Вторник, 08.07.2025
Диссертации
Меню сайта
Форма входа
Главная » 2013 » Октябрь » 16 » Скачать Ценностные основы управления образовательными учреждениями. Дьяконова, Венера Никитична бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: download
Пароль: download
Скачать файл.
21:54
Скачать Ценностные основы управления образовательными учреждениями. Дьяконова, Венера Никитична бесплатно

Ценностные основы управления образовательными учреждениями

Диссертация

Автор: Дьяконова, Венера Никитична

Название: Ценностные основы управления образовательными учреждениями

Справка: Дьяконова, Венера Никитична. Ценностные основы управления образовательными учреждениями : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2005 185 c. : 61 05-13/2003

Объем: 185 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2005


Содержание:

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКаМЕГОДОЛОгаЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
11 Современные тенденции управления образованием
12 Проблема качества образования в ценностном аспекте
13 Управление качеством образования
14 Особенности управления образовательными учреждениями на ценностных основах
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
21 Характеристика экспериментальной базы исследования
22 Изучение профессиональных ценностей руководителей образовательных учреждений
23 Подготовка руководителей к реализации ценностных основ управления образовательными учреждениями
24 Оценка результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе

Введение:

Актуальность исследования. Современный этап развития социальноэкономических процессов в стране характеризуется масщтабными изменениями в различных сферах жизни, которые неизбежно затрагивают и образование. Сегодня одной из ведущих тенденций развития образования становится переход к ценностной парадигме, обусловленной целостным представлением об образовании как универсальной ценности постиндустриального общества. Ориентация на данную тенденцию требует кардинальной перестройки системы взглядов на образование, в том числе взглядов, касающихся его ценностных оснований. В этих условиях возникает необходимость уточнения концептуальных основ разных отраслей педагогической науки, в том числе и теории управления, разработки новых подходов к повышению качества управления образованием. Одним из перспективных путей преобразования сложивщейся практики в соответствии с вызовами времени становится исследование ценностных основ управления образованием.В педагогической литературе имеется достаточно богатый фонд научных знаний, содержащий результаты исследований культурных и духовных ценностей общества, определяющих построение содержания образования, различных аспектов развития ценностных отнощений субъектов образовательного процесса, становления ценностных ориентации личности в щкольные годы и т.д. Однако, проблемы ценностных основ управления образовательным учреждением, как важнейшего фактора, определяющего направленность деятельности образовательного учреждения, в педагогической науке недостаточно разработаны.Таким образом, противоречия между: • практической востребованностью научно-обоснованных знаний о ценностных основах управления современным образованием и недостаточной разработанностью проблемы; • ориентацией педагогической науки и практики на поиск путей гуманизации образования и существующей практикой, когда провозглашенные ценности нередко оказываются только декларативными; • потребностью в эффективном управлении и недооценкой значимости ценностных основ управления; • необходимостью развития ценностных подходов к управлению образовательным учреждением и недостаточной подготовленностью руководителей к ценностным основам управления - обусловили выбор темы исследования «Ценностные основы управления образовательными учреяедениями».Объект исследования: процесс управления образовательными учреждениями.Предмет исследования: ценностные основы управления образовательными учреждениями.Цель исследования: выявить и обосновать ценностные основы управления образовательными учреждениями.Гипотеза исследования сформулирована следующим образом.Развитие системы образования на этапе реформирования предполагает выявление ценностных основ управления образовательным учреждением, которые: - определяют содержательное наполнение основных компонентов управленческого цикла; - способствуют включенности членов педагогического коллектива в процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений; - являются одним из факторов, обеспечивающих эффективность функционирования и развития образовательного учреждения.В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи: - проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу для выявления современных тенденций и подходов к управлению образованием; - выявить, изучить и обосновать ценностные основы управления образовательными учреждениями; - изучить профессиональные ценности руководителей образовательных учреждений; - разработать комплекс способов и мер по подготовке руководителей образовательных учреждений к ценностным основам управления образовательными учреждениями; - провести экспериментальную проверку разработанного комплекса способов и мер.Теоретико-методологической основой исследования являются: - труды по теории и практике управления образованием и развитием образовательных систем (Г.М. Андреева, А.С. Горшков, Е.С. Заир-Бек, В.И. Зверева, Е.И. Казакова, Ю.А. Конаржевский, В.Ю, Кричевский, B.C.Лазарев, О.Е. Лебедев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, П.И. Третьяков, А.П. Тряпицына, Т.И. Шамова и др.); - современные концепции управления развитием сложных социальных систем (И. Ансофф, И.В. Бестужев-Лада, Л.П. Буева, В.И. Загвязинский, В.С.Лазарев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю.Кричевский, П.И. Третьяков, К.М. Ушаков, Т.И.Шамова и др.); - работы, исследующие ценностную проблематику образования (Б.С. Гершунский, И.С. Батракова, Е.В.Бондаревская, В.Г. Воронцова, П. Карстанье, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин, В.В.Сериков, В.В.Уланов, Л.И. Фишман, Г.И. Чижакова, В.А. Ядов и др.); - результаты исследований по проблемам качества образования (Г.А. Бордовский, А.Е. Бахмутский, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, А.А. Нестеров, М.М. Поташник, А.И. Субетто, СЮ. Трапицын, Е. Шишов и ДР-)Методы исследования: - теоретический анализ философской, психологической, научнопедагогической литературы; - социолого-педагогический: анкетирование, беседы с учителями и руководителями образовательных учреждений, специалистами управления образованием, наблюдение; - изучение и анализ материалов инспекторских проверок, школьной документации, статистических отчетов; - педагогический эксперимент; - анализ результатов.