Среда, 15.05.2024
Диссертации
Меню сайта
Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение. Юрлов, Юрий Николаевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
19:03
Скачать Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение. Юрлов, Юрий Николаевич бесплатно

Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение

Диссертация

Автор: Юрлов, Юрий Николаевич

Название: Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение

Справка: Юрлов, Юрий Николаевич. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.14 Москва, 1996 246 c. : 61 97-19/98-7

Объем: 246 стр.

Информация: Москва, 1996


Содержание:

Введение
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки к пониманию сущности внутриличностных конфликтов курсангов 11
§1 Внутриличностный конфликт в концепциях зарубежных авторов 11
§2 Проблема внутриличностных конфликтов в работах отечественных психологов 26
§3 Теоретические основы внутриличностных конфликтов курсантов Критерии их оценки 36
Глава 2 Исследование внутриличностных конфликтов курсантов 60
§1 Методический замысел исследования внутриличностных конфликтов курсантов 60
§2 Психологические факторы, влияющие на протекание внутриличностных конфликтов курсантов 67
§3 Особенности протекания внутриличностных конфликтов курсантов 85
§4 Психологический анализ факторов, негативно влияющих на психическое состояние курсантов в военном училище 126
Глава 3 Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов курсантов в ходе учебно-воспитательного процесса
§1 Основные направления предупреждения внутриличностных конфликтов курсантов 144
§2 Разрешение внутриличностных конфликтов курсантов в ходе рациональной психотерапии 155

Введение:

