 3 Эпоха IX-XV веков - завершающий период формирования византизма как особого синтеза Церкви и государства
§ 4 Развитие концепции «симфонии властей» в Русском государстве в
X-XVII вв

Введение:

Актуальность темы исследования.
Обращение к истокам государственно-правовой традиции всегда является актуальным и позволяет проанализировать основные принципы формирования той или иной правовой системы. Необходимо отметить, что византийское наследие является, пожалуй, одним из важнейших факторов, которые обусловили своеобразие русской государственности.
При обосновании актуальности темы работы следует учитывать три аспекта:
• Поскольку Россия в известной степени является наследницей Византийской империи в идеолого-политической сфере, то для осознания современного состояния России представляется важным раскрытие этого исторического опыта.
• В настоящее время мировая цивилизация стоит на «перепутье», и в результате возникает вопрос использования каждым государством своего исторического опыта, в том числе и в сфере государственного строительства.
• Поскольку составной частью русской традиции является опыт Византийской цивилизации, то появляется необходимость обращения к этому опыту. Однако его осмысление нельзя представить без изучения церковно-государственных отношений в Византийской империи, их теории и практики реализации, так как в истории Византии государство было тесно связано с Церковью и религией. Важное место здесь занимает византийская концепция взаимоотношений Церкви* и государства, которая получила название концепции «симфонии властей». При этом следует иметь в виду, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, и на основе изучения взаимодействия Церкви и государства в Византийской империи — также многонациональном государстве, можно выработать общие рекомендации по вопросам взаимодействия государства^ с религиозными институтами. Содержание концепции «симфонии властей» заключается в обосновании необходимости взаимодействия Церкви и государства. Она нашла- свое наиболее полное отражение в «Исагоге» — византийском законодательном памятнике IX века, которая сравнивает Церковь и государство с телом и душой. В настоящее время концепция «симфонии властей» упоминается в «Социальной концепции Русской I
Православной Церкви».
Степень научной разработанности темы и источниковедческая база работы.
Литературу, посвященную исследуемой теме, можно разделить на три части:
1) — Литература исторического и историко-правового характера;
2) — Литература философского и историко-философского плана;
3) — Иная литература.
К первому виду можно отнести произведения таких дореволюционных авторов, как А.П. Лебедев, В.В. Болотов, И.И. Соколов, Н.А. Скабаланович, В.Е. Вальденберг, В.М. Грибовский и др. Они посвящены различным аспектам взаимодействия Церкви и государства в Византийской- империи. А.П. Лебедев детально рассматривал проблему церковно-государственных отношений в Византии. Работы Н.А. Скабалановича посвящены историко-юридическим аспектам церковно-государственных отношений. Однако в своем исследовании русский византинист охватил только XI век. Нельзя здесь не упомянуть и работы русского византиниста Ф.И. Успенского, в которых содержатся выводы, касающиеся различных сфер жизни Византии. Многие идеи этих авторов и в настоящее время не утратили своей актуальности.
Следующую группу литературы по этой теме составляют произведения русских мыслителей XIX века. Хотя многие их работы посвящены общим проблемам византийской истории, но, в этих исследованиях нельзя было обойти и вопросы церковно-государственных отношений в Византии. Это труды Вл.С. Соловьева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева. Многие свои труды посвятил Церкви и государству, русский мыслитель, идеолог «творческого традиционализма» JI.A. Тихомиров. Среди произведений, посвященных исследованию развития концепции «симфонии властей» в Византии и в России можно назвать сочинения» такого историка Церкви, как А.В. Карташев, а также произведения Г.В. Флоровского.
Среди зарубежных ученых, затрагивавших отдельные аспекты избранной темы работы, можно отметить греческих исследователей С. Ламброса, К. Папарригопуло, Г.Г. Пицакиса, а также французского исследователя Г. Дагрона. Здесь также можно выделить работы английских историков С. Рансимена и А.Дж. Тойнби, а также труды Ф. Дворника. Большим вкладом в развитие мировой византинистики стали также работы румынского ученого Н. Иорги. г
В советский период, несмотря на то, что проблема церковно-государственных отношений в Византии оказалась вне внимания исследователей, тем не- менее отдельные вопросы этих взаимоотношений рассматривались в трудах по истории Византии Г.Г. Литаврина, А.П. Каждана, М.А. Поляковской, С.С. Аверинцева, Е.Э. Липшиц, И.П. Медведева и др.
Что же касается современного освещения исследуемой проблемы в отечественной науке, то здесь можно отметить ряд переизданных работ А. Шмемана, И. Мейендорфа и др., впервые увидевших свет на Западе, а также исследования А. Дворкина, А. Николина, И.С. Чичурова, И.П. Медведева. Здесь можно выделить также «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», посвященные социальной роли РПЦ в настоящее время и вопросам, касающимся важнейших сторон жизни общества. «Концепция» не только обогащает многовековой опыт Православия, но и, наряду с литературой, являющейся комментарием к ней, способна направить в сторону лучшего понимания многих вопросов прошлого и настоящего, в том числе и византийской концепции «симфонии властей», для которой нашлось место как в самой «Концепции», так и в комментариях к ней.