Логика и этапы исследования.Первый этап (2000-2001 г.г.) включал в себя изучение литературы по теме исследования, анализ существующей практики управления образовательными учреждениями, изучение профессиональных ценностей и стереотипов руководителей образовательных учреждений, осмысление педагогических резервов повышения эффективности управления. На этом этапе выявлялись исходные условия и противоречия в состоянии управления образовательными учреждениями, разрабатывался комплекс способов и мер, способствующих развитию профессиональной культуры руководителей школ.На втором этапе (2001-2004 г.г.) определялись цели и задачи экспериментальной работы, проводилась апробация комплекса способов и мер по подготовке руководителей к реализации ценностных основ управления образовательными учреждениями.На третьем этапе (2004-2005 г.г.) проводилась оценка эффективности предложенного комплекса способов и мер по подготовке руководителей к реализации ценностных основ управления через выявление тенденций изменений в состоянии и совершенствовании управления образовательными учреждениями, вставшими на путь ценностного самоопределения. уточнялись выводы результатов исследования, проводилось обобш;ение результатов экспериментальной работы.На защиту выносятся следующие положения: 1. Ценностными основами управления образовательными учреждениями являются выработанные коллективом, принятые всеми субъектами образовательного процесса и глубоко вошедшие в повседневную жизнь ценности-цели как образ желаемого будущего школы, ценностисредства как инструмент достижения ценностей-целей и ценностиотношения, как модель позитивного взаимодействия в духе взаимной поддержки.2. Осмысленные и принятые всеми субъектами образовательного процесса ценности, являющиеся основой уклада жизнедеятельности образовательного учреждения, обеспечивают направленность процесса управления образовательным учреждением, способствуют определению и выработке стратегических целей развития образовательного учреждения.3. Ценностные основы управления образовательными учреждениями, выражающиеся в ценностях-целях, ценностях-средствах и ценностяхотношениях, являются фактором, влияющим на качество школьного образования за счет: - формирования миссии, которая, являясь ядром ценностей школы, определяет предназначение школы; - согласованности действий руководителя и других субъектов образовательного процесса, порождающей включенность всех субъектов в ценностно-ориентированную осмысленную деятельность; - запуска механизма ценностно-целевого управления, предполагающего прогнозируемость результатов, нацеленности всех субъектов образовательного процесса на достижение прогнозируемого результата, солидарной ответственности каждого за результаты труда.4. Профессиональные ценности являются важной составляющей профессиональной культуры и, будучи основой мотивации Профессиональной активности и индивидуальной профессиональной концепции, выступают регулятором профессиональной деятельности руководителей.5. Ценностные основы управления определяют изменение управленческой деятельности в целом, что проявляется: - в расширении и новом содержательном наполнении функций управления; - в совершенствовании средств, способов и организационной структуры управления; - в переходе на программно-целевое управление образовательными учреждениями.6. Освоение ценностных основ управления образовательными учреждениями возможно при организации «внутрифирменного обучения» руководителей образовательных учреждений в масштабах образовательной системы улуса, что обеспечивает гармонизацию предлагаемых образовательных услуг и образовательных потребностей населения территориального округа.Научная новизна результатов исследования заключается: - в выявлении основных характеристик ценностных основ управления образовательными учреждениями; - в определении условий реализации ценностных основ управления образовательными учреждениями; - в выявлении специфики управления, построенного на ценностях современного образования; - в выявлении новых данных, характеризующих восприятие педагогами современных ценностей образования; - в определении ценностных составляющих профессиональной культуры специалистов в области управления образованием.Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обогащают складывающуюся теорию школьного образования за счёт: - уточнения научно-педагогического смысла понятия «ценностные основы управления образовательными учреждениями»; - уточнения методологии современного управления школьным образованием; - обоснования взаимосвязи между выявленными ценностными основами управления и качеством школьного образования.Практическая значимость исследования заключается в разработке методического инструментария подготовки руководителей к ценностным основам управления современной школой, который может быть использован в практической деятельности управленческих кадров образовательных учреждений разного типа и вида, органов управления образованием различных уровней, при разработке курсов и практических занятий в учреждениях профессионального педагогического образования, а также при проведении исследований в области управления образованием.Достоверность и обоснованность основных теоретических положений и научных выводов исследования обеспечивается: - непротиворечивостью и четким обозначением теорешко-мегодологических позиций; - применением методов исследования, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; - достоверностью исходных данных; - результатами опытно-экспериментальной работы, основанными на анализе оценки изменений в состоянии и совершенствовании управления образовательными учреждениями; - апробацией результатов работы на различных научно-практических конференциях.База исследования: образовательная система Намского улуса Республики Саха (Якутия).Апробация исследования осуществлялась в процессе деятельности образовательных учреждений и муниципального учреждения «Управление образования Намского улуса» Республики Саха (Якутия), на семинарах руководителей образовательных учреждений улуса, на всероссийской и республиканских научно-практических конференциях по проблемам совершенствования управления образованием.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. и
Просмотров: 207 | Добавил: Виталий50 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Сделать бесплатный сайт с uCoz