Актуальность темы.
Внутриличностный конфликт относится к так называемым трудным ситуациям в жизни человека. Внутриличностный конфликт оказывает сильное влияние на деятельность и настроение переживающей его личности. Позитивное разрешение конфликта позволяет личности подняться на новый уровень своего развития, углубление же противоречий, лежащих в основе данного явления, может приводить к негативным для индивида последствиям, вплоть до развития личностного кризиса.
Реформирование Вооруженных Сил России, высшего военного образования требует более пристального внимания к личности будущего офицера, создания более эффективной системы личностного и профессионального развития, отвечающей требованиям современного дня. Одним из важных элементов подобной системы должно стать создание условий по предупреждению негативных явлений в жизни и деятельности будущего офицера, своевременному разрешению внутриличностных противоречий и конфликтов, возникающих у курсантов. Все это объективно актуализирует исследование по проблемам внутриличностного конфликта курсанта.
Проблема внутриличностных конфликтов, их источников, путей разрешения впервые сформулирована в работах З.Фрейда (1915), К. Хорни (1937). Значительный вклад в ее разработку внесли В.Е.Василюк (1984), Е.А. Донченко, и Т. М.Титаренко ( 1987 ), E.G. Калмыкова (1986 ), А. Н. Леонтьев ( 1975 ), А. Р. Лурия (1930 ), В. Н. Мясищев (1960), В. Франкл (1967) и др.
Отдельных аспектов конфликта и его разрешения касались Ю.А, Александровский (1993), А. И. Захаров (1988), В. В. Столин (1983), Е, В. Фанталова (1992) и др.
Некоторые аспекты внутриличностных конфликтов военнослужащих рассмотрены в исследованиях военных ученых: А.И. Китова (1972), Н. Ф.Феденко, В.П. Галицкого (1981), О.Х.-А. Рахимова ( 1989 ), А. И. Ши-пилова (1989), Ю. В. Шеремета (1990), П. А. Корчемного (1991), А. Я. Ан-цупова (1993), Ю. И. Мягкова (1995), В. И. Буянова (1996), Н. И. Конюхова (1996), А. И. Харитонова (1996) и др.
Однако к настоящему моменту проблема внутриличностных конфликтов курсантов и их разрешения в качестве специальной темы не ставилась, изучались лишь отдельные ее аспекты в контексте других проблем. По существу остается неразработанной единая концепция внутриличных конфликтов, не исследованы в полной мере сущность этого явления, его источники, пути и способы разрешения, между тем сложность современного этапа реформы Вооруженных Сил России, возрастание требований к уровню подготовки курсантов военных училищ требуют глубокого осмысления данного явления. у
Кроме того, актуальность диссертационного исследования определяется следующими обстоятельствами:
Во-первых, исследование проблемы внутриличностного конфликта курсанта обусловлено потребностями развития системы военного образования, задачей качественной подготовки специалистов для Вооруженных Сил России, созданием системы психологического сопровождения и обучения курсантов.
Во-вторых, изучение проблемы внутриличностного конфликта курсанта, выработка подхода к ней, имеет не абстрактное и оторванное от практики значение при организации работы с личностью будущего офицера, а отражается на вопросах определения этого состояния курсанта, оказании ему психологической и психотерапевтической помощи, а также в проведении мероприятий психогигиенической работы.
В-третьих, исследование поставленной проблемы тесно связано с необходимостью разрешать возникающие конфликты как самому курсанту, так и его непосредственным командирам. Около 25-30% курсантов за время обучения испытывают на себе внутриличностные конфликты.
Таким образом, исследование проблемы сущности внутриличностно-го конфликта курсанта, его источников, путей разрешения и предупреждения данного явления, может составить определенную базу для совершенствования деятельности должностных лиц В ВУЗов МО России в организации системы обучения и воспитания курсантов, проведении мероприятий психогигиенической и психопрофилактической работы, с будущими офицерами.
Актуальность проблемы, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования выступают внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища.
Предметом исследования являются особенности проявления и разрешения внутриличностных конфликтов курсантов высшего военного училища.
Цель работы состоит в изучении сущности внутриличностных конфликтов курсантов, особенностей возникновения и проявления этого явления в процессе жизнедеятельности личности будущего офицера, а также в исследовании необходимых путей конструктивного их разрешения и условий предупреждения.
8 соответствии с поставленной целью в исследовании необходимо решить следующие задачи: проанализировать теоретический подход зарубежных и отечественных психологов на проблему внутриличностных конфликтов; экспериментально исследовать особенности проявления внутриличностных конфликтов у курсантов высших военных училищ; осуществить разработку и апробацию конкретных методических приемов выявления, предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов курсантов,
В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующие положение
• в основе внутриличностных конфликтов курсантов высшего военного училища лежит личностно-значимое противоречие мещу различными потребностями, мотивами индивида находящее свое проявление в когни -глиной. эмоциональной и поведенческой сферах личности ;
• состояние внутриличностного конфликта курсанта можно рассматривать как временную дезадаптацию личности:
• особенности протекания, вид. а также способы и пути разрешения конфликтов зависят от лежащих в их основе противоречий
Методология, замысел и методы исследования Источниками специальной методологии явились: а)положения С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.Н.Дьяченко, Н.Ф. Феденко о единстве личности, сознания и деятельности, активно разрабатываемые в отечественной и военной психологии, причем за основу был взят деятельный подход к личности • А«И.Леонтьева(1975), который позволяет, на наш взгляд, наиболее целесообразно решить поставленные задачи исследования; шпри разработке методического обеспечения выявления внутриличностных конфликтов использовались идеи о влиянии внутриличностного конфликта на "Я - концепцию" личности, разработанные в гуманистической психологии (К Роджерс, 1962), идеи об ортогональной системе признаков личности , выдвинутой Л И.Собчик(1990); в) при организации психологической помощи личности по разрешению конфликта опирались на идеи, развитые Дюбуа в области рациональной психотерапии и нашедшие широкое применение в современной отечественной психотерапевтической практике.
