Скачать Особенности семейного воспитания бесплатно
Тема: Особенности семейного воспитания
Тип: Курсовая
Предмет: Педагогика
Объем: 35 стр.
Год: 2010
Фрагмент работы
В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания. В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога. Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами[5]. На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших - чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить. Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными[11]. Чаще всего разлад в отношениях между родителями и детьми возникает из-за собственнической позиции родителей. Ситуация эта довольно частая и приводит к различным, порой трагическим, разногласиям между поколениями. В чём причины такого поведения родителей? Попробуем упорядочить информацию: родитель воспринимает ребёнка, как свою собственность, забывая о том, что ребёнок – вполне самодостаточная личность; родитель, будучи в детстве сам окружён плотной опекой, повторяет этот же сценарий по отношению к своим детям; родитель, в детстве лишённый родительского внимания и ласки (сирота, нежеланный ребёнок и т