Таким образом, несмотря на возросший научный интерес к исследуемой теме, проблему церковно-государственных отношений в Византии нельзя считать в достаточной степени изученной. Кроме того, проблема непосредственно византийской концепции взаимодействия Церкви, и государства, которая, получила- название концепции «симфонии властей», вообще: не рассматривалась в современной юридической науке: И; настоящая работа стремится-в определенной степени восполнить этот пробел.
Источниковедческую базу работы* представляют собой законодательные: памятники Византии; исторические произведения византийских писателей и сочинения* Отцов Восточной Церкви, касающиеся исследуемой темы. Говоря о законодательных памятниках, необходимо упомянуть Новеллы; Юстиниана, в особенности VI Новеллу, дающую1 определение и толкование концепции «симфонии властей»; введения к таким памятникам юридической мысли империи, как Эклога' - законодательный, сборник Иконоборческой эпохи; Эпанагога, или Исагога, - правовой памятник периода Македонской' династии (867-1057 гг.); который дает несколько-видоизмененное определение «симфонии», а также некоторые иные Новеллы византийских императоров.
Среди сочинений византийских историков и писателей здесь можно назвать Евсевия Кесарийского (IV век), Прокопия Кесарийского (VI век),. Кекавмена, М. Пселла (XI век), Г. Акрополита и Н. Хониата (XIII век). Кроме того, это произведения Отцов Церкви, таких как Иоанн Златоуст, М. Исповедник и др., под влиянием трудов которых во многом и формировалась концепция «симфонии священства и царства».
Целью диссертационного исследования является воссоздание научно - теоретической картины процесса возникновения и исторической эволюции концепции «симфонии: властей» как самостоятельного явления и главного элемента византизма. Особое внимание уделяется ее отражению в законодательстве Византии. При этом исторические рамки служат своеобразным «фоном» для изучения этой концепции.
Задачи диссертационного исследования:
• анализ концепции «симфонии властей» как центрального элемента феномена «византизм»;
• выявление специфики византийской государственности;
• анализ особенностей церковно-государственных отношений в Византии, и их отражения в правовых памятниках определенного периода;
• рассмотрение1 эволюции концепции в каждом из периодов византийской истории;
• изучение влияния, которое оказала византийская традиция церковно-государственных отношений на. развитие России и в частности русского права;
Объектом исследования являются церковно-государственные отношения в Византийской империи и России и их отражение в научной' литературе.
С этих позиций предметом изучения выступает концепция^ «симфонии властей» как научно - теоретическая форма отражения соотношения Церкви и государства в Византии в IV - XV веках и в России в X - XVII веках.
Хронологические рамки. Исследование охватывает весь период истории Византии, начиная с IV века и по 1453 год, а также историю России вплоть до конца XVII века. Этот временной отрезок, включающий в себя весь период византийской истории, взят потому, что с IV века принято традиционно начинать историю Византийской империи. При этом имеет значение факт принятия христианства в качестве государственной религии империи. Он позволяет отделить историю языческого Рима от истории христианской Византии. Вместе с тем, концепция «симфонии1 властей» эволюционировала на протяжении всей истории Византийской империи, и для лучшего понимания ее необходимо изучать в процессе эволюции. Концепция «симфонии» властей» была воспринята Русью вместе с принятием христианства. Изучение ее развития в России, позволяет увидеть особенности «концепции», которые при обращении только к истории
Византии остаются нерассмотренными. Ограничение XVII веком в истории России объясняется тем, что, начиная с эпохи Петра I, концепция «симфонии властей» фактически прекращает свое существование, так как Церковь начинает играть служебную роль по отношению к государству.
Методологическаяоснова диссертации;
В диссертационном исследовании' был взят за основу диалектический подход, в , соответствии с которым концепция^ «симфонии властей», будучи центральным элементом византийской государственно-правовой8 традиции, рассматривается в ее эволюции.
Автор применил также конкретно-исторический метод, который позволяет акцентировать внимание на уникальности византийского культурно-правового феномена, именуемого в научном дискурсе «византизм», и его основных элементов. Кроме того, применялся также сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить изменения' в; определенных институтах, происходящие в различные временные промежутки, и системный метод, использование которого' позволяет рассматривать церковно-государственные отношения- как чацть у у государственной традиции Византии.
Научная новизна исследования заключается, в том, что впервые в отечественной юридической науке проводится научно-теоретическое воссоздание византийской концепции «симфонии властей» как центрального элемента понятия «византизм».