Основой методического замысла являлось изучение реальных внут-риличностных конфликтов у курсантов высшего военного училища, вы-лонспил па сущности и особенностей протекания, путем сравнения результатов, полученных, посредством применения разных методов при проведении констатирующего эксперимента При этом использовались методы: включенного и невключенного наблюдения, диагностической беседы. анализа документов и результатов деятельности, а также методика Т.Лири.
Кроме того, в целях получения информации об особенностях протекания конфликтов у курсантов, факторов, способствующих появлению данного состояния у них, применялись методики; "шкала ценностей М. Рокича , "шкала депрессий "Опросник влияния негативных факторов''
Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в отечественной психологии, использованном комплексе методов получения эмпирических данных, позволяющих сопоставлять полученные результаты посредством разных методов; экспериментальной проверкой выявленных в исследовании данных в ходе констатирующего эксперимента, в котором участвовали 209 курсантов, чем обеспечивалась репрезентативность экспериментальной выборки; применение методов математической статистики и электронно-вычислительной техники для анализа результатов.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые:
• на основе анализа представлений, существующих в отечественной и зарубежной литературе проведенных экспериментальных исследований уточнена теоретическая модель внутриличностного конфликта;
• проанализированы и экспериментально доказаны основные проявления внутриличностного конфликта курсанта в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах личности;
• сформулировано определение внутриличностных конфликтов у курсантов их классификация в зависимости от основного противоречия, лежащего в их основе; выявлены и проанализированы внешние и внутренние условия, способствующие разрешению внутриличностных конфликтов курсантов. Положения, выносимые на защиту:
1) Внутриличностный конфликт курсанта- это такое состояние личности. при котором существует ярко выраженное противоречие между лично
Ч стно- значимыми мотйвами, целями, ценностями, обоюдная реализация которых в данный момент невозможна. В зависимости от лежащего в его основе противоречия внутриличностный конфликт может выступать в следующих видах: "потери смысла "2-х ведущих мотивов", "завышенных требований к себе", "влечений", "ролевого", "комплекса неполноценности".
2) Внутриличностный конфликт курсанта находит свое отражение в ког нитивной, эмоциональной и поведенческих сферах личности: в когнитивной - снижении самооценки личности, противоречивости образа "Я актуальное" индивида, а также в большой рассогласованности между образами "Я актуальное" и "Я идеальное"; в эмоциональной - преобладании негативного фона настроения, тревожности; в поведенческой - снижении ч. интенсивности и эффективности коммуникационных связей, а также объективных и субъективных показателей в учебной и служебной деятельности.
3) Разрешение внутриличностного конфликта курсанта зависит от его вида и осуществляется путем оптимизации лежащего в его основе ведущего противоречия.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы в определенной мере расширяют понимание сущности и особенностей проявления внутриличностных конфликтов, служат основой совершенствования работы должностных лиц училища по предупреждению и разрешению этого состояния у обучаемых, способствуют реализации задачи всестороннего гармоничного развития личности будущего офице-^ ра, а также дают возможность уяснить и обозначить ряд направлений дальнейшего исследования вопросов повышения качества подготовки специалистов в условиях реформирования Вооруженных Сил России.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы военными кадрами для I изучения внутриличностных конфликтов курсантов, совершенствования системы работы с будущими офицерами, организации деятельности должностных лиц по предупреждению возможных конфликтов у курсантов.
Обоснованные В исследовании выводы и рекомендации могут найти свое применение в интересах совершенствования организационной и воспитательной работы должностных лиц ВВУЗов Министерства Обороны, ^ при проведении психологической и психокоррекционной работы с курсантами, а также в ходе мероприятий по поддержанию психического здоровья обучаемых.
Апробация исследования: основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования докладывались и обсуждались на ряде межвузовских научно-методических конференций 24-25 ноября 1993 и 19-20 мая 1994 года, состоявшихся в г.Санкт-Петербурге в СПбВУРЭ ПВО, IX межвузовской военно-научной конференции 24-25 ноября 1994 года, Достоявшейся в г.Череповце. Основные выводы и результаты исследования использовались в системе командирской подготовки с офицерским составом училища, в ходе занятий с курсантами по военной психологии, докладывались на заседании кафедры психологии Военного Университета.
Внедрение результатов исследования осуществлялось при оказании автором психологической помощи курсантам ЧВВИУРЭ, переживающим состояние внутриличностнсго конфликта.
Выводы и положения диссертации нашли свое отражение в учебно-методическом пособии «Внутриличностный конфликт курсанта: сущность. источники, динамика». По теме диссертационного исследования в ЧВ8ИУРЗ была проведена в течение 1993-1995 годов научно-исследовательская работа «Конфликт», результаты шторой были внедрены в процессе обучения и воспитания курсантов
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на страницах машинописного текста, а также содержит 25 таблиц.
Список литературы включает в себя 198 наименований.
Просмотров: 152 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz