Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи
Диссертация
Автор: Тулынина, Анна Юрьевна
Название: Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи
Справка: Тулынина, Анна Юрьевна. Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.05 Ростов-на-Дону, 2004 199 c. : 61 05-19/110
Объем: 199 стр.
Информация: Ростов-на-Дону, 2004
Содержание:
Специальность 190005 - "Социальная психология" (психологические науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель: доктор социологических наук, профессор Мостовая Ирина Владимировна
Ростов-на-Дону
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
11 Этническая идентичность: история становления понятия
12 Структурные компоненты этнической идентичности 30«
121' Этнические стереотипы в структуре этнической идентичности
122 Этноаффилиативные потребности в структуре этнической идентичности
13 Влияние социального контекста на этническую идентичность
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
21 Цель, гипотезы, задачи, методы, техника, выборка, статистическая обработка (обоснование выборки, методов и техники исследования)
22 Анализ содержания* структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды
221 Содержание структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи в условиях нативной среды (русские ростовчане, адыги)
222 Содержание структурных компонентов этнической идентичности русской студенческой молодежи в условиях иноэтничной среды
223 Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности русской студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды
224 Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности адыгской студенческой молодежи в разных социокультурных условиях (аул - город)
23 Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности юношей и девушек в условиях нативной и иноэт-ничной среды (русские ростовчане, русские майкопчане, адыги)
24 Сравнительный анализ содержания структурных компонентов студенческой молодежи 1-го и 5-го курсов (русские майкопчане, адыги)
Введение:
Актуальность исследования. В России в конце 20 начале 21 века происходят системные изменения, сопровождающиеся сменой сложившихся отношений, традиций, норм, правил поведения, оснований социального причисления. Ломка социальных идентичностей в российском обществе представляет собой уникальную экспериментальную лабораторию для изучения общих механизмов социальной идентификации личности [Балагова JI.X., 1996; Здраво-мыслов А.Г., 1998; Лебедева Н.М., 1999; Сикевич З.В. 1999; Ядов В.А., 2000].
В 90-х гг. 20 столетия в нашей стране обозначились процессы, вызванные всплеском осознания этнической идентичности. Возрастание роли этнич-ности обусловлено психологической реакцией на социальную неопределенность. При разрушении метагрупповой идентичности, скрепляющей общество, на первый план выходят более устойчивые формы мезо- и микрогруппового структурирования, в том числе этническая. Деление по национальному признаку становится одним из основных атрибутов социального причисления, а этноидентичность актуализируется в числе центральных компонентов самосознания индивида [Велик А.А., 2001; Гришина Е.А., 1999; Данилова Е.Н., 1994; Дробижева Л.М. 1994, 1996; Лебедева Н.М., 1997, 1999; Коростылев А.Д., 2002; Павленко В.Н., Корж Н.Н., 1998; Солдатова Г.У, 2001; Стефаненко Т.Г., 1999; Ядов В.А., 2000].
У этого процесса есть генерационная (поколенная) специфика. Поэтому анализ этнической идентичности молодежи обретает самостоятельную значимость и требует целенаправленного исследования на материале историко-культурных регионов, что связано с решением важнейших задач общественной практики [Кадиева Р.И., 2002; Карпухин О.И., 1998; Лебедева Н.М. 2002; Панеш Э.Х., 1996].
Обращение к данной проблематике обусловлено не только вопросами российской социальной модернизации, поскольку уже во второй половине XX века в мировом масштабе наметились процессы, характеризовавшиеся всплеском осознания этнической идентичности [Болотоков В.Х., 1997; Ю.В. Бром-лей, 1987, 1990; Козлова М., 2001, Соснин В.А., 1997, Т.Г. Стефаненко, 2003; Черныш М.Ф., 1994J. В США в 2002 г. американской ассоциацией психологов был издан документ "Guidelines on Multicultural Education, Training, Research, Practice, and Organizational Change for Psychologists", посвященный вопросам этнической идентичности. В основу которого положены многочисленные исследования ведущих психологов [Levin К., 1995; Phinney Dj., 1996; Brewer М., 1999; Hornsey К. and Hogg M., 2000 и др.].
Анализ этнической идентичности осложнен неоднозначностью понятия "этнос". В данной работе оно используется для обозначения любых этнических общностей, в том числе национальных сообществ (поскольку ряд этнологов определяет русских как постэтническое образование). С точки зрения психологической науки, по мнению Т.Г. Стефаненко, этнос можно определить как группу людей, осознающих себя ее членами,на основе любых признаков, воспринимаемых как естественные и устойчивые этнодифференцирующие характеристики. [Бромлей Ю.В., 1993; Кон И.С., 1988; Лебедева Н.М., 1999; Шпет Г.Г., 1996; Стефаненко Т.Г., 1999, 2003]
Степень разработанности проблемы. Термин "этническая идентичность" в отечественную психологическую науку пришел из зарубежной социальной психологии. В российской психологии чаще пользовались термином "этническое самосознание", которое определяло предметность этносоциологии [Арутюнян Ю.В., 1972, 1984, 1990; Дробижева JI.M., 1985, 1991, 1994; Порш-нев Б.Ф., 1966, 1973; Сикевич З.В., 1996; Снежкова И.А., 1992]. В этнопсихологии термин "этническое самосознание" утверждается с середины 1980-х гг. [Агеев B.C., 1990; АсмоловА.Г., Шлягина Е.И., 1984; Вяткин Б.А., 1996; Кцоева Г.У., 1985; Лебедева Н.М., 1993; Петренко В.Ф., 1987; Татарко А.Н., 2002; Хотинец В.Ю., 2000; Чеснокова И.И., 1977].
В отечественной социальной психологии исследования, связанные с проблемой этнической идентичности, актуализировались во второй половине 90-х гг. XX в., постфактум активизации этнических процессов, породивших и стремление к культурному суверенитету, и национальный сепаратизм.
В потоке научных публикаций, посвященных этнической идентичности, можно выделить следующие направления: исследование стадий становления этнической идентичности [Романова O.JI., 1994; Стефаненко Т.Г., 1998, 1999J; трансформация этнической идентичности в постсоветский период [Лебедева Н.М., 1996, 1999, 2002; Мендяева А.Б., 1997; Павленко В.Н., 1997, 1998; Сол-датова Г.У., 1998, 2001; Стефаненко Т.Г., 1998]; особенности формирования этнической идентичности [Кауненко И.И., 2000; Хотинец В.Ю., 2001; Улым-жиева Е.А., 2003]; соотношение этнической' идентичности и установок толерантности - интолерантности [Лебедева Н.М., Татарко А.Н., 2003; Молхозова Ф.М., 1999; Мольденгауэр Н.В., 2001]. В данных трудах были разработаны отдельные теоретико-методологические подходы и решены многие важные проблемы исследования этнической идентичности, дан глубокий анализ работ зарубежных авторов [Дево Г., 1982; ТэджфелаГ., 1971, 1972, 1982; Тернера Дж., 1978, 1985, 1986; Финней Дж., 1993, 1997; Ягоды Г., 1966 и др.], связанных с изучением идентичности.
Проведенные научные изыскания позволили на междисциплинарном уровне обобщить и систематизировать основные положения отечественных и зарубежных исследований этнической идентичности. Однако при определении понятия "этническая идентичность" возникла проблема ее соотношения с содержанием таких понятий, как "этническое самосознание" и "этничность". В данной работе понятие этнической идентичности рассматривается как один из уровней этнического самосознания (относительно устойчивой системы осознанных представлений и оценок реально существующих этнодифференци-рующих и этноинтегрирующих компонентов жизнедеятельности этноса), составляющую социальной идентичности, а именно — осознание своей принадлежности к определенной этнической общности. При этом разводятся понятия "идентификация" (процесс формирования идентичности) и "идентичность" результат этого процесса) [Баранова Т.С., 1993; Качанов Ю.Л., 1993; Хотинец Ю.В., 2000; Ядов В.А., 1995].
Этническая идентичность как один из индикаторов межэтнической напряженности рассматривается Г.У. Солдатовой [1998, 2001]. О.Л. Романова [1994] разводит понятия "этническая идентичность" и "осознание принадлежности к собственной этнической группе". Специальным исследованием, поt священным этнической идентичности, является докторская диссертация Т.Г. Стефаненко [1999], где последняя изучается с позиции конструктивистской социальной, психологии как самостоятельная феноменологическая область, один из элементов конструирования индивидом образа окружающего мира и своего места в нем.
В научной литературе выделены .стадии становления этнической идентичности и особенности ее формирования на разных возрастных этапах. Этническое причисление рассматривается как процесс, при помощи которого люди конструируют свою идентичность. Сложность заключается в том, что этническая идентичность конструируется индивидом на основе аскриптивной идентичности, но может и не совпадать с ней. Развитие этнической > идентичности проходит ряд этапов: от диффузной до реализованной, которая достигается обычно в подростковом возрасте.
При разработке методических приемов изучения этнической идентичности были выделены характеристики социальной среды, влияющие на ее формирование и проявление: реальные социально-политические условия, статусные отношения контактирующих этносов, соотносительная численность этнических групп, ориентации этнической группы на тот или иной тигт общественного развития (традиционный - современный, коллективистский — индивидуалистский), этноконтактные условия (моно- или полиэтническая среда села или города) [Романова О.Л., 1994; Солдатова Г.У., 1998, 2001; Стефаненко Т.Г., 1999, 2002; Тимофеева Е.П., 2001; Хотинец Ю.В., 2000, 2001].
Несмотря на существование разнообразных исследований в области проблемы этнической идентичности, в российской науке остается множество белых пятен, связанных с ее исследованием [Романова О.Л., 1994; Солдато-ваГ.У., 1998; Стефаненко Т.Г., 2002; Хотинец В.Ю;, 2000]. Так, в научной литературе не существует единого подхода к определению этнической идентичности, ее структурных компонентов. Исследования старшего подросткового возраста показали, что этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не завершен. За рамками проведенных исследований осталось выявление тендерных особенностей формирования этнической идентичности. Изучаемые характеристики социальной среды не всегда дают исчерпывающую основу для интерпретации проявлений этноиден-тичности и дифференциации индивидов на подгруппы в зависимости от этно-контактной ситуации, что связано с психологической трактовкой понятия "этнос" и фактора этничности в сознании индивидов.
Целью данного исследования является изучение содержания структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи.
В качестве предмета исследования выступает этническая идентичность студенческой молодежи.
Цель исследования конкретизировалась в следующих задачах:
Теоретические задачи:
1. Осуществить теоретический анализ философских, психологических, социально-психологических источников, предметом исследования которых являются этническое самосознание и этническая идентичность.
2. Провести социально-психологический анализ понятия этнической идентичности, на основе которого уточнить содержание изучаемого понятия.
3. Обосновать выбор структурных компонентов этнической идентичности.
4. Сформулировать подходы к определению психологической границы этноса и этнического самопричисления, обосновав понятие нативной среды.
Методические задачи:
5. Подобрать методический инструментарий, позволяющий изучить содержание структурных компонентов этнической идентичности.
6. Разработать программу эмпирического исследования содержания структурных компонентов этнической идентичности.
Эмпирические задачи:
7. Проанализировать параметры (степень эмоциональной определенности, направленность) аффективного компонента этнической идентичности студенческой молодежи различных этнических групп (русские в Майкопе, русские в Ростове, адыги).
8. Осуществить сравнительный анализ содержания аффективного компонента этнической идентичности студенческой молодежи в условиях натив-ной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.
9. Выявить и сравнить уровень этнической* идентификации и этнических предпочтений молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.
10. Рассмотреть содержание когнитивного компонента этнической идентичности студенческой молодежи различных этнических групп- (русские в Майкопе, русские в Ростове, адыги).
П. Выполнить сравнительный анализ содержания когнитивного компонента этнической идентичности студенческой молодежи в зависимости от условий нативной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды
12. Изучить этноаффилиативные тенденции молодежи различных этнических групп (адыги, русские - майкопчане, русские - ростовчане).
13. Провести сравнительный анализ этноаффилиативных тенденций молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды (русские в Майкопе, русские в Ростове), адыгской студенческой молодежи в условиях сельской и городской среды.
14. Изучить и осуществить сравнительный анализ содержания компонентов этнической идентичности студенческой молодежи по критерию "пол" с выявлением тендерных аспектов.
15. Изучить и осуществить сравнительный анализ содержания компонентов этнической идентичности студенческой молодежи по критерию "курс", выявляя особенности влияния начального и завершающего этапов профессиональной социализации.
Гипотеза исследования: различия в содержании структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи обусловлены социокультурным характером среды - нативной или иноэтничной, зависят от половой принадлежности и этапа социализации.
Объектом исследования выступила студенческая молодежь г. Майкопа и г. Ростова-на-Донув возрасте от 17 до 22 лет. Общая* выборка составила 310 человек. Она была разделена на следующие подгруппы: студенческая молодежь, проживающая в условиях нативной среды - русские в Ростове, адыги в Майкопе; молодежь, проживающая в условиях иноэтничной среды - русские майкопчане; респонденты 1 курса (русские майкопчане, адыги), респонденты 5 курса (русские майкопчане, адыги); подгруппа "юноши" (русские майкопчане, русские ростовчане, адыги), подгруппа "девушки" (русские майкопчанки, русские ростовчанки, адыги).
Наш выбор обусловлен тем, что молодежь - это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших общеобразовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Молодая генерация выступает носителем новых противоречий и объективных изменений, происходящих в обществе, а также выразителем определенных свойств, которые передаются от поколения к поколению.
В основу теоретико-методологической базы исследования положены следующие подходы: положения о сущности человека и особенностях его развития в этнокультурной парадигме (JI.B. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Ю. Хотинец); информационная теория этноса, рассматривающая факторы неопределенности и хаотичности в социокультурной трансляции и связанные с этим проблемы адаптации сознания (О. Тоффлер); положения теории социальной идентичности (Г. Тэджфел), положения теории самокатегоризации (Дж. Тернер); представление об этническом самосознании (Б.Ф. Поршнев, Ю.В. Хотинец).
В целях сбора информации и анализа результатов был использован комплекс методов: изучение и теоретический анализ философских, психологических, социально-психологических, этнопсихологических, этносоциологиче-ских источников по проблеме; анализ документов, метод тестирования, метод статистической обработки данных.
Методический инструментарий был представлен следующими методиками: "Диагностический тест отношения", "Этническая- аффилиация", "Культурно-ценностный дифференциал" (автор - Г.У. Солдатова); процедурой частотного анализа, критериями "(р* - угловое преобразование Фишера", "А. -Колмогорова-Смирнова"; технологиями, компьютерной обработки данных (Microsoft Excel, SPSS 11.0 for Windows).
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологическим обоснованием исходных положений, используемых методов и методического инструментария, адекватных целям, задачам и логике исследования; применением методов математической статистики и стандартного программного пакета статистической обработки данных.
Результаты проведенного исследования позволили сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Нативная среда - определённый социальный ареал, ограниченный "психологической границей", в пределах которого доминируют культурно-языковые и нормативно-ценностные стандарты конкретного этноса, его традиции и обычаи - выступает важнейшим фактором актуализации этнической идентичности индивида.
2. В результате сравнительного анализа содержания структурных компонентов этнической идентичности выявлено, что эмоциональный образ собственного этноса имеет положительную направленность в группе русских респондентов в условиях иноэтничной среды и отрицательную в условиях натив-ной среды; в содержании когнитивного компонента этнической идентичности наиболее выраженными критериями в условиях нативной среды являются "подчинение", "ориентация) на группу", в условиях иноэтничной - "самостоятельность", "осторожность", "миролюбие", "направленность на взаимодействие"; в условиях нативной среды наиболее выражены этноаффилиативные тенденции, в условиях иноэтничной - антиэтноаффилиативные.
3. В условиях нативной среды эмоциональный образ собственного этноса у русской студенческой молодежи является нечетко структурированным на фоне отрицательной идентификации с ним; выраженности этноаффилиа-тивных тенденции и осознания своей культуры как открытой переменам и направленной на взаимодействие. В условиях иноэтничной среды русскими эмоциональная оценка образа своей этнической группы имеет низкую степень определенности на фоне преобладания отрицательных показателей коэффициентов "этнические предпочтения" и коэффициентов "этнической идентификации" и одновременного осознания своей культуры как открытой переменам и направленной на взаимодействие.
4. Сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности адыгской студенческой молодежи, проведенный в исследовании, показал, что в условиях нативной среды эмоциональный образ собственной группы является нечетко структурированным на фоне выраженной положительной направленности и отрицательной идентификации с адыгским этносом, проявления этноаффилиативных тенденций и осознания, что для своего этноса наиболее характерна ориентация на группу, открытость переменам и направленность на взаимодействие.
Научная новизна исследования определяется тем, что в ходе его проведения:
1. Обосновано понятие нативной среды как фактора, обусловливающего характер формирования и особенности проявления этнической идентичности, эвристическое значение которого состоит в возможности более четко обозначить психологические границы между этническими группами.
2. На основе результатов эмпирического исследования осуществлен сравнительный анализ содержания структурных компонентов этнической идентичности адыгской и русской=студенческой молодежи в условиях нативной и иноэтничной среды.
3. Получены и проинтерпретированы данные о содержании; структурных компонентов этнической идентичности студенческой молодежи в зависимости от моно/полиэтничной среды (селяне/горожане), половой принадлежности (девушки/юноши) и этапа профессиональной социализации (младшекурсники/старшекурсники).
Практическая значимость исследования-заключается в том, что полученные результаты и выводы диссертации могут быть использованы в работе комитетов по молодежной политике, выступать научным обоснованием практической деятельности институциональных организаций, реализующих национальную политику. Материалы диссертационного исследования могут использоваться в учебных курсах по этнологии, этнопсихологии, социологии, политологии и истории.
Апробация результатов исследования. Данные диссертационного исследования докладывались и получили позитивную оценку на Международной конференции "Психология общения: социокультурный анализ" (г. Ростов-на-Дону, 2003), на конференциях аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета (г. Ростов-на-Дону, 2002, 2003). По материалам диссертационной работы проведен научно-методический семинар. Теоретический и эмпирический материал диссертационной работы апробированы в авторском семестровом курсе лекций в Таганрогском государственном радиотехническом университете. Данные исследования используются в курсе политической психологии для студентов факультета психологии РГУ.
Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора, включая 6 тезисов и 1 статью общим объемом 1,6 усл. п. л.
Структура и объем работы отражают логику, содержание и результаты проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, включающего выводы, рекомендации и перспективы исследования; списка литературы, состоящего из 141 источников, из них - 4 на*английском языке; 6 приложений. Основное содержание диссертации изложено на 152 страницах машинописного текста. Работа содержит 10 таблиц, 115 рисунков, из них 49 рисунков в тексте.
|