Проблема концепции «симфонии властей» как важной части византийской государственно-правовой модели, а: также вопросы взаимоотношений Церкви и государства4; в Византии в настоящее время не: получили достаточно целостного освещения в отечественной юридической науке. Почти все имеющиеся исследования принадлежат авторству русских-дореволюционных ученых, поэтому новое освещение данной темы, становится необходимым в связи с новыми геополитическими, правовыми, культурными и иными реалиями, изменившимися в XXI веке по сравнению с началом ХХ-го. Кроме того, необходимо более глубокое проникновение во внутренний смысл и связь фактов, идей и т.д.
В работе анализируется содержание концепции «симфонии властей», которая является важной частью феномена «византизм». На протяжении всей истории Византии концепция, «симфонии- властей» эволюционировала. Ее окончательное становление относится к IX веку, а свое наиболее полное выражение она получила в законодательстве византийских императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Отступление императоров от концепции «симфонии» приводило к кризису общество и государство, так как в Византийской империи под влиянием этой идеи постепенно сформировался идеал государства, власти, устройства мира. В работе отмечается, что Россия, восприняв христианство из Византийской империи, вместе с тем унаследовала и эту концепцию; В настоящее время перед Россией стоит проблема консолидации общества, основой для которой должны стать принципы, выработанные в процессе развития русской государственности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства, получившая название концепции «симфонии властей», представляет собой центральный элемент феномена «византизм» как комплекса особенностей отражающих специфику византийской государственно-правовой модели.
2: Центральная идея концепции «симфонии властей» заключается в том, что Церковь давала государству определенную систему ценностей, которыми государство должно было руководствоваться в своей деятельности. При этом христианские предписания определяли нормы позитивного права.
3. В' византийской традиции «симфония» означала не просто гармонию между двумя властями или двумя сообществами, - Церковью и государством, а имелось в виду стремление к внутренней сплоченности одного сообщества.
4. Византийское общество воспринимало концепцию «симфонии властей» как определенный идеал.
5. Византийская концепция «симфонии властей» постепенно эволюционировала и представляла собой отражение идей и принципов, которые разделялись, византийским обществом. Отступление власти от декларируемых принципов приводило к кризису общество и государство.
6. В Византии под влиянием, этой идеи вырабатывается нравственный идеал государства, власти, устройства мира, который был воспринят и другими государствами. Свое выражение концепция «симфонии властей» находила в законодательстве Византийской империи.
7. Поскольку концепция «симфонии властей» являлась важной' частью византийской государственно-правовой'модели, то Россия, восприняв христианство из Византии, вместе с тем унаследовала и эту концепцию. Под византийским влиянием формировались также и мировоззренческие основы русского общества.
8. В настоящее время в России ощущается необходимость идей, способствующих консолидации общества. При этом консолидация не может выступать в качестве определенной самоцели и должна происходить по мере осознания обществом необходимости использования своего исторического наследия, основанного на принципах, выработанных в процессе формирования и развития своей государственно-правовой традиции.
Научная ^практическая значимость работы.
Результаты работы могут быть использованы:
• при исследованиях в сфере церковно-государственных отношений, а также истории Византии и других государств, на развитие которых оказала влияние византийская традиция;
• для междисциплинарных исследований в сфере теоретических аспектов современного цивилизационного развития и его перспектив;
• в качестве дополнения к лекционным курсам и учебным пособиям по проблемам византийской истории и истории государств, на развитие которых оказала влияние Византийская империя.
Кроме того, исторический опыт Византийской империи может быть использован в законотворческой деятельности в процессе выработки модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями в условиях современной России.
Апробация работы. Основные положения исследования получили одобрение на заседании кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета, рекомендованы к защите, и нашли свое отражение в ряде публикаций автора (общий объем 3,7 п.л.).
Положения диссертации были внедрены в учебный процесс в Воронежском филиале Российской академии государственной службы при Президенте РФ и в практическую деятельность Межконфессионального Совета при Воронежской областной Думе. Важнейшие положения диссертации, аргументы и выводы излагались на всероссийских и международных научно-практических конференциях. В их числе: Всероссийская научно-практическая конференция «Правосудие: история, теория, практика» (Воронеж, 1 ноября 2006г.), Международная научно -практическая конференция «Запад-Россия-Восток»: параллели правовых культур (Елец, 18-19 мая 2007г.).
Структура работы связана с изложением материала, согласно рассматриваемым проблемам.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического описания.
Как писал испанский философ Ортега - и - Гассет: «Историческое знание - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, и не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений — жизнь не повторяется — но потому, что не дает перепевать . ошибки прошлого»1.
Вопрос о Византийском наследии России должен считаться вопросом правильного исторического выбора, а значит, и ее развития как самодостаточного культурного «мира».
1 Ортега - и - Гассет. X. Избранные труды. - М., 2000. - С. 94.
Просмотров: 198 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz